Методическое обеспечение финансового анализа
Содержание финансового анализа
Основные направления финансового анализа:
1. Анализ имущественного потенциала:
· общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации (вертикальный и горизонтальный анализ баланса, построение аналитического баланса);
· анализ структуры и динамики активов;
· анализ структуры и динамики пассивов.
2. Анализ финансового потенциала:
· анализ ликвидности и платежеспособности организации;
· анализ финансовой устойчивости.
3. Анализ финансовых результатов:
· анализ структуры и динамики доходов и расходов организации;
· анализ уровня и динамики финансовых результатов;
· анализ показателей деловой активности;
· анализ показателей рентабельности.
4. Анализ движения денежных средств.
5. Комплексная оценка деятельности организации.
6. Анализ вероятности банкротства.
Результаты анализа оформляются в виде аналитической записки, которая, как правило, включает следующие основные разделы:
· Общая характеристика организации и экономической среды, в которой она функционирует.
· Финансовые показатели, коэффициенты и иные аналитические сведения.
· Качественная и количественная характеристика ключевых факторов, оказывающих наибольшее влияние на финансовое состояние организации.
· Выводы по результатам анализа и прогноз изменения финансового состояния.
Метод анализа – это способ изучения, измерения и обобщения влияния различных факторов на изменение результатов деятельности организации с целью их улучшения.
Методика анализа – совокупность правил, приемов целесообразного проведения аналитической работы.
При проведении аналитических расчетов финансового характера, используется обширная совокупность методов и приемов, заимствованных из различных наук и систематизированных в рамках финансового анализа.
Приведем одну из классификаций методов финансового анализа.
1. Классические методы математического анализа:
· методы элементарной математики;
· дифференциальное и интегральное исчисление;
· вариационное исчисление.
2. Традиционные методы анализа:
· метод сравнения;
· горизонтальный анализ;
· вертикальный анализ;
· коэффициентный анализ;
· трендовый анализ.
3. Специальные методы анализа:
· операционный (маржинальный) анализ;
· АВС - анализ.
4. Методы экономической статистики:
· метод средних величин;
· метод группировки;
· метод обработки рядов динамики;
· индексный метод;
· графический метод.
5. Методы детерминированного факторного анализа:
· метод цепной подстановки;
· метод абсолютных разниц;
· метод относительных разниц;
· метод пропорционального деления;
· метод долевого участия;
· метод логарифмирования;
· индексный метод;
· интегральный метод.
6. Методы математической статистики и эконометрики (стохастического факторного анализа):
· корреляционный анализ;
· регрессионный анализ;
· дисперсионный анализ;
· многомерный факторный анализ;
· кластерный анализ;
· компонентный анализ;
· спектральный анализ;
· методы обработки пространственно-временных совокупностей.
7. Методы рейтинговой оценки:
· метод суммирования значений всех показателей;
· метод суммы мест;
· метод суммы баллов;
· метод расстояний;
· таксонометрический метод.
Классические методы математического анализа применяются как в рамках других методов, например, методов математической статистики и математического программирования, так и отдельно, например, факторный анализ изменения экономических показателей может быть осуществлен при помощи дифференцирования и других разработанных на базе дифференцирования методов.
Методы экономической статистики используются для обобщения совокупности признаков изучаемых процессов и явлений, изучения их структуры и взаимосвязей, анализа количественных характеристик и динамики изменения показателей.
Методы детерминированного факторного анализа используются для исследования влияния факторов на результативный показатель в случае его прямой функциональной зависимости от данных факторных признаков. Задача детерминированного факторного анализа заключается в определении и количественной оценке влияния каждого фактора на результативный показатель.
Методы математической статистики и эконометрики применяются в тех случаях, когда изменение анализируемых показателей представляет собой случайный процесс. Наибольшее распространение из математико-статистических методов в финансовом анализе получили методы множественного и парного корреляционного анализа, регрессионный анализ. Данные методы играют важную роль в прогнозировании поведения экономических показателей. Если связь между анализируемыми характеристиками не детерминированная, а стохастическая, то математико-статистические методы – практически единственный инструмент исследования.
Методы рейтинговой оценки используются для исследования совокупности показателей, которые дают многостороннюю оценку деятельности организации. Для получения обобщающей комплексной оценки осуществляют сведение этих показателей в единый интегральный показатель, на основании которого и определяется рейтинг.
Процесс проведения анализа можно представить следующим образом:
1. Предварительный этап:
· Определение цели и задач анализа, определение объектов, составление плана аналитической работы.
· Сбор и подготовка информации необходимой для анализа, проверка ее достоверности, точности, и т.д.
· Отбор, структурирование и группировка данных.
· Разработка системы показателей, наиболее полно характеризующих объект анализа, определение нормативных значений показателей.
2. Аналитический этап:
· Анализ структуры и динамики изменения показателей.
· Сравнение фактических результатов деятельности с запланированными показателями, данными прошлых аналитических периодов, с показателями деятельности других организаций, со среднеотраслевыми показателями и т.д.
· Изучение степени влияния факторов на результаты деятельности организации.
· Определение резервов повышения эффективности деятельности организации.
3. Заключительный этап:
· Общая оценка результатов деятельности организации.
· Оценка качества работы менеджмента.
· Разработка рекомендаций.