Тема 16 - Управление энергетическим хозяйством предприятия

Организация и управление техническим обслуживанием и ремонтом

Назначение и содержание системы технического обслуживания и ремонта

Сущность и содержание сбытовой деятельности

Тема 14 - Управление сбытом продукции

 

В современной теории и практике производственного менеджмента существуют разные подходы к определению сущности сбытовой деятельности. Сбыт рассматривается как финальная стадия хозяйственной деятельности товаропроизводителя, позволяющая реализовать его экономический интерес; как технология поставки покупателю готовой продукции. Некоторые экономисты трактуют сбыт как смену форм стоимости товара (промышленный капитал в форме товарной стоимости) и как процесс товародвижения в виде материального потока. Управленцы утверждают, что это система хозяйственных связей по поставкам продукции (рыночные связи).

С развитием концепции маркетинга (от англ. market – рынок, сбыт, продажа) сбытовая функция вошла в состав его функциональных задач. Однако, учитывая реальное положение с развитием идеологии маркетинга в современной экономической и социально-политической среде предпринимательства на постсоветском пространстве, рассматривать сбыт в этом ракурсе, пожалуй, еще преждевременно.

В этой связи, остановимся на энциклопедическом определении этого важного процесса. Сбыт – это продажа, реализация предприятием, организацией, предпринимателем изготовленной ими продукции, товаров с целью получения денежной выручки (БЭЭ.-М.:Эксмо.2007). Кроме того, номенклатура и ассортимент продукции, ее качество и количество должны удовлетворять спрос потребителей.

В условиях рыночной экономики сбыт продукции играет важную роль в деятельности предприятия. В сфере сбыта окончательно определяется результат всех усилий предприятия, направленных на развитие производства и получение прибыли.

Развивая сбытовую сеть применительно к запросам покупателей, производитель получает больше преимуществ относительно конкурентов.

Сбытовая деятельность как бы продолжает процесс производства. Здесь «дорабатывается» товар, продвигается и готовится к продаже (сортировка, фасовка, упаковка, транспортировка и т.п.) Во время сбыта изучаются и выявляются потребности и предпочтения потребителей.

Продукция предприятия в процессе движения из сферы производства в сферу потребления проходит несколько отдельных операций: отпуск, транспортировка, складирование, хранение, доработка, продвижение к торговым звеньям, предпродажная подготовка и собственно продажа. Таким образом, сбыт служит связующим звеном между производством продукции и ее потреблением.

Сбытовая деятельность предприятия характеризуется отдельными ключевыми понятиями и определениями.

Готовая продукция – это изделия или виды услуг, процесс производства (осуществления) полностью завершен и качество их соответствует требованиям, предусмотренным стандартом и определенных потребителем.

Отпуск продукции – это передача готовой продукции потребителю, сопровождающаяся документальным оформлением.

Отгрузка продукции – это отправка продукции потребителю, находящемуся за пределами предприятия, на одном из видов транспорта.

Поставка продукции представляет собой доставку готовой продукции потребителю с документальным оформлением получения.

Реализация продукции означает не только ее поставку и доставку потребителю, но и получение платежа поставщиком.

Существуют различные виды сбыта продукции.

Интенсивный сбыт предполагает подключение к сбытовой программе всех возможных торговых посредников, независимо от формы их деятельности. Этот вид сбыта практикуется при продаже товаров ширпотреба, а также марочных или фирменных товаров. За счет высокой плотности сбытовой сети и множества покупателей эффективность этого вида достаточно высока. Однако существует и недостаток такого сбыта – это большое число мелких покупателей, что усложняет его контроль.

Сбыт косвенный – это продажа товаров через торговые организации, независимые от потребителей. Такой сбыт осуществляется через торговых агентов (брокеров, дилеров, комиссионеров), в настоящее время достаточно широко распространен.

Сбыт нацеленный применяется в тех случаях, когда реализацию товаров необходимо осуществлять целенаправленно на конкретные группы покупателей определенного сегмента рынка.

Сбыт прямой осуществляется путем установления прямых контактов с покупателями. Широко используется на рынке средств производства и реже на рынке товаров широкого потребления. В прямой сбыт входит: директ – маркетинг – прямая работа с клиентами; телефон – маркетинг; продажа по объявлениям в средствах массовой информации с купонами для ответов, создание и развитие сети фирменных магазинов.

Сбыт селективный (выборочный) характеризуется выборочным числом торговых посредников в зависимости от характера их клиентуры, возможности обслуживания и ремонта продукции, а так же от уровня подготовки персонала. Применяется в тех случаях, когда речь идет о товарах, требующих специального обслуживания, обеспечения запасными частями, создания ремонтных мастерских, а также при сбыте дорогих престижных товаров, которые целесообразно продавать в хороших магазинах и в соответствующем окружении.

Эксклюзивный сбыт (франшиза, от франц.franchise – льгота, вольность) – это создание и продолжение взаимоотношений между франчайзером (родительской компанией) и дочерними компаниями, мелкими фирмами и бизнесменами (франчайзи), при которых франчайзер обязан поставлять франчайзи в обмен на установленную плату промышленные или маркетинговые технологии, включая фирменные знаки. Договор франшизы – это договор либо контракт, в котором установлены условия взаимоотношений.

Сбыт готовой продукции – процесс не менее сложный, чем производство. Это объясняется множеством как внутрипроизводственных, так и непроизводственных факторов. Среди внутрипроизводственных факторов выделяются производственно-технологические возможности предприятия; условия для расширения ассортимента продукции и периодического его обновления; рационализация структуры сбытовых органов и квалификация их работников; уровень организации сбытовой деятельности; ценовая политика и др. Важно, что эти и подобные им факторы, управляемы внутренним менеджментом предприятия и поэтому направленность их влияния зависит от самого предприятия.

К непроизводственным (внешним) факторам относятся: состояние и развитие потребительского рынка, степень его насыщения товаром, с которым предприятие выходит на рынок; требования и запросы потребителей; наличие и активность конкурентов; внешние экономические условия и т.д.

Эти факторы на процесс реализации продукции часто оказывают решающее влияние, так как они неуправляемы или малоуправляемы внутренним менеджментом предприятия. Для детального изучения их воздействия на производственно-сбытовую деятельность предприятия проводятся маркетинговые исследования, и разрабатывается сбытовая политика или концепция организации сбыта.

 

14.2 Концепция организации сбыта[5]

Исходным пунктом и основой системы управления, предназначенной для руководства сбытом, является концепция организации сбыта, содержащая основные решения относительно сферы деятельности, а также долгосрочные цели и стратегический поря­док действий на рынке. В соответствии с этой концепцией создается и реализуется на практике структура организации сбыта. С целью сохранения на будущее эффективности орга­низации сбыта необходимо прилагать усилия к ее дальнейшему развитию. Концепция устанавливает направление, перечень и рамки оперативных и тактических мероприятий. С по­мощью концептуального планирования намечаются пути, оп­ределяющие успех или неуспех организации или проекта. Концепция включает в себя следующие структурные элементы:

- сфера сбытовой деятельности;

- цели (основные цели, главная цель);

- стратегия сбытовой деятельности;

- система сбыта;

- принципиальные установки по образу (стилю) действий.

Концепция является «путеводной питью» в деятельности предприятия, она должна обеспечивать единство и согласо­ванность работы всех его подразделений.

Исходным пунктом для определения сферы деятельности организации является программа сбыта ее продукции (услуг). Программа очерчивает круг потенциальных покупателей, местоположение которых, в свою очередь, определяет потенци­альную область сбыта.

Для эффективной работы сбытовой структуры предприятия важно четко и детально описать круг обслуживаемых покупа­телей (целевую группу). Если этого не сделать, то может воз­никнуть опасность, что сбыт, не будет соответствовать произ­водственной программе предприятия.

Благодаря установлению сферы сбытовой деятельности, в которой намерено оперировать предприятие, в конечном итоге определяется его потенциал сбыта и принимается решение о локальном, региональном, национальном или международном масштабе сбыта. Размер сферы сбыта определяют не только с точки зрения ее масштабов, но и для выполнения определен­ных расчетов. С ростом ее размеров повышается отдаленность покупателей, а вместе с этим растут и расходы по функциони­рованию сбытовой структуры. Это относится как к работе с покупателями, так и к службам логистики и сервиса.

При определении сферы сбыта в принципе желательно вы­делить в качестве ее ядра ту деловую область, которая имеет хорошие перспективы в отношении объема продаж и его рос­та. При этом, прежде всего, нужно проверить, насколько эта деловая область является прибыльной. Значительную роль при определении сферы деятельности, в особенности при ее уточ­нении и расширении, играют показатели продаж.

В рамках делового контакта с покупателями показатели продаж позволяют определить:

- каким потенциалом сбыта и коммерческого успеха распо­лагают отдельные деловые области;

- какая деловая область по профилю имеющегося спроса особенно хорошо соответствует производственным возможно­стям предприятия, а в каких областях такого соответствия нет;

- где конкретно открываются новые перспективные сферы сбыта.

На основе анализа сферы сбытовой деятельности форми­руются важнейшие выводы о целесообразных размерах, струк­туре и уровне квалификации организации сбыта. В принципе с увеличением объема программ сбыта, круга покупателей и сферы сбыта возрастает, и размер необходимой организацион­ной структуры сбыта.

Цели сбыта.Концептуальнойцельюсбыта является реали­зация долгосрочных решений, которые определяются целями стратегической политики и планов предприятия в целом (например, уровень рентабельности, размеры и предпринима­тельский профиль предприятия и т. д.).

Стратегическая цель предприятия состоит в том, чтобы в рамках разрабатываемых и реализуемых планов по возможно­сти наилучшим образом использовать потенциал сбыта и ком­мерческого успеха, которым характеризуется избранная дело­вая сфера. При этом главной целью является достижение соответствующей рентабельности, без которой не может быть гарантировано будущее предприятия. Наконец, все решения желательно проверить на практике, чтобы определить, какое влияние они оказывают на уровень рентабельности, хотя бы с точки зрения выявления общей тенденции.

Мерой полноты использования потенциала сбыта, которым располагает деловая сфера, является доля рынка. Эта величина количественно описывает позицию на рынке, которую занимает предприятие, и выражается через показатели объема продаж.

Доля рынка - решающий показатель при оценке позиций какого-либо предприятия на рынке. Доля рынка не только позволяет определить, в какой мере предприятию удалось за­воевать для себя потенциал сбыта. По сути дела, это фактор, дополнительно повышающий его конкурентоспособность и тем самым укрепляющий основу для успехов в будущем.

Чем больше доля рынка, тем большими возможностями обладает предприятие, чтобы:

- использовать снижение цен и благодаря этому достичь це­новых преимуществ в конкурентной политике;

- достичь господства на рынке;

- повысить свой престиж в глазах покупателя (имидж пред­приятия).

Вполне понятно, что профессионально управляемые пред­приятия интенсивно работают над тем, чтобы повысить свою долю на рынке и по возможности занять на нем господствую­щие позиции. Поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособ­ным, каждое предприятие должно стремиться обеспечить себе хотя бы минимально необходимую для данного рынка долю.

Другими важными показателями степени присутствия предприятия па рынке являются: охват покупателей и квота закупки товара одним покупателем.

Стратегия сбытовой деятельности описывает принципиальную модель действий, которая выбирается для того, чтобы достичь установленных целей. Для формироваішя стратегии сбыта ре­шающее значение имеет то, с помощью каких конкурентных преимуществ предприятие хочет занять позиции на рынке и создать свой деловой имидж.

В самом общем виде конкурентное преимущество может заключаться в преимуществе при исполнении какого-либо действия по отношению к покупателю или в пониженной це­не реализации. Для создания преимуществ используются сле­дующие возможности:

- деловые (деловая эффективность предложения на продажу товара);

- психологические - положительные переживания клиента (покупателя), вызываемые привлекательным с его точки зрения предложением;

- экономические (цена продаж, низкие эксплуатационные расходы);

- выигрыш во времени (время поставки товара покупателю);

- связанные с местом (местоположением) - продвижение товара непосредственно к потребителю;

- персональные – доверительные и стабильные межличностные контакты с покупателем (клиентом).

При использовании стратегии снижения продажных цен вся сбытовая деятельность предприятия – начиная с этапа формирования коммерческого предложения – находится в условиях ограничений по уровню цены. В соответствии с этим и выбор системы сбыта должен происходить главным образом с точки зрения снижения издержек обращения.

Определение методов сбыта сводится к выбору наиболее рациональных каналов сбыта (каналов распределения).

Выбор канала сбыта сопряжен с вопросом о способе сбыта – через посредников (косвенный сбыт) или без посредников (прямой сбыт).

Канал сбыта – это, в сущности, путь движения товара от производителя к потребителю. В зависимости от количества посредников различают четыре типа традиционных канала сбыта, которые обозначаются уровнем (см. Рисунок 25).


 

 
 


 

Рисунок 25 – Типы каналов сбыта

 

Эффективность канала сбыта во многом зависит от взаимодействия с посредниками, что можно назвать основой управления сбытом.

Исторически сложилось так, что каналы распределения представляют собой произвольную совокупность независимых фирм. Эти традиционные каналы сбыта имеют довольно слабое руководство и низкую производительность, а возникающие в таких каналах конфликты оказывают на них разрушительное воздействие. Поэтому кроме традиционных каналов сбыта, на сегодняшний день получили распространение иные каналы сбыта, называемые маркетинговые системы. Выделяют вертикальные, горизонтальные и комбинированные маркетинговые системы.

Вертикальная маркетинговая система – структура канала сбыта, при которой производители, оптовые и розничные торговые фирмы функционируют как единая система. Один из участников канала либо является владельцем остальных фирм-участников, либо заключает с ним контракт, либо имеет влияние, достаточное для того, чтобы объединить остальных участников. Таким образом, выделяют три основным типа вертикальных маркетинговых систем: корпоративная, договорная и комбинированная.

Горизонтальная маркетинговая система – схема построения канала сбыта, при которой две или более фирмы одного уровня объединяют свои усилия, чтобы осваивать новые маркетинговые возможности.

Комбинированные маркетинговые системы – многоканальные системы сбыта, при которых какая-либо фирма формирует два или более канала сбыта, чтобы охватить два или более сегмента рынка.

При разработке методов сбыта необходимо учитывать соотношение результативности и расходов по сбыту, находящихся в определенной предельной корреляции между собой, то есть при достижении определенной величины дополнительные затраты по сбыту не приносят соответствующей отдачи.

 

14.3 Организация управления сбыта

 

Управление сбытом должно стимулировать, побуждать продавца применять такой стиль продажи, который способствовал бы укреплению контактов с клиентом и находился в согласии со стратегией сбыта.Сбыт продукции является промежуточным звеном между ее производством, распределением и потреблением. В резуль­тате сбыта предприятие извлекает предпринимательскую при­быль. Основные функции управления сбытом можно объединить в три группы:

- функции планирования;

- функции организации;

- функции контроля и регулирования.

В свою очередь функции планирования включают:

- разработку перспективных и оперативных планов продаж;

- анализ и оценку конъюнктуры рынка;

- формирование ассортиментного плана производства по заказам покупателей;

- выбор каналов распределения и товародвижения;

- планирование рекламных кампаний и разработку мер по стимулированию сбыта;

- составление смет-затрат по сбыту и их оптимизацию.

Среди функций организации сбыта необходимо выделить

следующие:

- организацию складского и тарного хозяйства для готовой продукции;

- организацию продаж и доставку продукции потребителям;

-организацию предпродажного и послепродажного обслужи­вания потребителей;

- организацию каналов товародвижения и распределитель­ных сетей;

- организацию проведения рекламных кампаний и меро­приятий по стимулированию сбыта;

- организацию подготовки торгового персонала и управление

- деятельностью торговых представительств;

- организацию взаимодействия всех подразделений предпри­ятия для достижения целей сбыта.

К совокупности функций сбытового контроля и регулирова­ния мы относим:

- оценку результатов сбытовой деятельности;

- контроль за выполнением планов сбыта;

- оперативное регулирование сбытовой деятельности пред­приятия с учетом влияния внешних и внутренних неблаго­приятных факторов;

- оценку и стимулирование деятельности сбытового аппарата;

- статистический, бухгалтерский и оперативный учет сбыто­вой деятельности.

Все разнообразие сбытовых функций предприятия трудно перечислить. Кроме того, необходимо учитывать особенности их реализации каждым товаропроизводителем, что во многом определяется такими факторами, как:

- номенклатура и масштабы производства;

- количество и география потребителей;

- численность и интенсивность каналов распределения;

- характер и формы организации каналов товародвижения;

- имидж товаропроизводителя и его торговой сети и т. д.

Организационная структура отдела сбыта предприятия зависит от объемов сбытовой деятельности, вида, характера от­гружаемой продукции и целого ряда других особенностей. Наиболее распространенной формой структурного построения отделов сбыта является функциональная. При этом если пред­приятие производит широкий ассортимент продукции, отдел сбыта дополняется группами по контролю за выполнением плана поставок отдельных ее видов. При небольшом объеме сбытовой деятельности вместо отдела сбыта на предприятии может функционировать финансово-сбытовой отдел.

 

Контрольные вопросы:

1. Как Вы представляете сбытовую деятельность предприятия.

2. Какова роль сбыта в деятельности предприятия.

3. Какие формы приобретает продукция в процессе сбыта.

4. Охарактеризуйте виды сбыта продукции.

5. Какие основополагающие элементы определяет концепция организации сбыта (сбытовая политика).

6. Какие виды каналов сбыта существуют на практике.

7. Какие функции управления осуществляет отдел сбыта.

 

Тема 15 - Управление ремонтом и техническим обслуживанием оборудования

 

 

В процессе эксплуатации технологическое оборудование подвергается физическому и моральному износу и требует постоянного технического обслуживания. Работоспособность оборудования восстанавливается путем его ремонта. Технической основой необходимости ремонта является неравнопрочность деталей и узлов технических средств. Технически невозможно изготовить машину, механизмы, агрегат с деталями и узлами одинаковой прочности, равномерности износа и с примерно одинаковыми сроками службы. Поэтому и возникает необходимость в техническом обслуживании и ремонте техники, чтобы обеспечить ее нормальную работоспособность на весь гарантированный срок службы.

Ремонт и техническое обслуживание имеет важное экономическое значение для предприятия. Исследования показывают, что удельный вес неисправной техники в разных отраслях производства составляет от 3-5% до 10-15% и более и это приводит к большим показателям недополучаемой продукции. Затраты на ремонт основных фондов в себестоимости продукции достигают 6-14%.

Ремонт (от фр. remonter – поправить, пополнить, снова собрать) – это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий или их составных частей. Его производят, когда дальнейшая эксплуатация техники невозможна из–за изношенности, поломки или до выхода из строя. В первом случае способ восстановления технического состояния получил название «по потребности» (техническому состоянию); во втором – регламентируемый ремонт (планово - предупредительный).

В соответствии с характером выполняемых работ и степенью восстановления технического средства различают следующие виды ремонта:

- капитальный, наибольший по объему и сложности, требует полной разборки и ремонта всех базовых деталей, замены изношенных деталей и узлов, восстановление определенной части;

- средний ремонт производится для восстановления неисправности путем замены или ремонта составных частей, оказавшихся изношенными; требуется частичная разборка техники;

- текущий ремонт – минимальный по объему работ, при котором восстановлением или заменой изношенных деталей и регулированием механизмов достигается нормальная работа оборудования до очередного планового задания.

Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия (техники) при использовании по назначению, при хранении и транспортировании.

Различают такие виды технического обслуживания:

- периодическое, выполняемое через установленные показатели наработки или интервалы времени;

- регламентированное, предусмотренное в нормативно – технической и эксплуатационной документации и выполняемое с периодичностью и установленными объемами, независимо от технического состояния в момент начала технического обслуживания;

- сезонное, осуществляемое для подготовки техники к использованию в осеннее – зимних и весеннее – летних условиях.

Техническое обслуживание может быть плановым, если постановка на него машин и оборудования осуществляется в соответствии с требованиями нормативно – технической или эксплуатационной документацией, и внеплановым – без предварительного назначения, для проверки технического состояния.

Технологическим элементом технического обслуживания и ремонта служит диагностика – совокупность мероприятий в системе технического обслуживания и ремонта, обеспечивающая получение информации о состоянии техники. Средствами диагностики осуществляется углубленная проверка состояния всех механизмов и систем техники, оцениваются ее показатели работоспособности, выявляются неисправности и обеспечивается контроль выполняемых ремонтных работ.

Все названные операции совместно с другими элементами составляют основу профилактического подхода к поддержанию техники в работоспособном состоянии. Практической реализацией такого подхода выступает признанная во всем мире система планово – предупредительного ремонта оборудования (ППР). Она представляет собой совокупность запланированных организационных и технических мероприятий по уходу, надзору за оборудованием, его обслуживанию и ремонту.

Система ППР призвана обеспечить:

- поддержание оборудования в работоспособном состоянии и предотвращение аварий;

- возможность выполнения ремонтных работ по плану, согласованному с планом производства;

- своевременную подготовку необходимых для ремонта запасных частей и материалов;

- рациональную организацию технического обслуживания и ремонта оборудования;

- увеличение коэффициента технического использования оборудования за счет повышения качества ремонта и сокращения сроков простоя в ремонте

Система ППР включает техническое обслуживание и плановый ремонт оборудования, сущность которых изложена выше. Эффективность системы в значительной степени определяется развитостью ее нормативной базой и точностью установленных нормативов. Нормативы системы ППР предприятия дифференцируется по группам оборудования. Основными ремонтными нормативами служат ремонтные циклы и их структура, категории сложности ремонта, трудоемкость и металлоемкость ремонтных работ, материальные запасы для ремонтных нужд.

Ремонтный цикл – это наименьший повторяющийся интервал времени или наработка оборудования, в течение которых выполняются в определенной последовательности все виды технологического обслуживания и ремонта. Иными словами, это время работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта или между двумя капитальными ремонтами.

Количество и последовательность выполнения входящих в ремонтный цикл ремонтов и работ по техническому обслуживанию представляет структуру ремонтного цикла, например:

К– ТО– Т– ТО– Т– ТО– Т– ТО– К (6)

Где К – капитальный ремонт;

Т, Т, Т– текущие ремонты;

ТО,ТОи т.д. – техническое обслуживание

Ремонтный цикл измеряется оперативным временем работы оборудования. Длительность ремонтного цикла определяется в отработанных машино – часах, в зависимости от срока службы основных механизмов и деталей, замена или ремонт которых могут быть осуществлены во время полной разборки оборудования.

Межремонтный период и периодичность технического обслуживания выражается также числом отработанных часов (для автомобилей и некоторой другой техники используются иные единицы измерения).

Трудоемкость и материалоемкость ремонта и технического обслуживания оборудования зависят от его конструктивных особенностей.

Категория ремонтной сложности – представляет собой степень сложности ремонта оборудования. Она определяется по числу единиц сложности ремонта, присвоенных данной группе оборудования путем сопоставления его с принятым эталоном – условным оборудованием.

Ремонтная единица – это трудоемкость соответствующего вида ремонта оборудования первой категории сложности ремонта.

 

Основой организации ТО и ремонта машин и оборудования на предприятиях служат соответствующие положения и другие нормативные документы, разработанные с учетом отраслевых и других особенностей их эксплуатации, обслуживания и ремонта (эксплуатационная и ремонтная документация заводов – изготовителей этой техники); нормативы и планы, ремонтно–обслуживающая база и персонал предприятия.

Техническое обслуживание и ремонт оборудования на предприятии может быть организован по централизованной, децентрализованной или смешанной форме. При централизованной форме техническое обслуживание и все виды ремонта производятся в ремонтно-механическом цехе предприятия. Такая форма организации ремонта характерна для предприятий единичного и мелкосерийного типа производства. Децентрализованная форма предполагает, что все виды ремонта и межремонтное обслуживание производят цеховые ремонтные участки. Она характерна для предприятий крупносерийного и массового производства. При смешанной форме наиболее трудоемкие работы (капитальный ремонт, изготовление запасных частей, восстановление изношенных частей и т.п.) производит ремонтно-механический цех предприятия, другие работы (текущий ремонт, ТО и т.п.) – цеховые ремонтные участки (базы), комплексные бригады слесарей. Смешанная форма организации ТО и ремонта характерна для предприятий серийного производства. Она способствует повышению качества продукции и поэтому находит широкое распространение в современных условиях.

Для проведения ремонта без полной остановки производства, ускорения ремонтных работ и сокращения простоев оборудования в ремонте используется агрегатный (узловой) или последовательно – агрегатный (последовательно - узловой) методы ремонта.

Планирование ремонта и ТО оборудования осуществляется в определенной последовательности. На основе диагностики оборудования, в соответствии с нормативными требованиями определяется общий объем ремонтных работ, составляются календарные графики его осуществления, рассчитывается трудоемкость, производительность труда, фонд заработной платы работников, количество и стоимость необходимого оборудования, запчастей и материалов.

Организационная структура ремонтного хозяйства предприятия формируется в зависимости от его размеров, характера производства и других внешних факторов. Основными элементами структуры являются отдел главного механика, ремонтно–механический цех и цеховые ремонтные базы. Функции конструкторской и технической подготовки, материального обеспечения, планирования и организации работ в составе ремонтного хозяйства выполняют соответствующие подразделения отдела главного механика. Состав отдела и численность персонала зависят от числа ремонтных единиц оборудования, имеющегося на предприятии.

На крупных предприятиях с большим числом ремонтных единиц оборудования в составе отдела (службы) главного механика могут выделяться бюро ремонта, конструкторско – технологическое, планово – производственное бюро группа кранового оборудования.

Бюро ремонта обычно включает инспекторскую группу, которая осуществляет технический надзор за эксплуатацией и состоянием технологического оборудования, планирование и контроль выполнения планов ремонта и ТО; группу учета и хранения оборудования, осуществляющую учет оборудования и его перемещение, хранение и консервацию неустановленного или демонтированного оборудования; группу по запасным частям, которая устанавливает номенклатуру, сроки службы, нормы расхода запчастей и покупных материалов для ремонта, осуществляет планирование и контроль их закупки и изготовления, управление их запасами; группу смазочного хозяйства, осуществляющую разборку и контроль графиков смазки оборудования.

Конструкторско – технологическое бюро осуществляет конструкторско – технологическую подготовку технического обслуживания и ремонта оборудования.

Планово – производственное бюро планирует и контролирует работы ремонтно – механического цеха и других ремонтных цехов, ремонтных баз цехов производства, организацию их материально – технического обеспечения, анализирует технико – экономические показатели.

Группа кранового оборудования осуществляет технический надзор за эксплуатацией и состоянием подъемно – транспортного оборудования.

На небольших предприятиях отдел главного механика обычно включает бюро ремонта, конструкторско – технологическое бюро и бюро энергетики.

Могут создаваться и другие структуры (см. Рисунок 26).

Цеховые ремонтные (участки) включают участок (отделение) механика цеха и кладовую запасных частей. Ремонтный персонал цеха состоит из комплексных бригад слесарей – ремонтников и штата дежурного ремонтного персонала. Бригады слесарей – ремонтников закрепляются за определенными участками (линией, пролетом, корпусом, цехом). Режим работы ремонтных рабочих отличается от режима работы основных рабочих.

Оценку работы ремонтного хозяйства предприятия осуществляют по следующим технико – экономическим показателям:

- время простоя оборудования в ремонте, приходящееся на одну ремонтную единицу;

- число ремонтных единиц установленного оборудования, приходящееся на одного ремонтного рабочего;

- себестоимость ремонта одной ремонтной единицы;

- оборачиваемость парка запасных частей;

- число аварий, поломок и внеплановых ремонтов на единицу оборудования

 

Рисунок 26 - Структура ремонтной службы предприятия (вариант)

 

Совершенствование организации ремонтного хозяйства должно быть направлено на улучшение технико – экономических показателей, обеспечивающих высокое качество ремонта.

 

Контрольные вопросы:

1. Определите сущность и необходимость технического обслуживания и ремонта оборудования.

2. Дайте характеристики видов ремонта.

3. Что представляет собой техническое обслуживание оборудования?

4. Зачем нужна система ППР? Каковы ее задачи?

5. Что такое «ремонтный цикл» и каковы его составляющие?

6. Какие формы ТО и ремонта оборудования применяются на практике?

7. Дайте определение организационной структуре ремонтного хозяйства и перечислите ее элементы.