Краткий экскурс в историю развития производственного менеджмента
Вопросы организации деятельности человека возникли с момента появления его на Земле. Первые, дошедшие до нас, разработки в области организации производства носили прикладной характер (свод законов царя Хаммурапи, законодательно установленная оплата работы свободных людей Навуходоносора II; военные стратегии Александра Македонского; система требований к руководителям ученых Востока Аль – Фараби и Аль – Газали; обоснование целеполагания Николо Макиавелли; обоснование мотивации поведения Томаса Гоббса, Джеймса Стюарта и Иеремии Бентам и др.)
Традиционный взгляд на управление производством начал формироваться в 18 веке, когда А.Смит рассмотрел экономические преимущества специализации труда. (1776 г.). Специализация означала разделение производственного процесса на ряд мелких операций. Каждая из которых выполнялась отдельными рабочими, что повлияло на мастерство рабочих и эффективность их труда. В 1798 году Э.Уитли разработал принцип взаимозаменяемости деталей на сборке и довел его до промышленного применения в производстве огнестрельного оружия. Вскоре этот принцип был использован в производстве и других видов продукции, что дало мощный толчок развития промышленности.
Промышленная революция (конец XVIII – начало XIX в.в.) потребовала внедрения научного эксперимента, с помощью которого делались попытки усовершенствовать организацию производства и труда.
В 1878 г. Фредерик Унислоу Тейлор подверг пересмотру существовавшую тогда практику в области управления производством. В своих работах он использовал аналитический метод и придавал особое значение нормированию повторяющихся операций и повышению эффективности труда. Тейлор изучал методы работы до мельчайших деталей, чтобы найти лучший способ выполнения каждой операции.
Генри Л. Гантт развил еще один подход к управлению производством. Рассматривая технологический процесс как комбинацию отдельных операций, он разработал методы планирования последовательности операций, которые применяются и в настоящее время (загрузочный и планировочный временной графики Гантта). Гантт выдвинул собственные теории организации производства и поощрительных систем оплаты труда.
В 1910-е годы получил рассмотрение термин «производственный менеджмент», который отражал совокупность научных подходов к управлению производством, сводившихся к управлению детерминированными производственными процессами.
В 1924 г. Уолтер Шухарт использовал методы статистики в целях контроля качества и заложил основы статистического отбора выборок образцов и контроля качества процессов. Проблема взаимозаменяемости деталей, выдвинутая Уитни, нашла окончательное разрешение. Труды Шухарта выявили необходимость представления производства как системы.
Стало очевидным, что такие факторы, как конструкция изделия, материалы, оборудование, квалификация рабочих, отношение к работе со стороны служащих, текучесть рабочей силы и условия труда взаимодействуют с требованиями потребителей в отношении качества продукции и цен на нее, а также с финансовыми вопросами. Одним из тех, кто обратил на это внимание, был У. Эдвардс Деминг (1950г.). Он считал, что менеджмент должен способствовать улучшению условий труда и рабочих процессов и повышению качества изготавливаемых изделий.
В последние годы получил распространение менеджмент цепи поставок (SCM) выросший до логистического (от лат. logistics – логистика) менеджмента. Эта область знаний, активно развивающаяся на основе логистических принципов, позволяет уплотнять движение материальных потоков и уменьшить затраты в различных звеньях производства.
Используя глубокие национальные традиции, японский менеджмент обеспечил экономическое чудо – за несколько десятилетий превратил отсталую страну в мировую державу. К числу наиболее важных инструментов японского менеджмента можно отнести систему пожизненного найма работников, ограниченную мобильность работников, коллективные методы работы, систему управления качеством, систему управления производственными запасами «точно в срок» и др.
Определенный вклад в науку и практику управления производством внесли российские и советские ученые. Особо следует отметить работу А.А.Богданова (псевдоним, настоящая фамилия – Малиновский А.А) «Всеобщая организационная наука (тектология)», в которой он выдвинул идею создания науки об общих законах организации, предвосхитив тем самым основы кибернетики. Ерманский О.А. разработал методологию рационализации машинного производства, в основе которой лежал комплексный подход и идея об оптимальном использовании всех факторов производства. А.К.Гастев и его коллеги-сотрудники Центрального института труда разработали концепцию трудовых установок, которая дополняла теорию научной организации труда Ф.У. Тейлора. Его концепция «узкой базы» определяла закономерности управления трудовым процессом отдельного работника.
Социальную концепцию управления производством разработал П.М. Керженцев (Лебедев). Он выделил основные объекты научной организации труда, сформулировал общие принципы управления производством. Другой сторонник социальной направленности управления Н.А.Витке обосновал учение об административной функции управления, которая должна соединить систему социально-трудовых отношений и реальную действительность, в которой эти отношения воплощаются.
К сожалению, прогрессивные методы управления производством, разработанные как мировой так и отечественной наукой в СССР не находили широкого распространения, вначале, по идеологическим причинам, а затем, из-за отсутствия мотивации. Все это снижало производительность труда и эффективность производства. В результате постепенно механизм управления производством в СССР приобрел ярко выраженный затратный характер и «сломался».
Сегодня, в условиях рыночной экономики, осуществляется восстановление и развитие производства. В основе этих процессов должна быть организация производства наукоемкой и конкурентоспособной продукции. Одним из важнейших инструментов поступательного движения в этом направлении является повышение качества экономической и управленческой подготовки и переподготовки кадров. В этих условиях актуальность производственного менеджмента как науки и практики управления производством достаточно высока.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятия «производственный менеджмент»
2. Какое место занимает производственный менеджмент в системе общего (генерального менеджмента)?
3. В чем общность и различие производственного и операционного менеджмента?
4. Что выступает в качестве объекта и предмета изучения в производственном менеджменте?
5. Роль производственного менеджмента в системе подготовки менеджера, инженера, технолога и других специалистов.
6. Какие важные достижения в области управления (организации) производством были сделаны до XVIII в.?
7. Почему исследования производства и его научного управления начали проводиться в конце XVIII – в течении XIX в.в.?
8. Какие разработки в области научной организации производства и труда были сделаны Ф. Тейлором и его последователями?
9. Каковы основные достижения в теории и практике производственного менеджмента представителей «школы административного управления»?
10. Что вам известно о современных разработках в области управления производством?