Базовые концепции финансового менеджмента
Финансовый менеджмент как научное направление основывается на ряде фундаментальных концепций:
1. Концепция стоимости капитала. Эта концепция является одной из базовых теорий всей системы финансового менеджмента. Суть концепции состоит в том, что капитал в любой своей форме имеет свою стоимость, уровень которой должен учитываться при вовлечении капитала в экономический процесс.
2. Концепция временной стоимости денег. Суть концепции состоит в том, что имеющаяся сегодня денежная единица, и денежная единица, ожидаемая завтра неравноценны в силу трех основных причин: инфляции, риска неполучения ожидаемой суммы денежных средств и скорости оборота капитала. В силу инфляции происходит обесценение денег. Кроме того, всегда существует вероятность того, что по определенным причинам ожидаемая к получению сумма в нужный момент не будет получена. Наконец, имеющаяся в наличии в данный момент денежная сумма, в отличие от той, которая возможно будет получена в будущем, может быть немедленно пущена в оборот и принесет дополнительный доход.
3. Концепция денежного потока. Суть концепции состоит в том, что любая финансовая операция может представлять собой некий денежный поток (cash flow), т.е. множество распределенных во времени оттоков (выплат) и притоков (поступлений) денежных средств организации.
4. Концепция компромисса между риском и доходностью. Суть концепции состоит в том, что получение дохода сопряжено с риском. Между этими явлениями существует прямая зависимость. Чем выше ожидаемая доходность, тем выше уровень риска.
5. Концепция упущенных возможностей. Суть концепции состоит в том, что принятие любого финансового решения, как правило, носит альтернативный характер. Отказ организации от альтернативного варианта может повлечь за собой упущенные возможности получения большего дохода.
6. Концепция ассиметричности информации. Суть концепции состоит в том, что реально функционирующий рынок информационно не симметричен (т.е. информационно непрозрачен в равной мере для всех участников рынка). Отдельные участники рынка могут владеть определенной информацией недоступной остальным участникам рынка. Это делает их позицию более конкурентной, а принятое решение – более эффективным.