Организация и управление транспортным обслуживанием

 

Для рациональной организации транспортного обслуживания на предприятии создается транспортный отдел, за которым закрепляются следующие функции:

- разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;

- планирование потребности во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;

- планирование производственного персонала транспортных средств;

- планирование потребности в запчастях и их приобретения;

- оперативное планирование и диспетчеризация обеспечения предприятия всеми видами транспорта;

- обеспечение производственных процессов транспортными средствами;

- организация осмотров и ремонта транспортных средств;

- организация безопасности движения;

- организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);

- организация приобретения новых транспортных средств, их регистрация в государственных органах, получение лицензии на перевозку грузов и людей, списание и утилизация транспортных средств.

В зависимости от размера транспортного хозяйства и объема перечисленных функций в составе отдела выделяется ряд служб.

Во всех случаях создается служба движения, которая осуществляет приемку и отправку подвижного состава, подачу транспорта под погрузку и выгрузку на определенных пунктах.

На крупных предприятиях выделяется грузовая и коммерческая служба, которая ведает погрузочно-разгрузочными работами, оформляет перевозочные документы, ведет учет поступающих и отправляемых грузов, а также оформляет расчеты с внешними перевозчиками.

Как правило, в составе транспортного отдела создается техническая служба, которая организует и отвечает за состояние транспортных средств, ремонт подвижного состава и подъемно-транспортных механизмов, за обеспечением запасными частями и горюче-смазочными материалами.

На предприятиях, располагающих разветвленной сетью транспортных магистралей, создается служба дорожного хозяйства. Она ведает содержанием и ремонтом заводского дорожного хозяйства, включая транспортные магистрали, инженерные сооружения, средства связи и сигнализации, дорожную разметку и указатели.

Оперативное управление работой транспортного хозяйства осуществляет дежурный диспетчер, взаимодействующий с диспетчером предприятия.

Примерная структура развитой транспортной службы и самого транспортного хозяйства предприятия приведена на рисунке 29.

 

Рисунок 29 - Структура транспортного хозяйства

 

Для рациональной организации перевозок и расчета потребности в транспортных средствах требуется определить грузооборот предприятия, грузовые потоки и номенклатуру перевозимых грузов.

Грузооборот – это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).

Он подразделяется на внутренний, отображающий количество грузов, перемещаемых внутри предприятия, (рассчитывается на основе плановых заданий по выпуску продукции и объемов поставляемых материалов на рабочие места) и внешний, включающий доставку материальных ценностей на предприятие и вывоз готовой продукции. Внешний грузооборот рассчитывается на основе договоров, заключаемых с поставщиками и потребителями.

Расчет внутреннего грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости («шахматки»), в которой указываются как отправители, так и получатели. «Шахматка» составляется по цехам и предприятию в целом (см. Таблицу 8)

 

Таблица 8 - Расчет внутреннего грузооборота на предприятии, т

 

Получатели     Отправители                       Всего отправлено
1.Склад материалов   -
2.Заготовительный цех      
3.Механический цех      
4.Сборочный цех        
5.Склад готовых изделий - - - - - -
Итого получено:

 

Грузопоток – количество грузов (т, шт, кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.

Грузопотоки рассчитываются на основании:

- видов перемещаемых грузов;

- пунктов отправления и доставки;

- расстояний между пунктами;

- объемов перемещаемых грузов;

- частоты и регулярности перевозок.

Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.

Разовые перевозки – перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).

Маршрутные перевозки – постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам.

Грузопотоки рекомендуется оформлять на генплане предприятия в масштабе. Это позволяет анализировать и регулировать движение грузов.

По данным грузооборота и грузопотоков рассчитывается потребность транспортных средств по видам, численность транспортных рабочих, их производительность и фонд зарплаты, себестоимость транспортных работ.

Для сокращения холостых пробегов и простоев оборудования разрабатываются маршруты движения транспорта. Применяются, в основном, две системы внутризаводских маршрутов: кольцевая и маятниковая. Кольцевая система предусматривает обслуживание ряда пунктов, связанных последовательной перевозкой грузов от одного к другому. Маятниковая система применяется для транспортирования грузов между двумя постоянными пунктами (склад-цех).

Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях являются:

- механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой их организацией;

- применение унифицированной тары (в том числе и оборотной);

- внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;

- специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;

- организация контейнерных перевозок;

- внедрение автоматизированных систем управления транспортом.

 

Контрольные вопросы:

1.Какие задачи решает транспортное хозяйство предприятия?

2.Охарактеризуйте виды транспорта, применяемого на производственном предприятии.

3.Назвите функции транспортного отдела.

4.Охарактеризуйте основные подразделения транспортного хозяйства.

5.Как определяется грузооборот предприятия?

6.Как рассчитывается потребность в транспортных средствах?