Субъекты и объекты системы управления предприятием
Реализация любого вида управления предполагает выделение субъекта и объекта управления. Взаимодействие между этими элементами на уровне физических лиц реализуется в управленческих отношениях с принятием управленческих решений. Чтобы такое взаимодействие было эффективным, необходимо, чтобы субъект и объект управления соответствовали друг другу, обладали самостоятельностью и в то же время были заинтересованы во взаимодействии.
Субъектом управления на предприятии выступает менеджер (управляющий, руководитель, администратор и т.п.) – лицо, несущее ответственность за управление или руководство подразделением или организацией.
Предметом труда менеджера является информация, на основе которой создается продукт управленческого труда – решение. Управленческое решение трансформируется и реализуется в трех формах:
- эвристической (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю) – (анализ);
- функциональной (планирование, учет, организация, координация, мотивация, контроль и др.);
- технической (непосредственное доведения до исполнителя).
Сущность управленческой деятельности проявляется в ее общих или основных функциях. В настоящее время принято выделять следующие основные функции:
- прогнозирование, планирование и учет деятельности предприятия;
- организация и управление организационными процессами функционирования и развития управленческой системы и её структуры;
- реализация полномочий в целях разработки и принятия решений, координация работы подразделений и отдельных работников);
- разработка системы контроля и стандартов контролируемых объектов;
- мотивация труда и формирование побудительных средств эффективной работы.
Все эти функции должны быть направлены не только на решение внутренних проблем предприятия, но и на адаптацию к внешней среде, т.е. выживание. В этом смысле адаптация – это некая особенная функция менеджмента предприятия.
Функциональные области деятельности предприятия создают объектно-ориентированную систему менеджмента и выступают его подсистемами.
Так персонал организации (управленцы, специалисты, служащие, рабочие) как объект управления порождает подсистему кадрового менеджмента. Для управления технологическими процессами, технической подготовкой, производственными мощностями и другими элементами производства выделяется подсистема «производственный менеджмент». Подсистема «финансовый менеджмент» для управления движением денежных потоков, бухгалтерскими операциями, инвестициями и другими элементами финансов. «Менеджмент – маркетинг» как подсистема создается для управления коммерческой деятельностью предприятия, его ценовой политикой и т.д. Для управления материальными информационными потоками на современном научном уровне должна формироваться подсистема логистического менеджмента. Качество продукции, а именно система качества, используемая данным предприятием, подлежит управлению и выделяется в подсистему «Менеджмент качества». Аналогично обособляются подсистемы «Менеджмент проектов», «Менеджмент внешнеэкономической деятельности», «Экологический менеджмент» и т.д. и т.п.
Это не единственная группировка функциональных подсистем. В разных, по видам деятельности, размеру производства и другим характерным особенностям предприятий могут выделяться разное количество и разные по составу элементы подсистем.
В составе подсистем на основе показателя управляемости, функциональной направленности и другим критериям организационно обособляются различные подразделения: отделы, подотделы, службы, которые принято называть звеньями управления. Их состав и взаимосвязи между ними составляют организационную структуру управления. (Вопросы формирования и функционирования организационных структур управления рассматриваются в дисциплине «Теория и практика менеджмента»).
Управление объектами осуществляется руководителем предприятия и менеджерами различного уровня, которым делегированы соответствующие полномочия и которые на практике реализуют эти полномочия с помощью соответствующих методов управления. (Методы управления подробно рассматриваются в курсе «Теория и практика менеджмента).