Неправительственные специализированные международные организации
Большинство международных неправительственных экономических организаций относятся к числу специализированных, так как они объединяют производителей того или иного вида товаров либо услуг (отраслевые ассоциации), а также представителей определенных профессий (профессиональные ассоциации и институты).
Их основными задачами являются:
• обмен информацией и опытом;
• научные исследования и поиск информации;
• содействие продвижению товаров и услуг на рынок;
• обеспечение стандартов качества и деловой этики;
• обучение.
Эти организации рассматриваются как некоммерческие (бесприбыльные), хотя и оказывают услуги не только в счет членских взносов, но и за плату по рыночным ценам.
Таблица
Некоторые неправительственные международные организации
Наименование организации | Тип | Местонахождение штаб-квартиры |
Международное общество бухгалтеров | Профессиональная | Чикаго, США |
Международный комитет по стандартам бухгалтерского учета Международная ассоциация рекламы | Профессиональная Отраслевая | Лондон, Англия Нью-Йорк, США |
Продолжение приложения В
Международная ассоциация воздушного транспорта | Отраслевая | Монреаль, Канада |
Международная ассоциация авиационных пассажиров | Отраслевая | Лондон, Англия |
Международная ассоциация Консультантов по авиационным перелетам | Профессиональная | Лондон, Англия |
Международная ассоциация арбитражных советников | Профессиональная | Лондон, Англия |
Международная ассоциация исследования бизнеса и корпоративного развития | Профессиональная | Кент, Англия |
Международная ассоциация пищевой промышленности и потребительских товаров | Отраслевая | Брюссель, Бельгия |
Международная ассоциация защиты промышленной собственности | Профессиональная | Цюрих, Швейцария |
Международная ассоциация деловых коммуникаций | Отраслевая | Акрон, США |
Международная ассоциация переводчиков | Профессиональная | Женева, Швейцария |
Международная ассоциация консультантов в высших учебных заведениях | Профессиональная | Лондон, Англия |
Международная ассоциация информации документооборота в государственном управлении | Профессиональная | Брюссель, Бельгия |
Международная ассоциация владельцев сухогрузных судов | Отраслевая | Лондон, Англия |
Международная ассоциация туристических менеджеров | Профессиональная | Лондон, Англия |
Международная торговая палата | Межотраслевая | Париж, Франция |
Международная палата мореплавания | Отраслевая | Лондон, Англия |
Международная организация гражданской авиации | Отраслевая | Монреаль, Канада |
Международная федерация ассоциаций рекламных менеджеров | Профессиональная | Париж, Франция |
Международная федерация фондовых бирж Международная ассоциация менеджмента | Отраслевая Профессиональная | Париж, Франция Нью-Йорк, США |
Окончание приложения В
Международный институт менеджмента | Профессиональная | Женева, Швейцария |
Международная федерация маркетинга | Профессиональная | Париж, Франция |
Международная ассоциация отношений с общественностью | Профессиональная | Женева, Швейцария |
Международная ассоциация обмена технологиями | Межотраслевая | Люксембург |
Приложение Г
Основные интеграционные объединения мира [28, с. 308-337]
Европейский союз (ЕС) насчитывает ныне в своем составе 25 государств-участниц (до 2004 г. – 15 стран, в 2004 г. вошло еще 10 стран) и представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире.
В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь.
Основная цель – ликвидировать национальные барьеры на пути свободного движения товаров, рабочей силы, услуг и капиталов, постепенно перейти к единой политике в различных сферах экономической и социальной жизни стран-участниц.
В настоящее время функционированиеЕС обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции:
1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения и обладает важнейшими нормотворческими функциями.
2. Комиссия ЕС (КЕС) — исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими
Продолжение приложения Г
компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика и т.д.) и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль, так как именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.
3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге;
избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах — членах ЕС. Кроме консультативных полномочий к ЕП относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.
4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.
5. Аграрный фонд Европейского экономического сообщества (ФЕОГА) призван способствовать модернизации аграрного сектора и противодействовать разорению фермерских хозяйств, на него приходится большая часть бюджета ЕС.
6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путем содействия переподготовке).
7. Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов — слабо индустриально развитых или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей).
8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран — членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран—членов ЕС.
Продолжение приложения Г
НАФТА – соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли между США, Канадой и Мексикой, которое вступило в силу с 1 января 1994 г. В значительной мере его создание было инициировано администрацией США под влиянием американских транснациональных корпораций, так как достигнутый уровень срастания американской экономики с канадской и мексиканской требовал его межгосударственного оформления. К этому же подталкивали радикальные изменения в политической и экономической ситуации в мире к началу 90-х гг.: ЕС резко ускорил расширение и углубление интеграционных процессов в своем регионе; Япония, Китай и страны Юго-Восточной Азии стремительно наращивали экономический потенциал; усилилось Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Сложившаяся обстановка поставила перед США задачу активизации интеграционных процессов на своем континенте, чтобы сохранить конкурентоспособность американских корпораций на мировом рынке.
Соглашением предусматривается либерализация внешнеэкономических отношений, демонтаж таможенных барьеров и организация единого континентального североамериканского рынка для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы, разделяющие три государства. В первую очередь намечено освободить от ограничений торговлю готовыми изделиями. Уже в 1994 г. пошлины во взаимной торговле промышленными и продовольственными товарами были снижены на 65%. На рынках энергоресурсов, сельскохозяйственных товаров, автомобилей и текстиля предусмотрена плавная либерализация.
В течение 15 лет намечено ликвидировать почти все торговые и инвестиционные барьеры и подойти к слиянию трех национальных рынков, сформировав зону свободной торговли с населением более 375 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 9 трлн. долл. и долей в мировом экспорте порядка 17%. Кроме того предусматривается принятие тремя странами аналогичных законов в области окружающей среды и по труду. Соглашение носит строго
Продолжение приложения Г
императивный характер — невыполнение принятых аналогичных законов влечет за собой наказание виновных штрафами или определенными санкциями. По своему экономическому потенциалу северный и южный партнеры по НАФТА многократно уступают США: ВВП Канады составляет около 10% от ВВП США, а Мексики — 5%; если ВВП на душу селения Канады находится на уровне примерно 90% от США, то Мексики — 15%. В отличие от ЕС, где менее развитым странам и регионам предоставляется финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА не предоставляет Мексике такой поддержи.
Тем не менее, по оценкам экспертов, участие в НАФТА позволит Мексике сократить период реформирования своей экономики и достижение уровня развитых стран с 50 до 10—15 лет. Самый большой выигрыш от вступления в НАФТА Мексика получает в виде стремительного роста поступлений иностранного капитала, в первую очередь из США. По объему прямых иностранных инвестиций имеющих первостепенное значение для развития производства, в середине 90-х гг. Мексика оказалась на первом месте в Латинской Америке.
В то же время участие в НАФТА налагает на Мексику целый ряд обязательств. По сельскохозяйственным продуктам она заключает двусторонние соглашения с США и Канадой в отдельности. Чтобы облегчить доступ высокотехнологичной продукции северных партнеров на свой рынок, Мексика полностью отменила прежнюю 20%-ную пошлину на компьютеры американского и канадского производства. Пошлина на аналогичную продукцию из третьих стран сохраняется: она будет постепенно снижаться до 3,9%. Это поможет северным партнерам вытеснить с мексиканского рынка дешевую японскую и южнокорейскую технику.
В течение 10 лет Мексика должна отменить большинство ограничений на импорт автомобилей, что сулит американским экспортерам резкое расширение их сбыта. Кроме того, с 1994 г. в Мексике введен закон, расширяющий возможности иностранных инвесторов. Во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства иностранцам разрешается вкладывать капиталы «в любых пропорциях». Правда,
Продолжение приложения Г
долевое участие иностранцев в разведке ч добыче энергоносителей и радиоактивных руд, транспортной и коммуникационной инфраструктуре пока ограничено.
Со временем Мексика обязалась отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях. Когда это произойдет, американский и канадский финансовый капитал может взять в свои руки контроль над приблизительно 1/3 мексиканского страхового рынка.
Данные о функционировании НАФТА позволяют сделать вывод, что это не формальная, а реальная международная интеграционная структура. В частности, за 1994— 1997 гг. товарооборот США с Мексикой и Канадой вырос на 44%. В то же время ряд латиноамериканских стран выражают недовольство североамериканской интеграционной группировкой, так как согласно условиям НАФТА 62,5% комплектующих изделий производители транспортных средств США, Канады и Мексики обязаны закупать у фирм НАФТА.
Кроме того, приток инвестиций в Мексику, по мнению южноамериканских аналитиков, осуществляется за счет сокращения прямых иностранных инвестиций в другие страны Латинской Америки. Негодуя и с завистью глядя на НАФТА, страны Центральной и Южной Америки, в первую очередь Чили и целые группировки — МЕРКОСУР и КАРИКОМ, уже выражают стремление присоединиться в будущем к этой экономической структуре.
МЕРКОСУР. К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской Америки следует отнести Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн. человек и более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли стран Латинской Америки.
Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тарифных
Продолжение приложения Г
ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.
В январе 1994 г. страны—участницы МЕРКОСУР приняли программу продвижения к таможенному союзу и наметили срок (до 2000 г.), когда 85% взаимного внешнеторгового оборота будут полностью освобождены от любых тарифных барьеров. Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривает до 2000 г. отмену нетарифных ограничений на подавляющее большинство товаров (за исключением торговли вооружением и боевой техникой, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, предметами национального культурного достояния).
Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел; исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней торговли, таможенное регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая политика, наземный и морской транспорт, промышленные технологии, сельское хозяйство и энергетика. Предпринимаются меры по созданию специального трибунала для разрешения торговых конфликтов между странами-участницами.
Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без трудностей и противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально намеченному сроку — 1 января 1995 г. Не удалось им также согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран. Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90% общего ВНП стран — членов МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от иностранных
Продолжение приложения Г
конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей промышленности — производства компьютеров и телекоммуникацион-ного оборудования. В частности, в середине 90-х гг. Бразилия выступала за введение импортных пошлин в торговле с третьими странами на продукцию электронной, нефтехимической промышленности и тяжелого машиностроения на уровне 35%, Аргентина — на уровне 12%, а Уругвай и Парагвай, опасающиеся технологической зависимости от Бразилии и Аргентины, были за минимальные пошлины.
Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные. На пути дальнейшего развития странам — участницам этой группировки предстоит преодолеть существующие противоречия, значительную разницу в экономических потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных механизмов с регулирующей ролью государства в условиях специфики латиноамериканского региона, еще недавно находившегося под властью авторитарных режимов и под сильным влиянием корпораций США.
АСЕАН. Эта группировка была создана в 1967 г. после подписания Бангкокской декларации в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин (в настоящее время членами АСЕАН являются также Мьянма, Бруней, Лаос и Вьетнам, а в перспективе в нее должна войти и Камбоджа) с целью содействия социальному и экономическому развитию стран-членов, сотрудничества в промышленности и сельском хозяйстве, проведении научно-исследовательских работ. В 1976 г. на первом совещании руководителей стран-членов АСЕАН были приняты Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация АСЕАН, являющиеся основными документами, которыми руководствуется Ассоциация в своей деятельности. Декларация АСЕАН провозглашает, что страны-члены будут выступать с общей позиции по важнейшим вопросам и проблемам региональных и мировых экономических отношений.
Высшим органом АСЕАН является конференция глав государств и правительств, которая собирается один раз к три года, а центральным руководящим органом — ежегодная встреча министров иностранных
Продолжение приложения Г
дел. На регулярных встречах министров экономики стран-членов АСЕАН принимаются решения по вопросам экономического сотрудничества. Встречи других министров (образования, энергетики, здравоохранения, науки и технологии, юстиции, охраны окружающей среды) готовятся соответствующими комитетами. Функционирует и несколько специализированных учреждений АСЕАН, таких как Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет, Финансовая корпорация и др. Секретариат АСЕАН возглавляет генеральный секретарь, который сменяется каждые три года.
Каждое государство-член АСЕАН располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координации текущей работы и подготовки решений Ассоциации. Одиннадцать комитетов, состоящих из руководителей дипломатических представительств государств-членов, поддерживают внешние связи АСЕАН в столицах третьих стран: Бонне, Брюсселе, Вашингтоне, Веллингтоне, Женеве, Канберре, Лондоне, Оттаве, Париже, Сеуле, Токио. АСЕАН как единая организация имеет официальные отношения с другими странами и торгово-экономическими группировками.
В целом в сфере экономики планируется создание зоны свободной торговли АСЕАН к 2008 г., а также углубление сотрудничества через распространение его на такие сферы, как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда, сельское хозяйство, транспорт и здравоохранение. В области политики предполагается создание региона мира, свободы и нейтралитета, углубление сотрудничества, особенно с Австралией, Канадой, ЕС, Японией, Южной Кореей и США.
АТЭС. Эта организация была учреждена в 1989 г. как межправительственный форум, объединяющий 18 государств региона (Австралию, Бруней, Гонконг, Канаду, Китай, Кирибати, Малайзию, Маршалловы Острова, Мексику, Новую Зеландию, Папуа-Новую Гвинею, Южную Корею, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), а затем 21 государство (в АТЭС вошли Вьетнам, Перу и Россия). Хотя АТЭС формально имеет консультативный статус, фактически в рамках
Продолжение приложения Г
его рабочих органов вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Такими органами являются Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет и рабочие группы (по инвестициям, научным исследованиям в промышленности и технологиям, телекоммуникациям, транспорту, развитию людских ресурсов, энергетическому сотрудничеству, торговой и инвестиционной статистике, сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательству) и Фонд образования.
На совещании в верхах в 1994 г. (в Богоре, Индонезия) было принято решение о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы к 2020 г. (для развитых стран — до 2010 г.). Снижение таможенных барьеров будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в ГАТТ/ВТО. Однако в целом Богорская декларация характеризуется большой расплывчатостью. В ней, в частности, говорится, что «те страны, которые не готовы участвовать в снятии барьеров в торговле и инвестиционной сфере, могут присоединиться к этим мерам на более поздних стадиях». Другим недостатком этой декларации является отсутствие четкой градации между развитыми и развивающимися государствами.
В последние годы наблюдается быстрый рост доли Азиатско- Тихоокеанского региона (АТР) в мировой экономике. На его страны уже приходится около 60% мирового производства ВВП. Опережающими темпами расширяются внутрирегиональная торговля и инвестиционные потоки. Если в 70-е гг. географически страны АТР ориентировались во внешней торговле на Европу и другие расположенные вне региона страны, то уже в 80-е и 90-е гг. наблюдается резкий рост взаимной торговли между азиатско-тихоокеанскими странами и расширение внутрирегиональных связен (удельный вес АТР в мировой торговле увеличился до 40%).
Продолжение приложения Г
В своем стремлении сохранить эту динамику, своевременно адаптироваться к воздействию технологических и финансовых факторов мировой экономики многие развивающиеся страны АТР встают на путь экономических реформ, включая изменение регулирующей роли государства, преобразования в банковском сфере, либерализацию внешней торговли и иностранных инвестиций.
Окончание приложения Г
Экономические показатели стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)
за 2003 – 2004 года
Страны АТЭС | Год вступле-ния | Площадь, тыс. кв. км | Население, млн. чел. | ВВП, млрд. долл. США | ВВП на душу населения, долл.США/чел. | Экспорт товаров и услуг, % от ВВП | Прирост ВВП,% |
Австралия | !989 | 622,7 | 18,6 | 3,5 | |||
Бруней | 0,36 | 5,0 | 92,5 | ||||
Канада | 31,6 | 95,3 | |||||
Чили | 15,2 | 88,2 | 38,3 | ||||
Китай | 1295,2 | 1657,6 | 38,3 | 9,4 | |||
Гонконг | 6,9 | 164,6 | 193,5 | 6,5 | |||
Индонезия | 216,2 | 31,6 | 4,5 | ||||
Япония | 4540,7 | 13,7 | 4,3 | ||||
Южная Корея | 47,9 | 672,5 | 46,7 | 6,3 | |||
Малайзия | 114,6 | 121,1 | 6,5 | ||||
Мексика | 103,3 | 634,8 | 31,4 | 4,0 | |||
Новая Зеландия | 4,0 | 93,6 | 28,8 | 3,8 | |||
ПНГ | 5,7 | 4,4 | 47,8 | 2,4 | |||
Перу | 27,2 | 66,7 | 19,7 | 4,3 | |||
Филиппины | 84,6 | 83,4 | 53,3 | 5,0 | |||
Россия | 144,7 | 551,3 | 35,3 | 7,0 | |||
Сингапур | 4,2 | 98,4 | 218,4 | 6,6 | |||
Тайвань | 22,6 | 62,1 | 5,7 | ||||
Таиланд | 159,2 | 5,9 | |||||
США | 290,3 | 11684,4 | 10,2 | 4,3 | |||
Вьетнам | 81,4 | 61,3 | 6,9 |
Источник: Бизнес № 47(618) от 22 ноября 2004 г. – с. 28.
Приложение Е