Тема 4. ПРАВОВОЙ СТАТУС ТУРИСТА

4.1. Права и обязанности туристов.

4.2. Страхование туристов. Безопасность туристов.

Ключевые слова

Турист, права туриста, обязанности туриста, объединения туристов, страхование, безопасность, риски.

4.1. Права и обязанности туристов

Легальное определение туриста содержится в Законе об основах туристской деятельности: лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

Международной конвенцией ООН о контракте на путешествие 1970 года (ст. 1) определяется правовой статус путешественника, который предоставляется любому лицу, заключившему с организатором путешествия договор на путешествие и оплатившему его стоимость.

Права туриста (временного посетителя) провозглашаются в Глобальном этическом кодексе туризма. Их можно представить в виде следующих правомочий:

– возможность доступа в зоны транзита и пребывания, а также на туристские и культурные объекты, не подвергаясь чрезмерным формальностям или дискриминации;

– доступ ко всем имеющимся формам внутренних и внешних коммуникаций;

– оперативный и беспрепятственный доступ к местному административному, юридическому и медицинскому обслуживанию;

– возможность свободно обращаться к консульским властям стран своего происхождения;

– возможность приобретать, в соответствии с экономическим положением страны, из которой они выезжают, суммы в свободно конвертируемой валюте, необходимые для их поездок;

Туристы и посетители должны пользоваться теми же правами, что и граждане посещаемой страны, в плане конфиденциальности относящихся к ним личных данных и сведений, особенно, что касается данных, хранящихся электронным способом.

При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:

– необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;

– информацию о таможенных, пограничных, санитарных, медицинских и иных правилах, а также о местонахождении органов государственной власти, дипломатических представительств за рубежом;

– свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер, под туристскими ресурсами понимаются природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;

– обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;

– возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта (далее – договор) туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;

– беспрепятственный доступ к средствам связи.

Кроме перечисленных прав, турист как потребитель услуг обладает также правами, указанными в Законе РФ «О защите прав потребителей», в том числе правами: на услуги, качество которых соответствует договору, на безопасность услуг, на информацию об услуге и ее исполнителе, информацию об обстоятельствах, могущих повлиять на качество услуг, на расторжение договора, на судебную защиту своих прав.

Среди прав туриста отметим достаточно существенное право – на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством РФ. В ст. 15 Гражданского кодекса РФ закреплен принцип: лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Кодекс предусматривает два вида убытков: реальный ущерб и упущенная выгода.

Реальный ущерб – это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

Упущенная выгода – это неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

При этом убытки, причиненные туристу, согласно ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождает продавца (изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. Сведения о порядке и сроках предъявления туристом или иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора должны устанавливаться непосредственно договором.

Турист обладает также правом на компенсацию морального вреда (физические и нравственные страдания), причиненного ему виновными действиями (бездействием) других лиц при исполнении договорных обязательств.

Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Деятельность объединения туристов может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач.

2 декабря 1997 г. создана общественная организация – Всероссийское народное туристское общество (ВНТО). Основными целями ВНТО являются: расширение народно-патриотических инициатив средствами туризма; содействие продолжению подлинно российских традиций воспитания и приобщения средствами туризма граждан страны к истории Родины, ее культуре, природе, духовному наследию; реализация программы «Развитие туризма в России»; расширение сферы социального туризма, в основе которого – доступный отдых, свободное передвижение, рациональный досуг, познавательная деятельность тружеников, слабо защищенных слоев населения; продвижение законодательной базы народного туризма; формирование сети учреждений профессиональной подготовки специалистов для сферы туризма и др.

Турист во время совершения путешествия обязан:

– соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

– не наносить ущерба окружающей среде;

– содействовать охране природы и окружающей среды;

– соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

– сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;

– соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;

– соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

4.2. Страхование туристов. Безопасность туристов

Под страхованием понимается система экономических отношений по защите имущественных интересов физических или юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых рисков или страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых или уплачиваемых из страховых взносов путем выплаты страхового возмещения.

Основные понятия:

– страховой риск – предполагаемое событие, на случай которого производится страхование, должно обладать признаками вероятности и случайности наступления;

– страховой случай – уже свершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату;

– страхователь – юридические и физические лица, заключающие договор страхования либо являющиеся страхователями в силу закона;

– застрахованное лицо – физическое лицо, жизнь или здоровье которого застрахованы по договору личного страхования или страхования ответственности;

– страховщик – юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление страховой деятельности;

– страховая премия – плата за оказание страховой услуги, за риск неблагоприятных последствий, несение которых берет на себя страховщик;

– страховая сумма – денежная сумма, в пределах которой страховщик обязан выплатить страховое возмещение либо страховое обеспечение;

– страховое возмещение – денежная сумма, которую страховщик обязан выплатить по договору имущественного страхования при наступлении страхового случая и которая должна соотноситься с действительной стоимостью застрахованного имущества и размером причиненных убытков;

– страховое обеспечение – денежная сумма, которую страховщик обязан выплатить по договору личного страхования, может выплачиваться независимо от наличия или отсутствия ущерба у страхователя и выплат по другим основаниям.

Страхование подразделяется на следующие виды в зависимости от страхового интереса:

– личное – объектом являются интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и т.д.

– имущественное – объектом являются интересы, связанные с владением, распоряжением, пользованием имуществом.

Страхование осуществляется в двух формах – обязательное или добровольное. Добровольное осуществляется исключительно по собственному усмотрению сторон, обязательное страхование возникает в силу закона.

Договор страхования заключается в письменной форме путем составления одного документа либо вручения страховщиком страхователю на основании заявления страхового полиса (свидетельства, квитанции, сертификата), подтверждающего заключение договора. Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествий, включая туры с повышенным риском, например, конный, водный или лыжный.

Существенными условиями договора страхования являются:

1) страховой интерес;

2) страховой случай;

3) страховая сумма;

4) срок действия договора.

Виды страхования в сфере туризма включают страхование туриста и его имущества, в том числе страхование жизни и здоровья (медицинское стра­хование), страхование риска турфирм и ряд других видов.

К страховым случаям, по общим правилам страхования от несчастных случаев, относятся смерть и постоянная утрата трудоспособности, наступившие в результате несчастного случая, т.е. внезапного события, происшедшего помимо воли туриста: взрыв, ожог, обморожение, утопление, действие электрического тока, удар молнии, солнечный удар, нападение злоумышленников или животных, падение какого-либо предмета на туриста или падение самого туриста, внезапное удушение и отравление вредными продуктами или веществами, а также происшедшие при движении средств транспорта или при их авариях, при пользовании машинами, механизмами, орудиями производства и всякого рода инструментами и т.д.

Специфическими видами страхования являются страхование на случай задержки транспорта, плохой погоды во время нахождения застрахованных лиц на отдыхе, а также непредоставление или ненадлежащее предоставле­ние туристских услуг, указанных в путевке.

Законодательства большинства стран мира предусматривают обязатель­ное страхование гражданской ответственности водителей и владельцев ав­тотранспорта (автотуристов), поэтому автотурист обязан оформить страхо­вой полис при пересечении границы.

Иностранные туристы, прибывающие в Россию, как правило, имеют обязательную по законодательству страны проживания медицинскую страховку или специально приобретенный по случаю турист­ской поездки страховой полис.

Сумма страховой премии включается в стоимость проездного документа или путевки и взимается с пассажира, туриста, экскурсанта при продаже проездного до­кумента или путевки. Оплата медицинской помощи туристу за границей осуществляется в соответствии с полисом добровольного меди­цинского страхования за рубежом. В случае отсутствия страховых докумен­тов расходы на медицинское обслуживание несет сам турист, если страхов­ка не включена в стоимость путевки. Договор страхования может быть зак­лючен на любой срок. Дети моложе 2 лет и лица старше 75 лет, как правило, не страхуют­ся.

Под безопасностью путешествия понимаются личная безопасность ту­ристов, сохранность их имущества и не нанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий. Для снижения уровня риска на маршрутах повышенной опасности турфирма обязана пользоваться услугами инструкторов-проводников. Согласно ГОСТ Р 50644-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов, при оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях. Факторы риска в туризме можно определить следующим образом:

1. Травмоопасность – может возникнуть в результате перемещения механизмов и предметов, тел, сложного рельефа местности, перемещения горных пород (камнепадов, селей, лавин), неблагоприятных эргономических характеристик используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (неудобная обувь – потертости кожных покровов у туристов и т.п.), опасных атмосферных явлений (атмосферное электричество, молнии и т.п.).

Снижение травмоопасности обеспечивается защитными устройствами и ограждениями при использовании подвижных механизмов, предметов, опасных участков территории; использование средств индивидуальной защиты; соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю; соблюдением правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования; упреждающим информированием туристов о факторах риска и мерах по предупреждению травм.

2. Воздействие окружающей среды – обусловлено повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания туристов, резкими перепадами барометрического давления.

Предупреждение вредных воздействий данного фактора риска обеспечивается выбором благоприятного времени года, суток для проведения туристского мероприятия; рациональным проектированием трассы туристского маршрута; учетом погодных особенностей района; сооружением на трассах туристских маршрутов укрытий от непогоды; оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации; обеспечением соответствующей экипировки туристов, включая средства индивидуальной защиты; своевременным информированием туристов о реальных и прогнозируемых условиях на маршруте (в том числе климатических условиях, перепадах высот на маршрутах).

3. Пожаробезопасность – эксплуатацию объектов обслуживания необходимо осуществлять в строгом соответствии с требованиями утвержденных нормативных документов (Правил пожарной безопасности).

4. Биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, микроорганизмы, а также ядовитые растения, пресмыкающиеся, насекомые и животные, являющиеся переносчиками инфекционных заболеваний, вызывающие ожоги, аллергические и другие токсические реакции).

Воздействие данных факторов риска на туристов предупреждается соблюдением установленных санитарных норм и правил обслуживания; применением оборудования и препаратов для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, дератизации, автоматизации производственных процессов; использованием знаков безопасности и необходимой маркировки на предметах оснащения и сооружениях, используемых при обслуживании туристов; проведением предварительных и периодических медицинских осмотров обслуживающего персонала; упреждающим информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, растениях, ареалы распространения которых совпадают с туристским маршрутом, о том, как избежать нежелательных контактов и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы (контакта).

5. Психофизиологические факторы риска: физические и нервно-психические перегрузки.

Исключение или снижение воздействия психофизиологических факторов риска достигается рациональным построением программы обслуживания туристов, графиков перемещения по маршруту, предусматривающих достаточные условия для нормальной жизнедеятельности человека (сна, приема пищи, удовлетворения санитарных и бытовых потребностей); учетом психофизиологических особенностей туристов при формировании туристской группы; соблюдением эргономических требований к используемому туристскому снаряжению и инвентарю, транспортным средствам, мебели.

6. Опасными излучениями являются: повышенный уровень ультрафиолетового излучения, радиологического излучения.

Предупреждение об опасности ультрафиолетовой радиации на туристских маршрутах обеспечивается информированием туристов о воздействии ультрафиолетового излучения на человека; использованием средств индивидуальной защиты. Необходимо учитывать действие данного фактора риска при планировании графика движения по маршруту Туристские маршруты допускается прокладывать и эксплуатировать только в местностях с благоприятными характеристиками радиологического состояния.

7. Химические факторы риска: токсические, раздражающие, сенсибилизирующие.

Для предотвращения действия данных факторов риска в обслуживании туристов необходимо осуществлять регулярный контроль за содержанием вредных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания и других биологических средах; осуществлять строительство и размещение объектов для обслуживания туристов в благоприятной с точки действия химических факторов риска среде; применять препараты для дезинфекции и дезинсекции в строгом соответствии с инструкцией по использованию, исключая возможность контактов туристов с этими средствами.

8. Повышенная запыленность и загазованность – требования к допустимому уровню вредных веществ в воздухе зон обслуживания туристов, помещений, транспортных средств должны быть не ниже санитарно-гигиенических норм, установленных ГОСТ, санитарными нормами и правилами. Безопасность обеспечивается соблюдением требований к оснащению помещений, транспортных средств вентиляцией с очисткой воздуха.

9. Прочие факторы риска – опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных (запроектированных) характеристиках.

Необходимо предусматривать предоставление туристам достаточной информации о реализуемых туристских услугах – в соответствии с требованиями, установленными действующей нормативной документацией (требованиями к содержанию информационного листка к туристской путевке, технологической карты путешествия, технологической карты экскурсии – об основных характеристиках этих услуг, условиях обслуживания); проведение для туристов необходимых инструктажей по безопасности, учитывающих специфику вида туристского маршрута.

10. Специфические факторы риска в туризме обусловлены возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристского предприятия или маршрута, а также других чрезвычайных ситуаций; техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы; сложным рельефом местности; уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала; подготовкой туристов к передвижению по маршруту определенного вида и категории сложности; информационным обеспечением.

Информация об угрозе безопасности туристов в стране пребывания дол­жна исходить от национальной туристской администрации, турагентов и туроператоров. В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. При расторжении договора до начала путешествия туристу или иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

Международная практика показывает, что ряд государств издает соот­ветствующие рекомендации по посещению тех или иных стран и регионов мира. Госдепартамент США регулярно публикует список стран, в кото­рые поездки не рекомендуются, а в ряде случаев и запрещаются. В России также принимаются соответствующие меры, издаются норма­тивные документы, которые направлены на обеспечение безопасности турис­тов. Принято постановление Правительства РФ «О комплексе мер по обес­печению эвакуации российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 1994 г.

Безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествиях касаются широкого круга проблем, в том числе создания специальной полицейской служ­бы в целях зашиты посетителей и местного населения, проверки безопасности туристских заведений и наличия у них лицензий и сертификатов, организации работы линий связи срочной помощи, приема жалоб туристов, охраны памят­ников, окружающей среды, борьбы с наркотиками и проституцией.

Контрольные вопросы

1. Назовите права туристов согласно Глобальному этическому кодексу туризма.

2. Перечислите права туриста как потребителя туристских услуг.

3. Охарактеризуйте право на безопасность.

4. Назовите основные обязанности туриста.

5. Как осуществляется возмещение убытков туристам при нарушении договора турфирмой?

6. Дайте понятие договора страхования, назовите его элементы.

7. Перечислите виды страхования.

8. Что такое страховые риски?

9. Раскройте содержание факторов риска.