Международные валютно-финансовые и кредитные организации

Международные валютно-финансовые и кредитные органи­зации играют все более заметную роль в мировой экономике. Во-первых, их деятельность позволяет внести необходимое регу­лирующее начало и определенную стабильность в функциониро­вание валютно-расчетных отношений. Во-вторых, они призва­ны служить форумом для налаживания валютно-расчетных отно­шений между странами, причем эта их функция неизменно уси­ливается. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых и кредитных организаций в сфере изучения, ана­лиза и обобщения информации о тенденциях развития и вы­работки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хо­зяйства.

Международный валютный фонд (МВФ) — одна из ведущих международных финансово-кредитных организаций. Фонд уч­режден в 1944 г., реально он начал функционировать в 1946 г. Местопребывание — Вашингтон (США). В МВФ входят 182 страны, в том числе Россия (с 1 июля 1992 г.) Ресурсы МВФ формируются за счет взносов стран — членов Фонда.

Эта организация оказывает воздействие на экономические процессы в стране через реализацию программ финансовой ста­билизации и корректировок платежного баланса. В своей деятель­ности МВФ руководствуется принципом обусловленности, со­гласно которому страны-члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управ­ляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно от­ветственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка

Продолжение приложения В

вместе с заместителем), назначенных на пять лет; он собирается один раз в год. За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пере­смотр квот, изменение валютных паритетов и др.) Совет управ­ляющих может делегировать исполнение своих задач Исполни­тельному совету.

Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24 исполнительных директоров назначаются стра­нами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные избираются управляющими из других стран с соблюдением прин­ципов регионального представительства. Назначение и выборы произ­водятся один раз в два года. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю.

Директорат назначает директора-распорядителя (по тради­ции — это представитель Европы), который не может быть ни уп­равляющим, ни исполнительным директором. Директор-распо­рядитель председательствует на заседаниях Директората (без пра­ва голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются по­ровну) и возглавляет административный аппарат фонда.

Группа Всемирного банкасостоит из пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является оказание развитыми странами финансовой помощи развивающимся стра­нам. В эту группу входят:

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — главная составляющая группы Всемирного банка. Основан в 1945 г. Сосредотачивает свои усилия на предоставлении кредитов относительно богатым развивающимся странам. Часто этот банк называют Всемирным.

2. Международная ассоциация развития (МАР) образована в 1960 г., осуществляет предоставление особо льготных кредитов беднейшим развивающимся государствам, которые не в состоя­нии брать кредиты у Всемирного банка.

 

Продолжение приложения В

3. Международная финансовая корпорация (МФК). Основана в 1956 г. Занимается содействием экономическому росту разви­вающихся стран путем оказания поддержки частному сектору.

4. Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Создано в 1988 г. Осуществляет поощрение иностранных инвестиций в развивающихся государствах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызываемых не­коммерческими рисками.

5. Международный центр по урегулированию инвестицион­ных споров (МЦУИС). Основан в 1966 г. Осуществляет содейст­вие потокам международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами, проводит консультирование, научные исследования, располагает информа­цией об инвестиционном законодательстве различных стран.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) часто называют Всемирным банком. Его место­пребывание — Вашингтон (США). В настоящее время он объеди­няет более 180 стран мира. Уставный капитал составляет 142 млрд. долл. Страны оплачивают 20% своих квот в уставном капитале, причем 2% — в конвертируемой валюте, а 18% — в национальной валюте. Высший орган МБРР — Совет управляющих. Каждая страна — член банка представлена одним членом в Совете управ­ляющих, обычно на уровне министра.

В настоящее время МБРР сконцентрировал свое внимание на оказании помощи развивающимся государствам и странам с пере­ходной экономикой, в том числе СНГ.

В отличие от МВФ, деятельность которого актуальна в перио­ды кратковременных макроэкономических кризисов, МБРР за­нимается проблемами долгосрочного экономического развития. Приоритетными для МБРР являются такие структурные преобразования, как либерализация внешней торговли, приватизация реформы системы образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. МБРР выдает долгосрочные займы, как правило, на коммерческих условиях,

Продолжение приложения В

хотя бедным странам предоставляются кредиты по льготным, сильно заниженным процентным став­кам. Банк специализируется на двух видах кредитов. Целевые кре­диты предназначаются для финансирования конкретных инвес­тиционных проектов, например, строительство дорог, мостов или электростанций. Программные кредиты призваны помочь прави­тельству осуществить структурные реформы в ключевых областях экономики, например, провести либерализацию внешнеэконо­мических связей.

Совет управляющих состоит из назна­чаемых странами-членами управляющих (министров финансов или председателей центральных банков), каждый из них имеет за­местителя. При голосовании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в ка­питале банка (США имеют более 17% голосов, т.е. столько же сколько имеют 140 развивающихся государств. Квоты России и Украины составляют соответственно 1,8 и 0,8%).

Директора-исполнители (избираются на два года) отвечают за текущую работу.

Совместный комитет по развитию Всемирного банка и МВФ (24 члена), созданный в 1974 г. в качестве политического форума для предварительного обсуждения важных проблем в области со­трудничества по развитию, на основе собственных исследований и анализа средне- и долгосрочных перспектив развивающихся стран формирует рекомендации по распределению имеющихся в распоряжении МБРР ресурсов.

В 1994 г. МБРР открыл в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Токио информационные центры, предлагающие информацию о проектах в странах-членах. Здесь можно получить проектную до­кументацию, результаты экспертиз, национальные программы ох­раны окружающей среды, доклады об отдельных странах и сек­торах экономики (информация о народном хозяйстве стран и их специфических особенностях, уровне жизни, государственных расходах и т.д.).

В Украине МБРР финансирует «Проект сворачивания в Украине производства веществ, которые разрушают озоновый слой» и «Проект

Продолжение приложения В

реабилитации и расширения централизованного теплоснабжения г. Киева»

В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 160 го­сударств-членов. Местопребывание — Вашингтон (США). МАР и МБРР преследуют во многом одни и те же цели — предоставление займов (кредитов) для приоритетных, экономически и техничес­ки обоснованных проектов в рамках национальной экономики. Эти две организации различаются по источникам финансовых средств и условиям предоставления капитала. В то время как МБРР, занимающий капитал в основном на финансовых рынках, предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные коммерческие, условиях (в основном государствам, отвечающим определенным требованиям, а именно — возвращающим креди­ты), МАР, получающая свой капитал из других источников, предоставляет беспроцентные кредиты наименее развитым стра­нам. Целями МАР являются поощрение экономического разви­тия, повышение производительности труда, а также уровня жизни в государствах-членах.

Каждый финансируемый МАР проект подвергается полити­ко-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи. МАР обычно предоставляет беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет со льготным периодом 10 лет, взимая комиссионные на покрытие административных расходов. Кредиты открываются в национальной валюте государ­ства или его территории. Право на кредит и участие в МАР имеет только страна — член МБРР.

Состав Совета управляющих и Исполнительного директора такой же, как и в МБРР. Административную деятельность выпол­няет по совместительству персонал Всемирного банка. Президент ведет текущие дела МАР. Штат его сотрудников разделен на че­тыре сектора: операции, финансирование, политика, планирова­ние и исследования.

Международная финансовая корпорация (МФК) была созда­на по инициативе США в 1956 г. Местопребывание — Вашингтон (США). Кроме того, функционирует ряд бюро: во Франкфурте-на-Май­не

Продолжение приложения В

(Германия), Лондоне (Великобритания), Париже (Франция), Токио (Япония). В МФК в настоящее время входят 174 государ­ства-члена.

В отличие от МБРР МФК «работает» на микроуровне, фи­нансируя не правительства, а непосредственно предприятия. МФК - крупнейший в мире источник прямого финансиро­вания проектов частных капиталовложений в развивающихся странах.

Источниками финансирования МФК являются взносы членов и уставный капитал (1,4 млрд. долл.), кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвращения кредитов, а также привле­каемые на международных финансовых рынках.

Международная финансовая корпорация предоставляет кре­диты сроком от 5 до 15 лет высокорентабельным частным пред­приятиям, но в отличие от МБРР - без гарантии правительства. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансиро­ванию проектов, реализуемых частным сектором. При этом МФК обычно ограничивает свое участие в каждом конкретном проекте 25% его стоимости. Но она помогает найти инвесторов.

В последние годы МФК наряду со своей основной задачей - поощрением частных капиталовложений - активизировала дея­тельность в сфере технической помощи, финансирование кото­рой осуществляет Фонд технической помощи. Общий объем кре­дитов и инвестиций по всем направлениям деятельности корпо­рации составляет 7 млрд. долл.

Высшим органом МФК является Совет управляющих, состо­ящий из управляющих и их заместителей. Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с собранием Всемирного банка. Текущую деятельность МФК направляет Директорат. Он состоит из 24 директоров МБРР, представляющих страны, которые одно­временно являются членами МФК.

Президент МФК по должности является председателем ее Ди­ректората. МФК была реорганизована в 1993 г. в соответствии с новыми требованиями (региональные стратегии, совершенство­вание экспертной работы, особенно в отраслях инфраструктуры, химии и нефтехимии,

Продолжение приложения В

нефти и газа, горнодобывающей промышленности и сельского хозяйства). За текущую деятельность отве­чает исполнительный президент.

За годы своего существования МФК выделила более 21,2 млрд. долл. собственных средств на осуществление различных проектов и организовала финансирование 852 предприятий в 129 развивающихся странах на сумму 15 млрд. долл.

В Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) в настоящее время входит 134 государства-члена, вклю­чая Россию. Местопребывание — Вашингтон (США).

Цели агентства:

• поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве дополнения к деятельности институтов группы Всемирного банка;

• предоставление гарантий, включая страхование и перестра­хование некоммерческих рисков на инвестиции одного государ­ства — члена МАГИ в другом государстве-члене.

Важнейшим источником финансирования является уставный капитал (948 млн. долл.), который обеспечивает предоставление гарантий на сумму 745 млн. долл.

Агентство предоставляет выбираемым им инвесторам гаран­тии (покрывающие до 90% общего объема инвестиций) сроком на 15—20 лет на инвестиции в государствах-членах (развивающих­ся странах) от некоммерческих рисков, т.е. обеспечивает своего рода страхование от политических, экономических и иных видов рисков. К таким рискам относятся экспроприация или аналогич­ные меры, трансферт валютных средств, нарушение договоров вследствие принятия правительством нормативных актов, война и гражданские беспорядки, революции и т.п.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций предлагает консультативные и рекламные услуги через Департа­мент политических и консультативных услуг. Через Консуль­тативную службу по иностранным инвестициям, работающую совместно с МБРР и МФК, Агентство помогает государствам-членам разрабатывать политику и

Продолжение приложения В

развивать инфраструктуру , необходимые для привлечения прямых иностранных инвестиций.

Все полномочия по управлению МАГИ принадлежат Совету управляющих, который может передать свои полномочия Директорату. Совет обычно собирается на ежегодную сессию; кроме того, могут быть созваны и другие совещания. За текущую деятельность МАГИ отвечает директор. Председателем Директората является президент МБРР (по должности). Президент МАГИ назначается Директоратом по предложению президента МБРР и ведет текущие дела под общим надзором директора.

Банк международных расчетов(БМР) — первый межгосудар­ственный банк, организованный в Базеле (Швейцария) в 1930 г. как международный банк, координирующий действия националь­ных банков. Его учредителями были банки Великобритании, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа амери­канских банков во главе с банкирским домом Моргана.

Главной задачей БМР было облегчение расчетов по репатриационным платежам Германии и военным долгам. В его функции входило также содействие сотрудничеству центральных банков и расчетов между ними.

Свою основную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объеди­няет центральные банки 33 государств, главным образом европей­ских. Кроме того, он производит расчеты между странами-чле­нами ЕС, выполняет функции депозитария Европейского объеди­нения угля и стали (ЕОУС), а также совершает операции по по­ручению ОЭСР и участвующих в ней стран. БМР производит депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-прода­жу и хранение золота, выступает агентом центральных банков.

В руководящие органы БМР входят общее собрание, Совет директоров, президент банка и администрация.

Продолжение приложения В

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — третья влиятельная кредитная организация. Он был создан в 1991 г. (при­ступил к операциям в апреле 1991 г.) специально для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночных преобразований. Местопребывание — Лондон (Великобритания).

В ЕБРР входит 59 стран. Акционерный капитал составляет 10 млрд. евро, или 13 млрд. долл. (евро является официальной ва­лютой банка, все его активы, обязательства и финансовые отчеты выражаются в евро) и разделен на 1 млн. акций номинальной сто­имостью в 10 000 евро. Общая номинальная сумма оплачиваемых акций равна 4,3 млрд. долл., т.е. 30% первоначально разрешенного к выпуску акционерного капитала.

Руководящими органами ЕБРР яв­ляются Совет управляющих и Совет директоров. Каждый член банка представлен в Совете управляющих и Совете директоров. ЕБРР — универсальное учреждение и объединяет различные направления: предоставляет кредиты правительствам 25 стран и одновременно уделяет внимание поддержке частного сектора в этих странах.

Совет управляющих имеет в своем составе 118 членов (59 уп­равляющих и 59 их заместителей). Как правило, каждый член банка представлен в нем либо министром финансов, либо пред­седателем центрального банка. Председатель Совета управляю­щих избирается ежегодно.

В функции Совета директоров входит подготовка материалов для Совета управляющих, определение политики в отношении де­ятельности ЕБРР.

Президент ЕБРР, избираемый Советом управляющих на че­тыре года, является официальным представителем банка, он также возглавляет его постоянно действующий исполнительный орган. Президент председательствует на заседаниях Совета директоров, но не участвует в голосовании, однако при одинаковом количестве голосов его голос является решающим.

Продолжение приложения В

Специализированные экономические и научно-технические организации

В последние десятилетия все более заметную роль в мировой экономике приобретают специализированные международные экономические организации. Их деятельность охватывает самые различные сектора мирового хозяйства; решение проблем про­мышленного развития и стабилизации сельскохозяйственного производства, защита интеллектуальной собственности, мирное развитие атомной энергетики, обеспечение занятости и условий труда и т.д. Помимо межправительственных специализирован­ных организаций укрепляются позиции неправительственных специализированных экономических организаций, включая ор­ганизации, оказывающие консалтинговые (консультационные) услуги.

Организация Объединенных Наций по промышленному раз­витию (ЮНИДО) основана в 1967 г. решением Генеральной Ас­самблеи. С 1985 г. она является специализированным учреждением системы ООН. Местопребывание — Вена (Австрия). Ее членами являются 166 го­сударств, включая Россию.

Основными целями ЮНИДО являются:

• выполнение центральной координирующей роли в области промышленного развития в рамках системыООН, содействие промышленному развитию и сотрудничеству на глобальном, ре­гиональном, национальном и отраслевом уровнях;

• индустриализация развивающихся стран и преодоление трудностей с ресурсами и инфраструктурой;

• приоритетная индустриализация Африки и выполнение задач второго десятилетия ее промышленного развития (1993-2002 гг.);

• реструктуризация, оздоровление и приватизация промыш­ленности, в том числе в странах с переходной экономикой, по­мощь развивающимся странам в преодолении негативных сторон этого процесса.

Генеральная конференция ЮНИДО, состоящая из предста­вителей государств-членов, проводит свои очередные сессии один раз в два года (специальные сессии созываются генеральным ди­ректором по запросу

Продолжение приложения В

Совета по промышленному развитию (СПР) или большинства государств-членов). Она определяет руководя­щие принципы и политику ЮНИДО, одобряет конвенции и со­глашения (большинством в две трети присутствующих и голосу­ющих государств-членов) и избирает членов СПР.

Совет по промышленному развитию состоит из 53 членов, из­бираемых на четыре года (возможно повторное избрание) с долж­ным учетом принципа справедливого географического представительства. Он рассматривает ход выполнения утвержденных программ работы и соответствующих регулярных и оперативных бюджетов, а также решений Генеральной конференции. Совет заседает не менее одного раза в год.

В Москве и Пекине действуют Центры промышленного сотрудничества ЮНИДО, которые занимаются вопросами стиму­лирования участия иностранных фирм в совместных предпри­ятиях.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию распространяет информацию по вопросам промышленности, бизнеса и технологий через сеть ИНТИРБЕТ, соединен­ную с Банком промышленной и технологической информации ЮНИДО-ИНТИБ, а также различные публикации, справочники, статистические материалы и ежегодные отчеты.

Продовольственная и сельскохозяйственная организаций Объединенных Наций (ФАО) была основана 16 октября 1945 г. Она является специализированным учреждением системы ООН. Местопребывание — Рим (Италия). Ее членами являются 169 го­сударств и Европейский союз.

Основными целями ФАО являются:

• ликвидация голода;

• улучшение питания и качества жизни;

• совершенствование производства, переработки, сбыта и распределения продовольствия и продукции сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства;

 

Продолжение приложения В

• содействие развитию сельских районов и улучшению усло­вий жизни сельского населения.

Конференция ФАО является высшим руководящим органом и созывается один раз в два года для обзора работы, проделанной Конференцией, определения программ действий на последую­щий период. Она формулирует политику ФАО и рекомендации ее членам.

Совет ФАО в составе 49 представителей государств-членов, избираемых Конференцией сроком на три года, является руково­дящим органом, действующим от имени Конференции в период между ее сессиями.

Генеральный директор, избираемый Конференцией на шес­тилетний срок (возможно повторное избрание), возглавляет Сек­ретариат. В структуру последнего входят семь департаментов (сельского хозяйства, рыболовства, лесоводства, развития, эко­номической и социальной политики, общих вопросов и инфор­мации, управления и финансов).

Компьютерные базы данных ФАО (Всемирный центр сельско­хозяйственной информации в Риме) располагают информацией по различным вопросам, начиная от рынков рыбы и заканчивая про­водимыми в области сельского хозяйства исследованиями. ФАО публикует также документы и обзоры.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) была учреждена на основе конвенции, подписанной в Стокгольме (Швеция) и вступившей в силу в 1970 г. С 1974 г. ВОИС является специализированным учреждением системы ООН. Местопребывание — Женева (Швейцария). Ее членами яв­ляются 156 государств, включая Россию.

В мировой экономике интеллектуальная соб­ственность охватывает промышленную собственность, касаю­щуюся главным образом защиты прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и модели.

Всемирная организация интеллектуальной собственности уп­равляет союзами, объединяющими участвующие в них страны и

Продолжение приложения В

действующими на основе договоров, конвенций и соглашений в области охраны промышленной собственности.

Главная цель ВОИС — содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире посредством сотрудничества между государствами и, когда это целесообразно, взаимодействие с лю­быми другими международными экономическими организация­ми.

Членом ВОИС может стать любое государство, являющееся членом Парижского союза, а также любое государство, являющее­ся членом либо ООН, либо одного из специализированных уч­реждений системы ООН, либо МАГАТЭ.

Организация имеет три руководящих органа: Генеральную ас­самблею, Конференцию и Комитет по координации (58 членов). Генеральная ассамблея, состоящая из государств — участников Конвенции, учреждающей ВОИС, которые являются также чле­нами какого-либо союза, собирается один раз в два года на свои регулярные сессии, а при определенных условиях — на чрезвы­чайные сессии; и те и другие созываются генеральным директо­ром. В те же сроки и в том же месте созывается генеральным секретарем на очередные сессии и Конференция. Комитет по коор­динации выдвигает кандидата на должность генерального дирек­тора для назначения его Генеральной ассамблеей.

Устав Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) был утвержден в 1956 г. на международной конферен­ции, состоявшейся в ООН. Он вступил в силу в 1957 г. МАГАТЭ является самостоятельной межправительственной организацией, входящей в систему ООН. Местопребывание — Вена (Австрия). Ее членами являются 123 государства, включая Россию.

Агентство устанавливает и обеспечивает гарантии недопуще­ния использования атомной энергии в военных целях. Для этого оно поощряет и содействует развитию атомной энергии и ее прак­тическому применению в мирных целях, а также проведению ис­следований в этой области. МАГАТЭ представляет Генеральной Ассамблее ООН, а также

 

Продолжение приложения В

Совету Безопасности, Экономическому и Социальному Совету и другим органам ООН доклады по во­просам, входящим в их компетенцию.

Прием в члены МАГАТЭ подлежит одобрению Генеральной конференцией по рекомендации Совета управляющих. Оба эти органа определяют готовность и способность государства выпол­нять обязательства члена Агентства.

В середине 90-х гг. режим гарантий МАГАТЭ распростра­нялся на 850 ядерных установок. Соглашения о предоставлении гарантий того, что государства не используют ядерные матери­алы и оборудование для создания и производства атомного ору­жия, были заключены со 118 государствами, среди них 102 стра­ны, подписавшие Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г. согласно Версальскому договору. Она объединяет на равных правах правительства, предпринимателей и трудящих­ся. Местопребывание — Женева (Швейцария). Членами Органи­зации являются более 170 государств, включая Россию. В качестве специализированного учреждения она входит в систему ООН.

Цели МОТ:

• обеспечение полной занятости и рост уровня жизни;

• поощрение экономических и социальных программ;

• соблюдение основных прав человека;

• охрана жизни и здоровья трудящихся;

• поощрение сотрудничества между предпринимателями и трудящимися.

Трехсторонние комитеты по важнейшим отраслям экономики (строительство, внутренний транспорт, химия, черная металлур­гия, нефтяная промышленность и др.) и экспертные советы по вопросам профессионального образования, повышения квалифи­кации руководящих кадров, охраны труда, по проблемам работа­ющих женщин и молодежи, среди прочего, предоставляют пред­ставителям правительств, предпринимателей и трудящихся воз­можность изложить

 

Продолжение приложения В

свои точки зрения. Они также оказывают кон­сультативную помощь Административному совету и Международ­ному бюро труда.

Международное бюро труда осуществляет собственные пуб­ликации, а также располагает хорошо оснащенной современной библиотекой по экономическим и социальным вопросам (свыше 1 млн. книг и около 8 тыс. наименований периодики).