Выбор местоположения предприятия

Выбор местоположения предприятия осуществляется в разнообразных условиях. Комплекс этих условий определяет «степень свободы» выбора.

Существует два варианта: ограниченный выбор и свободный выбор.

Ограниченный выбор местоположения предприятия связан с характером его деятельности и обычно определяется природными или техническими условиями. Например, добыча нефти, угля или других энергоресурсов возможны лишь в местах их нахождения. Ограниченный выбор особенно характерен предприятиям сельского хозяйства.

Свободный выбор местоположения предприятия характерен для большинства случаев, когда предприниматель (или другое заинтересованное лицо) ориентируется на наиболее благоприятные условия, в наибольшей степени соответствующие его предпринимательской идее. Он может руководствоваться индивидуальными и внешнеэкономическими соображениями. В основе свободного выбора лежат чаще всего факторы внешней среды или субъективные причины (привязанность к родным местам, желание исполнить свою мечту и т.п.).

При выборе оптимального местоположения предприятия необходимо учитывать много разнообразных факторов. Наиболее значимые из них:

- рынки сбыта продукции или оказания услуг;

- сырьё, материалы и комплектующие изделия;

- оборудование;

- трудовые ресурсы;

- инфраструктура.

Расположение предприятия в непосредственной близости от рынков сбыта продукции или оказания услуг отражается в скорости доставки товара или предоставления услуги потребителю, сокращает транспортные расходы. (В зависимости от вида продукта, типа производства или вида сервиса, транспортные расходы на доставку товаров к местам их реализации могут достигать 25% цены реализации). Для сфер сервиса, где требуется непосредственное участие клиента (здравоохранение, отдых и развлечение, общественное питание и т.п.) фактор расстояния имеет решающее значение. Отметим, что развитие современных информационных технологий и средств коммуникаций существенно снижает значимость фактора расстояния для многих «продвинутых» предприятий.

Расположение предприятий вблизи источников и поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других средств материально-технического обеспечения производства имеет существенное положительное значение, так как затраты связанные с осуществлением этой деятельности у многих предприятий составляет более 50% себестоимости продукции.

Трудовые ресурсы, их потенциальные источники, стоимость и производительность являются существенным фактором успеха производственной деятельности. Правильность сделанного выбора местоположения предприятия, во многом зависит не от самого факта наличия свободной рабочей силы в этом районе, а от её уровня квалификации. Дешёвый, низкоквалифицированный труд, как правило, и малопроизводителен.

Инфраструктура региона способна оказывать решающее влияние на выбор местоположения предприятия. В настоящее время транспортная сеть, средства связи и обслуживания населения, энергоснабжение, банковские услуги и другие элементы инфраструктуры представляют большую часть внешней среды предприятия и поэтому, рассматривается как заданный стабильный фактор, не связанный с затратами на его создание или изменение. Отсутствие названных структур вблизи предполагаемого местоположения предприятия не позволит ему нормально функционировать.

Экономические условия производственной деятельности в настоящее время относятся к политическим категориям выбора местоположения предприятия. Они формируются в рамках конъюнктурной , антимонопольной , налоговой, таможенной, инвестиционной политики; политики занятости населения соответствующих регионов и местных администраций.

Эти категории для конкретного предприятия носят чисто финансовый характер и должны реально мотивироваться с точки зрения возможностей получения трактов, субсидий на недвижимость ,кредитов на обеспечение занятости населения, налоговых льгот и т.п.

Соотношение и влияние различных факторов для каждого конкретного случая может быть весьма разнообразным. Поэтому при выборе местоположения предприятия следует тщательно спланировать всю совокупность факторов с точки зрения их влияния на затраты, связанные как с созданием предприятия (или его филиала), так и его долговременным функционированием.

Многообразие влияющих факторов и сложность их сопоставления требуют установления определённой последовательности расчётов при выборе местоположения предприятия (см. Рисунок 17).

 

 


 

Рисунок 17 - Процедура выбора местоположения предприятия

 

Сравнительный анализ затрат и ожидаемых результатов по различным вариантам позволит выбрать оптимальное место размещения предприятия.

Для решения задач размещения наукой и практикой менеджмента разработаны и применяются различные методы.