Система управления качеством продукции

 

Управление качеством продукции представляет собой деятельность, осуществляемую при ее создании, эксплуатации или потреблении в целях установления, обеспечения и поддерживания необходимого уровня ее качества.

Современное управление качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, когда продукция произведена; эта деятельность должна осуществляется в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства и осуществляется после него.

Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия в виде системы управления качеством. Системное управление качеством является современной формой менеджмента, ориентированной на достижение коммерческого успеха посредством производства продукции требуемого уровня качества. В этом случае система управления качеством продукции будет представлять собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

Такой подход к управлению качеством (менеджмент качества) базируется на результатах исследований, выполненных крупными зарубежными консультантами по управлению качеством Ф. Б. Кросби, У. Э. Демингом, А. В. Фейгенбаумом, К. Исикавой, Дж. М. Джураном.

Управляющая система начинается с руководства высшего звена предприятия. Именно руководство должно исходить из стратегии постоянного совершенствования качества продукции. В организационной структуре управления могут быть предусмотрены специальные подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством.

Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области качества и осуществляется путем реализации управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функции тесно связаны между собой и их последовательная реализация в рамках основных направлений деятельности предприятия по качеству охватывает все этапы жизненного цикла продукта.

Обобщающая модель этой деятельности и «Петли качества» [4] представлены на рисунке 24, наглядно показывает эти связи.

Непосредственными объектами управления в данном случае являются показатели и характеристики качества продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла.

 

 


Рисунок 24 - Управление качеством продукции

 

Характерной особенностью приведенной модели являются то, что деятельность по управлению качеством начинается с маркетинга и, пройдя все этапы жизненного цикла продукции, приходит к оценке результата и новому циклу работ, начинающемуся также с маркетинга, но уже с учетом возможного изменения требований рынка. Следовательно, главной целью в обеспечении эффективного уровня качества, является правильный выбор направления деятельности предприятия, обеспечивающей конкурентоспособность его продукции как можно более длительное время.

Эта деятельность носит интегрированный характер и, в сущности, может рассматриваться как осуществление функций системы управления качеством.

Планирование качестваподразумевает определение целей и требований к качеству, а также обоснованный выбор конкретной модели системы качества на предприятии. Планирование включает: идентификацию и оценку качества с учетом требований покупателей, формирование целей и разработку нормативных требований к необходимому качеству продукции и процессов; разработку программы качества и конкретных мероприятий по его улучшению.

Обеспечение качества охватывает и включает в себя все планируемые и

систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества

на предприятии, которые проводятся для создания и подтверждения того, что выпускаемая продукция (или услуга), а также производственные и технологические процессы удовлетворяют всем установленным требованиям к их качеству.

Основное назначение процедур обеспечения качества заключается в своевременном предупреждении возникновения возможных отклонений от установленных требований.

Управление качеством включает все, видя деятельности и методы оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его совершенствования. Управление качеством предусматривает контроль качества (на соответствие стандартам и установленным показателям), выявление отклонений, разработка и осуществление мероприятий по их устранению и недопущению повторных дефектов.

Улучшение качества представляет комплекс всех видов конкретных действий персонала предприятия, непосредственно влияющих или способствующих повышению качества продукции. Эта деятельность направлена на достижение постоянного и непрерывного улучшения качества продукции и всей деятельности предприятия для получения лучших результатов по сравнению с достигнутым.

Современными принципами управления качеством считаются:

- системный подход, предполагающий, что проблема управления качеством решается не только в техническом или технологическом, но и в организационном, социальном, психологическом аспектах на всех стадиях жизненного цикла предприятия и его продукта всеми подразделениями и работниками;

- превращение управления качеством в ключевой элемент стратегии предприятия и формирование обязательных требований к нему на высшем уровне руководства;

- постоянное совершенствование технологий производства и организационных структур предприятия с целью создания специальных служб, ответственных за качество.

- ориентация на потребителей, тесное взаимодействие с ними и поставщиками;

- обеспечение высокого качества продукции при снижении затрат;

- вовлечение всего персонала предприятия в работу по повышению качества, его непрерывное обучение;

- акцент на качество не только результата, но и деятельности; не на контроле, а на устранении причин неудовлетворительного положения дел в этой области.