Методическое обеспечение финансового анализа

Содержание финансового анализа

Основные направления финансового анализа:

1. Анализ имущественного потенциала:

· общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации (вертикальный и горизонтальный анализ баланса, построение аналитического баланса);

· анализ структуры и динамики активов;

· анализ структуры и динамики пассивов.

2. Анализ финансового потенциала:

· анализ ликвидности и платежеспособности организации;

· анализ финансовой устойчивости.

3. Анализ финансовых результатов:

· анализ структуры и динамики доходов и расходов организации;

· анализ уровня и динамики финансовых результатов;

· анализ показателей деловой активности;

· анализ показателей рентабельности.

4. Анализ движения денежных средств.

5. Комплексная оценка деятельности организации.

6. Анализ вероятности банкротства.

 

Результаты анализа оформляются в виде аналитической записки, которая, как правило, включает следующие основные разделы:

· Общая характеристика организации и экономической среды, в которой она функционирует.

· Финансовые показатели, коэффициенты и иные аналитические сведения.

· Качественная и количественная характеристика ключевых факторов, оказывающих наибольшее влияние на финансовое состояние организации.

· Выводы по результатам анализа и прогноз изменения финансового состояния.

Метод анализа – это способ изучения, измерения и обобщения влияния различных факторов на изменение результатов деятельности организации с целью их улучшения.

Методика анализа – совокупность правил, приемов целесообразного проведения аналитической работы.

При проведении аналитических расчетов финансового характера, используется обширная совокупность методов и приемов, заимствованных из различных наук и систематизированных в рамках финансового анализа.


Приведем одну из классификаций методов финансового анализа.

1. Классические методы математического анализа:

· методы элементарной математики;

· дифференциальное и интегральное исчисление;

· вариационное исчисление.

 

2. Традиционные методы анализа:

· метод сравнения;

· горизонтальный анализ;

· вертикальный анализ;

· коэффициентный анализ;

· трендовый анализ.

 

3. Специальные методы анализа:

· операционный (маржинальный) анализ;

· АВС - анализ.

 

4. Методы экономической статистики:

· метод средних величин;

· метод группировки;

· метод обработки рядов динамики;

· индексный метод;

· графический метод.

 

5. Методы детерминированного факторного анализа:

· метод цепной подстановки;

· метод абсолютных разниц;

· метод относительных разниц;

· метод пропорционального деления;

· метод долевого участия;

· метод логарифмирования;

· индексный метод;

· интегральный метод.

6. Методы математической статистики и эконометрики (стохастического факторного анализа):

· корреляционный анализ;

· регрессионный анализ;

· дисперсионный анализ;

· многомерный факторный анализ;

· кластерный анализ;

· компонентный анализ;

· спектральный анализ;

· методы обработки пространственно-временных совокупностей.

7. Методы рейтинговой оценки:

· метод суммирования значений всех показателей;

· метод суммы мест;

· метод суммы баллов;

· метод расстояний;

· таксонометрический метод.

 

Классические методы математического анализа применяются как в рамках других методов, например, методов математической статистики и математического программирования, так и отдельно, например, факторный анализ изменения экономических показателей может быть осуществлен при помощи дифференцирования и других разработанных на базе дифференцирования методов.

Методы экономической статистики используются для обобщения совокупности признаков изучаемых процессов и явлений, изучения их структуры и взаимосвязей, анализа количественных характеристик и динамики изменения показателей.

Методы детерминированного факторного анализа используются для исследования влияния факторов на результативный показатель в случае его прямой функциональной зависимости от данных факторных признаков. Задача детерминированного факторного анализа заключается в определении и количественной оценке влияния каждого фактора на результативный показатель.

Методы математической статистики и эконометрики применяются в тех случаях, когда изменение анализируемых показателей представляет собой случайный процесс. Наибольшее распространение из математико-статистических методов в финансовом анализе получили методы множественного и парного корреляционного анализа, регрессионный анализ. Данные методы играют важную роль в прогнозировании поведения экономических показателей. Если связь между анализируемыми характеристиками не детерминированная, а стохастическая, то математико-статистические методы – практически единственный инструмент исследования.

Методы рейтинговой оценки используются для исследования совокупности показателей, которые дают многостороннюю оценку деятельности организации. Для получения обобщающей комплексной оценки осуществляют сведение этих показателей в единый интегральный показатель, на основании которого и определяется рейтинг.

 


Процесс проведения анализа можно представить следующим образом:

1. Предварительный этап:

· Определение цели и задач анализа, определение объектов, составление плана аналитической работы.

· Сбор и подготовка информации необходимой для анализа, проверка ее достоверности, точности, и т.д.

· Отбор, структурирование и группировка данных.

· Разработка системы показателей, наиболее полно характеризующих объект анализа, определение нормативных значений показателей.

 

2. Аналитический этап:

· Анализ структуры и динамики изменения показателей.

· Сравнение фактических результатов деятельности с запланированными показателями, данными прошлых аналитических периодов, с показателями деятельности других организаций, со среднеотраслевыми показателями и т.д.

· Изучение степени влияния факторов на результаты деятельности организации.

· Определение резервов повышения эффективности деятельности организации.

 

3. Заключительный этап:

· Общая оценка результатов деятельности организации.

· Оценка качества работы менеджмента.

· Разработка рекомендаций.