Неправительственные специализированные международные организации

Большинство международных неправительственных экономи­ческих организаций относятся к числу специализированных, так как они объединяют производителей того или иного вида товаров либо услуг (отраслевые ассоциации), а также представителей опреде­ленных профессий (профессиональные ассоциации и институты).

Их основными задачами являются:

• обмен информацией и опытом;

• научные исследования и поиск информации;

• содействие продвижению товаров и услуг на рынок;

• обеспечение стандартов качества и деловой этики;

• обучение.

Эти организации рассматриваются как некоммерческие (бес­прибыльные), хотя и оказывают услуги не только в счет членских взносов, но и за плату по рыночным ценам.

Таблица

Некоторые неправительственные международные организации

Наименование организации   Тип   Местонахождение штаб-квартиры  
Международное общество бухгалтеров Профессиональная Чикаго, США
Международный комитет по стандартам бухгалтерского учета Международная ассоциация рекламы Профессиональная   Отраслевая Лондон, Англия   Нью-Йорк, США  

 


Продолжение приложения В

Международная ассоциация воздушно­го транспорта Отраслевая Монреаль, Канада
Международная ассоциация авиацион­ных пассажиров Отраслевая Лондон, Англия
Международная ассоциация Консуль­тантов по авиационным перелетам Профессиональная   Лондон, Англия  
Международная ассоциация арбитраж­ных советников Профессиональная Лондон, Англия
Международная ассоциация исследова­ния бизнеса и корпоративного развития   Профессиональная   Кент, Англия  
Международная ассоциация пищевой промышленности и потребительских товаров Отраслевая Брюссель, Бельгия
Международная ассоциация защиты промышленной собственности   Профессиональная   Цюрих, Швейцария  
Международная ассоциация деловых коммуникаций   Отраслевая   Акрон, США  
Международная ассоциация перевод­чиков   Профессиональная   Женева, Швейцария  
Международная ассоциация консуль­тантов в высших учебных заведениях   Профессиональная   Лондон, Англия  
Международная ассоциация информа­ции документооборота в государствен­ном управлении Профессиональная   Брюссель, Бельгия  
Международная ассоциация владельцев сухогрузных судов   Отраслевая   Лондон, Англия  
Международная ассоциация туристи­ческих менеджеров   Профессиональная   Лондон, Англия  
Международная торговая палата   Межотраслевая   Париж, Франция  
Международная палата мореплавания   Отраслевая   Лондон, Англия  
Международная организация граждан­ской авиации   Отраслевая   Монреаль, Канада  
Международная федерация ассоциаций рекламных менеджеров   Профессиональная   Париж, Франция  
Международная федерация фондовых бирж Международная ассоциация менедж­мента   Отраслевая   Профессиональная   Париж, Франция   Нью-Йорк, США  

Окончание приложения В

Международный институт менеджмента   Профессиональная   Женева, Швейцария  
Международная федерация маркетинга   Профессиональная   Париж, Франция  
Международная ассоциация отношений с общественностью   Профессиональная   Женева, Швейцария  
Международная ассоциация обмена тех­нологиями   Межотраслевая   Люксембург  

 


Приложение Г

 

Основные интеграционные объединения мира [28, с. 308-337]

 

 
 

 


Европейский союз (ЕС) насчитывает ныне в своем составе 25 государств-участниц (до 2004 г. – 15 стран, в 2004 г. вошло еще 10 стран) и пред­ставляет собой наиболее развитую и совершенную интеграцион­ную группировку в мире.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валют­ный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь.

Основная цель – ликвидировать национальные барьеры на пути свободного движения товаров, рабочей силы, услуг и капиталов, постепенно перейти к единой политике в различных сферах экономической и социальной жизни стран-участниц.

В настоящее время функционированиеЕС обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрес­су интеграции:

1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интегра­ционные решения и обладает важнейшими нормотворческими функциями.

2. Комиссия ЕС (КЕС) — исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими

Продолжение приложения Г

компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (ко­миссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяй­ство, энергетика и т.д.) и назначаемых сроком на пять лет наци­ональными правительствами, но не зависимых от последних. Ре­зиденция КЕС находится в Брюсселе. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль, так как именно в его аппарате разра­батываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.

3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге;

избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех стра­нах — членах ЕС. Кроме консультативных пол­номочий к ЕП относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкрет­ных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законода­тельства ЕС.

4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпре­тацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.

5. Аграрный фонд Европейского экономического сообщества (ФЕОГА) призван способствовать модернизации аграрного сектора и противодействовать разорению фермерских хозяйств, на него приходится большая часть бюджета ЕС.

6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемеще­ние рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путем со­действия переподготовке).

7. Европейский фонд регионального развития, содействую­щий структурной перестройке кризисных регионов — слабо ин­дустриально развитых или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей).

8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран — членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран—членов ЕС.

Продолжение приложения Г

НАФТА – соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли между США, Канадой и Мексикой, которое вступило в силу с 1 января 1994 г. В значительной мере его создание было инициировано администрацией США под влиянием американ­ских транснациональных корпораций, так как достигнутый уро­вень срастания американской экономики с канадской и мекси­канской требовал его межгосударственного оформления. К этому же подталкивали радикальные изменения в политической и эко­номической ситуации в мире к началу 90-х гг.: ЕС резко ускорил расширение и углубление интеграционных процессов в своем регионе; Япония, Китай и страны Юго-Восточной Азии стреми­тельно наращивали экономический потенциал; усилилось Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Сложившая­ся обстановка поставила перед США задачу активизации ин­теграционных процессов на своем континенте, чтобы сохранить конкурентоспособность американских корпораций на мировом рынке.

Соглашением предусматривается либерализация внешнеэко­номических отношений, демонтаж таможенных барьеров и орга­низация единого континентального североамериканского рынка для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы, разделяющие три государства. В первую очередь намечено освободить от ограничений торговлю готовыми изде­лиями. Уже в 1994 г. пошлины во взаимной торговле промыш­ленными и продовольственными товарами были снижены на 65%. На рынках энергоресурсов, сельскохозяйственных товаров, авто­мобилей и текстиля предусмотрена плавная либерализация.

В течение 15 лет намечено ликвидировать почти все торговые и инвестиционные барьеры и подойти к слиянию трех националь­ных рынков, сформировав зону свободной торговли с населением более 375 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 9 трлн. долл. и долей в мировом экспор­те порядка 17%. Кроме того предусматривается принятие тремя странами аналогичных законов в области окружающей среды и по труду. Соглашение носит строго

Продолжение приложения Г

императивный характер — не­выполнение принятых аналогичных законов влечет за собой на­казание виновных штрафами или определенными санкциями. По своему экономическому потенциалу северный и южный партнеры по НАФТА многократно уступают США: ВВП Канады составляет около 10% от ВВП США, а Мексики — 5%; если ВВП на душу селения Канады находится на уровне примерно 90% от США, то Мексики — 15%. В отличие от ЕС, где менее развитым странам и регионам предостав­ляется финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА не предоставляет Мексике такой поддержи.

Тем не менее, по оценкам экспертов, участие в НАФТА по­зволит Мексике сократить период реформирования своей эконо­мики и достижение уровня развитых стран с 50 до 10—15 лет. Самый большой выигрыш от вступления в НАФТА Мексика по­лучает в виде стремительного роста поступлений иностранного капитала, в первую очередь из США. По объему прямых иностранных инвестиций имеющих первостепенное значение для развития производства, в середине 90-х гг. Мексика оказалась на первом месте в Латинской Америке.

В то же время участие в НАФТА налагает на Мексику целый ряд обязательств. По сельскохозяйственным продуктам она за­ключает двусторонние соглашения с США и Канадой в отдель­ности. Чтобы облегчить доступ высокотехнологичной продукции северных партнеров на свой рынок, Мексика полностью отменила прежнюю 20%-ную пошлину на компьютеры американского и ка­надского производства. Пошлина на аналогичную продукцию из третьих стран сохраняется: она будет постепенно снижаться до 3,9%. Это поможет северным партнерам вытеснить с мексикан­ского рынка дешевую японскую и южнокорейскую технику.

В течение 10 лет Мексика должна отменить большинство ограничений на импорт автомобилей, что сулит американским экс­портерам резкое расширение их сбыта. Кроме того, с 1994 г. в Мексике введен закон, расширяющий возможности иностранных инвесторов. Во многих отраслях промышленности и сельского хо­зяйства иностранцам разрешается вкладывать капиталы «в любых пропорциях». Правда,

Продолжение приложения Г

долевое участие иностранцев в разведке ч добыче энергоносителей и радиоактивных руд, транспортной и коммуникационной инфраструктуре пока ограничено.

Со временем Мексика обязалась отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях. Когда это произойдет, американский и канадский финансовый капитал может взять в свои руки контроль над приблизительно 1/3 мек­сиканского страхового рынка.

Данные о функционировании НАФТА позволяют сделать вывод, что это не формальная, а реальная международная интеграционная структура. В частности, за 1994— 1997 гг. товарооборот США с Мексикой и Канадой вырос на 44%. В то же время ряд латиноамериканских стран выражают недоволь­ство североамериканской интеграционной группировкой, так как согласно условиям НАФТА 62,5% комплектующих изделий про­изводители транспортных средств США, Канады и Мексики обя­заны закупать у фирм НАФТА.

Кроме того, приток инвестиций в Мексику, по мнению юж­ноамериканских аналитиков, осуществляется за счет сокращения прямых иностранных инвестиций в другие страны Латинской Америки. Негодуя и с завистью глядя на НАФТА, страны Цент­ральной и Южной Америки, в первую очередь Чили и целые груп­пировки — МЕРКОСУР и КАРИКОМ, уже выражают стремление присоединиться в будущем к этой экономической структуре.

МЕРКОСУР. К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской Америки следует отнести Южноамерикан­ский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн. человек и более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого кон­тинента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли стран Латинской Америки.

Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тариф­ных

Продолжение приложения Г

ограничений во взаимной торговле между четырьмя страна­ми, установление единого таможенного тарифа в отношении тре­тьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, коор­динация политики в области промышленности, сельского хозяй­ства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

В январе 1994 г. страны—участницы МЕРКОСУР приняли программу продвижения к таможенному союзу и наметили срок (до 2000 г.), когда 85% взаимного внешнеторгового оборота будут полностью освобождены от любых тарифных барьеров. Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривает до 2000 г. отмену нетарифных ограничений на подавляющее большинство товаров (за исключением торговли вооружением и боевой техникой, ра­диоактивными материалами, драгоценными металлами, предме­тами национального культурного достояния).

Для руководства процессом интеграции были созданы надна­циональные органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел; исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней тор­говли, таможенное регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая политика, наземный и мор­ской транспорт, промышленные технологии, сельское хозяйство и энергетика. Предпринимаются меры по созданию специального трибунала для разрешения торговых конфликтов между страна­ми-участницами.

Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без трудностей и противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально намеченному сро­ку — 1 января 1995 г. Не удалось им также согласовать в установ­ленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из тре­тьих стран. Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90% общего ВНП стран — членов МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от иностранных

Продолжение приложения Г

конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей промышленности — производст­ва компьютеров и телекоммуникацион-ного оборудования. В част­ности, в середине 90-х гг. Бразилия выступала за введение импорт­ных пошлин в торговле с третьими странами на продукцию элек­тронной, нефтехимической промышленности и тяжелого машино­строения на уровне 35%, Аргентина — на уровне 12%, а Уругвай и Парагвай, опасающиеся технологической зависимости от Брази­лии и Аргентины, были за минимальные пошлины.

Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные. На пути дальнейшего развития странам — участницам этой группировки предстоит преодолеть существующие противоречия, значительную разницу в экономи­ческих потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных ме­ханизмов с регулирующей ролью государства в условиях специ­фики латиноамериканского региона, еще недавно находившегося под властью авторитарных режимов и под сильным влиянием корпораций США.

АСЕАН. Эта группировка была создана в 1967 г. после подписания Бангкокской декларации в составе Индонезии, Малайзии, Син­гапура, Таиланда и Филиппин (в настоящее время членами АСЕАН являются также Мьянма, Бруней, Лаос и Вьетнам, а в перспективе в нее должна войти и Камбоджа) с целью содействия социальному и экономическому развитию стран-членов, сотруд­ничества в промышленности и сельском хозяйстве, проведении научно-исследовательских работ. В 1976 г. на первом совещании руководителей стран-членов АСЕАН были приняты Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация АСЕАН, являющиеся основными документами, которыми руко­водствуется Ассоциация в своей деятельности. Декларация АСЕАН провозглашает, что страны-члены будут выступать с общей позиции по важнейшим вопросам и проблемам региональ­ных и мировых экономических отношений.

Высшим органом АСЕАН является конференция глав госу­дарств и правительств, которая собирается один раз к три года, а центральным руководящим органом — ежегодная встреча ми­нистров иностранных

Продолжение приложения Г

дел. На регулярных встречах министров экономики стран-членов АСЕАН принимаются решения по вопросам экономического со­трудничества. Встречи других министров (образования, энергети­ки, здравоохранения, науки и технологии, юстиции, охраны ок­ружающей среды) готовятся соответствующими комитетами. Функционирует и несколько специализированных учреждений АСЕАН, таких как Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет, Финансовая корпорация и др. Секретариат АСЕАН возглавляет генеральный секретарь, который сменяется каждые три года.

Каждое государство-член АСЕАН располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координа­ции текущей работы и подготовки решений Ассоциации. Один­надцать комитетов, состоящих из руководителей дипломатичес­ких представительств государств-членов, поддерживают внешние связи АСЕАН в столицах третьих стран: Бонне, Брюсселе, Ва­шингтоне, Веллингтоне, Женеве, Канберре, Лондоне, Оттаве, Па­риже, Сеуле, Токио. АСЕАН как единая организация имеет официальные отношения с другими странами и торгово-экономическими группировками.

В целом в сфере экономики планируется создание зоны свободной торговли АСЕАН к 2008 г., а также углубление сотрудничества через распространение его на такие сферы, как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда, сельское хозяйство, транспорт и здравоохранение. В области политики предполагается создание региона мира, свободы и нейтралитета, углубление сотрудничества, особенно с Австралией, Канадой, ЕС, Японией, Южной Кореей и США.

АТЭС. Эта организация была учреждена в 1989 г. как межправительственный форум, объединяющий 18 государств региона (Австралию, Бруней, Гонконг, Канаду, Китай, Кирибати, Малайзию, Маршалловы Острова, Мексику, Новую Зеландию, Папуа-Новую Гвинею, Южную Корею, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Фи­липпины, Чили), а затем 21 государство (в АТЭС вошли Вьетнам, Перу и Россия). Хотя АТЭС формально имеет консультативный статус, фактически в рамках

Продолжение приложения Г

его рабочих органов вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Такими органами являются Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет и рабочие группы (по инвестициям, научным исследованиям в промышленности и техно­логиям, телекоммуникациям, транспорту, развитию людских ресурсов, энергетическому сотрудничеству, торговой и инвестици­онной статистике, сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательству) и Фонд образования.

На совещании в верхах в 1994 г. (в Богоре, Индонезия) было принято решение о создании зоны свободной торговли и либера­лизации инвестиционной сферы к 2020 г. (для развитых стран — до 2010 г.). Снижение таможенных барьеров будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в ГАТТ/ВТО. Од­нако в целом Богорская декларация характеризуется большой рас­плывчатостью. В ней, в частности, говорится, что «те страны, ко­торые не готовы участвовать в снятии барьеров в торговле и ин­вестиционной сфере, могут присоединиться к этим мерам на более поздних стадиях». Другим недостатком этой декларации яв­ляется отсутствие четкой градации между развитыми и развива­ющимися государствами.

В последние годы наблюдается быстрый рост доли Азиатско- Тихоокеанского региона (АТР) в мировой экономике. На его страны уже приходится около 60% мирового производства ВВП. Опережающими темпами расширяются внутрирегиональная торговля и инвестиционные потоки. Если в 70-е гг. географически страны АТР ориентировались во внешней торговле на Европу и другие расположенные вне региона страны, то уже в 80-е и 90-е гг. наблюдается резкий рост взаимной торговли между азиатско-тихоокеанскими странами и расширение внутрирегиональных связен (удельный вес АТР в мировой торговле увеличился до 40%).

 

Продолжение приложения Г

В своем стремлении сохранить эту динамику, своевременно адаптироваться к воздействию технологических и финансовых факторов мировой экономики многие развивающиеся страны АТР встают на путь экономических реформ, включая изменение регулирующей роли государства, преобразования в банковском сфере, либерализацию внешней торговли и иностранных инвестиций.


Окончание приложения Г

 

Экономические показатели стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)

за 2003 – 2004 года

 

Страны АТЭС Год вступле-ния Площадь, тыс. кв. км Население, млн. чел. ВВП, млрд. долл. США ВВП на душу населения, долл.США/чел. Экспорт товаров и услуг, % от ВВП Прирост ВВП,%
Австралия !989 622,7 18,6 3,5
Бруней 0,36 5,0 92,5
Канада 31,6 95,3
Чили 15,2 88,2 38,3
Китай 1295,2 1657,6 38,3 9,4
Гонконг 6,9 164,6 193,5 6,5
Индонезия 216,2 31,6 4,5
Япония 4540,7 13,7 4,3
Южная Корея 47,9 672,5 46,7 6,3
Малайзия 114,6 121,1 6,5
Мексика 103,3 634,8 31,4 4,0
Новая Зеландия 4,0 93,6 28,8 3,8
ПНГ 5,7 4,4 47,8 2,4
Перу 27,2 66,7 19,7 4,3
Филиппины 84,6 83,4 53,3 5,0
Россия 144,7 551,3 35,3 7,0
Сингапур 4,2 98,4 218,4 6,6
Тайвань 22,6 62,1 5,7
Таиланд 159,2 5,9
США 290,3 11684,4 10,2 4,3
Вьетнам 81,4 61,3 6,9

Источник: Бизнес № 47(618) от 22 ноября 2004 г. – с. 28.


Приложение Е