Продукт и его жизненный цикл
Тема 6 -Продукт, его создание и технологическая подготовка производства
«Целью любого предприятия – утверждает Питер Друкер, - является создание потребителя…Предприятие может существовать только в расширяющейся экономике или как минимум, в той, где считается, что перемены естественны и желанны. Предприятие выступает специфическим инструментом экономического роста, расширения и перемен» (Друкер, Питер Ф. Практика менеджмента.: Пер. с англ.: Уч. пособие – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007).
Исходя из реальности, он делает вывод о том, что «инновация, т.е. предоставление более качественных и дешевых товаров и услуг», наряду с маркетингом, «важнейшая функция бизнеса. Недостаточно просто производить любые дешевые товары и услуги; бизнес должен обеспечивать именно более качественные и более дешевые» (Друкер, Питер Ф. Практика менеджмента.: Пер. с англ.: Уч. пособие – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007).
Инновационные процессы и управление ими подробно рассматриваются в самостоятельной дисциплине «Инновационный менеджмент». Здесь мы рассмотрим процесс разработки нового продукта и организации его производства.
Продукт или услуга является результатом деятельности предприятия, с которым оно выходит на рынок.
Главный признак большинства видов продукции состоит в том, что они имеют ограниченный период спроса. Для любого производственного предприятия чрезвычайно важно знать этот период. Период времени между моментом возникновения и прекращения использование продукта принято называть его жизненным циклом.
Несмотря на большое разнообразие форм и видов продуктов, определенные фазы их жизненного цикла являются общими и включают:
- создание;
- освоение;
- рост;
- зрелость;
- старение.
Для большинства продуктов характерна циклическая повторяемость этих фаз, связанная каждый раз, как правило, с освоением новой модификации нововведения. Для отдельных фаз жизненного цикла свойственны определенные организационно - экономические условия, выражающиеся в типичных формах финансирования, характере выбираемой ценовой политики, поведении на рынках, масштабе производства, сбыта продукции и прочее. Поэтому для конкретной организации важно правильно идентифицировать фазу жизненного цикла каждого продукта.
Фаза создания представляет собой концептуальную стадию развития продукта, на который инновационная идея оценивается с точки зрения возможности, целесообразности и масштабов её реализации. На первой фазе жизненного цикла продукта необходимо указать жизнеспособность инновационной идеи, определить факторы её коммерческого успеха и подготовить необходимую техническую документацию для производства продукта.
Фаза освоения предусматривает начало промышленного освоения инновационной идеи и появления нового продукта на рынке. Необходимо иметь ввиду, что процесс производственного освоения нового продукта - это начальный период нового производства, в течение которого достигаются проектные значения технических, производственных и экономических параметров изделия. Соответственно различают: техническое, производственное и экономическое освоение нового продукта.
Для фазы роста характерно расширение масштабов инновационной деятельности, наращивание производства и объема продаж инновационного продукта, поиск и освоение новых рынков, поиск новых организационных решений и совершенствование менеджмента. Возможным источником инвестиций на этой фазе развития может стать акционирование предприятия или средства, мобилизуемые путём эмиссии его ценных бумаг.
Фаза зрелости характеризуется максимальным объемом производства и реализации. Новый продукт достигает таких условий, когда его основные параметры начинают терять перспективы дальнейшего улучшения. Для снижения издержек и максимизации прибыли предприятие стремится к совершенствованию менеджмента и технологии производства, повышению её эффективности.
Фаза старения не является органическим следствием зрелости продукта. Она может поступать в любой момент времени под влиянием неблагоприятных внешних и внутренних факторов и возникающей кризисной ситуации. Главным симптомом фазы старения является снижение продаж и ограниченные возможности реализации инновационного продукта на новых рынках.
Задачи менеджмента по фазам жизненного цикла продукта сводятся к следующему.
На фазе создания управленческие решения направлены, прежде всего, на проведение маркетинговых исследований рынка для нового продукта, поиск для него потенциальной ниши на рынке и изучение возможности коммерческого использовании инновационной идеи.
На фазе освоения менеджмент в первую очередь направлен на осуществление сложного комплекса работ по технологической подготовке производства: разработку детальной рабочей документации для производства продукта, выбор и разработка технологических процессов и т.д.
Производственный менеджмент на фазе роста сосредоточен на поиске и реализации внутренних резервов повышения эффективности производства нового продукта, обеспечение гибкости планирование в соответствии с изменяющимся спросом, снижение производственных запасов и запасов готовой продукции, разработке гибкой ценовой политики.
Главной заботой и задачей предприятия на фазе зрелости становится поиск новых инновационных идей, модернизация инновационного продукта, его модификация для специфических условий или требований новых рынков.
На фазе старения производственный менеджмент должен быть ориентирован на выбор наиболее рациональной схемы замещения устаревшего продукта новым.