Особенности организации современного производства и сферы услуг
Современное производство товаров и услуг представляет сложный процесс превращения предметов труда в готовые товары и услуги. Это процесс непосредственного приложения живого труда к средствам и предметам труда в целях создания необходимых товаров.
Традиционный подход, рассматривающей организацию производства с позиции специализации, концентрации и кооперирования, отходит на второй план. Переход на рыночные отношения кардинально меняет взгляды на организацию производства, создающую условия для рационального использования всех ресурсов в процессе производства.
На первый план выдвигаются новые цели производства, рассматривающие его как гибкое, способное в любой момент перестроиться на производство других видов продукции при изменении спроса; как оптимальное, функционирующее с наименьшими затратами, и как производство высокой культуры, создающее условия для выпуска конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей спрос потребителя.
Поскольку на практике многие задачи организации производства решают технологи, важно различать функции технологии и функции организации производства.
Технология определяет способы и варианты изготовления продукции. Функцией технологии является определение возможных типов машин для производства каждого вида продукции с другими параметрами технологических процессов, т.е. технология определяет, что нужно сделать с предметом труда и при помощи каких средств производства, чтобы превратить его в продукт с необходимыми свойствами.
Функцией организации производства является определение конкретных значений параметров технологического процесса на основе анализа возможных вариантов и выбора наиболее эффективного в соответствии с целями и условиями производства.
Иными словами, организация производства определяет, как лучше сочетать предмет и орудия труда, а также сам труд, чтобы превратить предмет труда в продукт необходимых свойств с наименьшими затратами рабочей силы и средств производства.
В каждом конкретном случае организация производства экономически обосновывает эффективность осуществляемого мероприятия, поскольку для ее повышения недостаточно внедрить отдельные мероприятии, обеспечивающие повышение производительности оборудования или снижение трудоемкости продукции, или улучшение ее качества, или снижение затрат сырья. Эффективность производства определяется методами эффективного использования элементов производства в их совокупности. Особенностями организации производства являются рассмотрение во взаимосвязи элементов производства и выбор таких методов и условий их использования, которые в наибольшей степени соответствуют целям производства.
Если задачами технологии являются повышение потенциальных возможностей увеличения объема производимой продукции,улучшение ее качества, снижение норм расхода ресурсов приее изготовлении, то задачей организации производства — определение методов и условий для достижения этих возможностей с учетом внешних и внутренних условии работы предприятия.
В этойсвязи многие вопросы организации производства рассматриваются совместно с технологией. Однако организация производстваимеет присущие только ей задачи: углубление специализации,совершенствование форм организации этого процесса,создание определенных предпосылок для повышения экономической эффективности производства.
Сектор обслуживания и сектор производства одинаково важныдля экономикиразвитых государств. В настоящее время сектор предоставленияуслуг обеспечивает более 70 % всех рабочих мест в Европе и США. Более того, число работающих в этом секторе продолжает расти.
Развитие аналогичной тенденции наблюдается и у нас. Поэтому хотя удобно рассматриватьпроизводственные системы вчистом виде (производящими только услуги или только товары), вдействительности большинствосистем представляют собой смешанные типы.
Производствои сфера обслуживания отличаются главным образом втом, что производство ориентировано на изделие, а обслуживание — надействие. Дополнительные различия заключаются в следующем:
1. По своей природе обслуживание подразумевает большую степень контакта спотребителем, чем производство. Предоставлениеуслуги обычно совпадает с потреблением. Со своей стороны, производстводопускает разделение между производством и потреблением, так что производство может находиться далеко от потребителя. Это расширяет возможности выбора места и методов работы, планирования рабочего графика иосуществления контроля над производством по сравнению со сферой обслуживания. Производство за счет создания производственных запасов может лучше сглаживать неравномерность потребительского спроса.
2. Производство услуг предполагает большее разнообразие вложений, чем типичное промышленное производство. Например, каждый авторемонт является специфической проблемой, которую сначаланужно диагностировать,а уже потомрешать. Процесспромышленного производствачасто может контролировать изменение во вложениях итаким образом снижать изменения конечного продукта. Соответственно, производственные требования в этом случае будут более однородны, чем всфере услуг.
3. Из-за спонтанного потребления услуг и значительной изменчивости вложений сфера услуг требует более разнообразного содержания труда, в то время как промышленное производство, за несколькими исключениями, может бытьболее интенсивным и механизированным.
4. Из-за того, что высокая механизированность ведет к производству товаровболее однородных, сам процесс производства также тяготеет коднородности иэффективности. Деятельностьсферы услуг посравнению с этим кажетсяболее медленной инеуклюжей, а ее конечный продукт более изменчив.
5. Измерение производительности труда на производствеболее точно благодаря высокой степениоднородности большинства произведенных изделий.
6. В сфере обслуживания гарантировать качество значительнотруднее, потому что производство ипотребление происходит одновременно, Кроме того, высокаянеоднородность вложений создает дополнительную угрозу снижениякачества продукции, если за этим качеством не следить строго и постоянно.Качество в момент создания обычно болееважно для обслуживания, чем для производства, где ошибки можноисправить прежде,чем заказчик получит продукцию.