ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ
1. Фирма организовала в зарубежной стране дочернее предприятие. Укажите, к какой форме организации международного маркетинга это относится:
а) прямой экспорт;
б) лицензирование;
в) прямое владение;
г) производство товаров по контракту.
2. Укажите, какие из перечисленных ограничений международной торговли относятся к внутренним:
а) политический риск;
б) религия;
в) географические факторы;
г) экспортный контроль.
3. При сегментировании международного рынка учитывают различные факторы. Укажите, какой из перечисленных относится к социально-экономическим:
а) культура;
б) уровень доходов;
в) налоговое законодательство;
г) географическое расположение.
4. Укажите тарифные барьеры международной торговли:
а) квота на воз (вывоз) товаров;
б) покупка государством части продукции своих предприятий для поддержания спроса и цен;
в) стимулирование национального производства заменителей импортных товаров;
г) таможенный тариф.
5. Товарная стратегия необходимой адаптации связана с:
а) законами рынка;
б) санитарно-гигиеническими нормами;
в) нормами безопасности;
г) техническими нормами.
6. Продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна. Укажите, к какой форме расчетов это относится:
а) DDP;
б) FOB;
в) EXW;
г) CIF.
7. Укажите, какой фактор необходимо учитывать в первую очередь при выборе зарубежных рынков сбыта:
а) издержки производства;
б) издержки обращения;
в) потенциал рынка и его стабильность;
г) качество предлагаемого товара.
8. Привлекательность страны с экономической точки зрения определяется следующими характеристиками:
а) характером распределения доходов в стране;
б) политической стабильностью;
в) отношение к закупкам из-за рубежа;
г) традициями страны.
9. Укажите стадии жизненного цикла товара в международной торговле:
а) разработки, внедрения, зрелости, спада;
б) нового продукта, роста товара, зрелости товара, падения производства товара, прекращения внутреннего производства товара;
в) разработки, внедрения, роста, зрелости, спада;
г) нового продукта, внедрения, роста, зрелости, спада.
10. Укажите, какая из перечисленных ниже стратегий сбыта чаще всего применяется в отношении товаров повседневного спроса, наиболее распространенных видов сырья и нетрудоемких услуг:
а) стратегия селективного сбыта;
б) стратегия интенсивного сбыта;
в) стратегия эксклюзивного сбыта;
г) ответы а) и в).
11. Главной целью глобального подхода к рынкам различных стран является:
а) иметь товары, адаптированные для рынка каждой страны;
б) иметь разнообразие товаров, одинаковых для всего мира;
в) адаптировать комплекс маркетинга к рынку каждой страны;
г) достичь максимальной стандартизации производственного процесса учитывая, что адаптация к определенным локальным условиям необходима.
12. Макропирамидальная структура компании, работающей на внешнем рынке, представляет собой:
а) федерацию фирм с единым центром, который заботится о максимальной отдаче капиталовложений;
б) систему управления, в которой центр занимается двумя главными проблемами: формулированием глобальных целей компании, консультативной и финансовой поддержкой;
в) систему управления, в которой стратегические решения принимаются только центром, а на местах осуществляется оперативная деятельность;
г) федерацию фирм.
13. Этноцентризм предполагает, что:
а) система маркетинга и менеджмента приспосабливается к каждому зарубежному рынку индивидуально;
б) маркетинг и менеджмент на внешнем рынке определяются опытом деятельности организации на рынке внутреннем;
в) мир необходимо рассматривать, как единый рынок;
г) мир необходимо рассматривать, как совокупность рынков регионов.
14. Укажите способ выхода на внешний рынок, характеризующийся присутствием производства за рубежом и вывозом капитала:
а) прямой экспорт;
б) лицензирование;
в) полное владение;
г) управленческий контракт.
15. Указать, ценовую стратегию, которая может применяться для инновационных товаров на стадии жизненного цикла «внедрение» при низком уровне эластичности спроса по цене:
а) проникновения на рынок;
б) ценового лидера;
в) «снятия сливок»;
г) гибких цен.
16. Каналом сбыта продукции на зарубежном рынке при непрямом экспорте является:
а) местные агенты;
б) зарубежные дистрибъюторы;
в) торговый филиал;
г) экспортно-импортная компания.
17. Предприятием с иностранными инвестициями в Украине считается предприятия:
а) в уставном фонде которого имеются иностранные инвестиции;
б) иностранная инвестиция в уставном фонде которого составляет не менее 10%;
в) иностранная инвестиция в уставном фонде которого составляет не менее 50 000 долл. США;
г) иностранная инвестиция в уставном фонде которого составляет не менее 100 000 долл. США.
18. Укажите способ выхода на внешний рынок, характеризующийся присутствием производства за рубежом, без вывоза капитала:
а) прямой экспорт;
б) управленческий контракт;
в) полное владение;
г) совместное владение.
19. Интергломерат (международный конгломерат) представляет собой:
а) федерацию фирм с единым центром, который заботится о максимальной отдаче капиталовложений;
б) систему управления, в которой центр занимается формулированием глобальных целей компании и ее консультативной и финансовой поддержкой;
в) систему управления, в которой стратегические решения принимаются только центром, а на местах осуществляется оперативная деятельность;
г) систему управления с единым центром.
20. Оборонительная стратегия фирмы на международном рынке может быть выбрана, если:
а) фирма выпускает новый оригинальный товар на рынок;
б) конкуренты теряют свои позиции на рынке;
в) продукция фирмы технически и технологически устареваю-щая;
г) предвидятся ответные меры конкурентов или государства и фирма готовится к ним.
21. Атакующая стратегия фирмы на международном рынке может быть выбрана, если:
а) фирма выпускает новый оригинальный товар на рынок;
б) фирма выпускает технически и технологически устареваю-щую продукцию;
в) рыночная позиция фирмы удовлетворительная, но средства фирмы ограничены;
г) предвидятся ответные меры конкурентов или государства и фирма готовится к ним.
22. Укажите способ выхода на внешний рынок, характеризующийся отсутствием производства за рубежом:
а) управленческий контракт;
б) подрядное производство;
в) прямой экспорт;
г) совместное владение.
23. Ценовая стратегия "политика проникновения" предполагает, что:
а) реализация товара на рынке осуществляется по относи-тельно высоким ценам;
б) реализация товара осуществляется по относительно низким ценам;
в) реализация товара осуществляется по ценам лидера;
г) реализация товара осуществляется по крайне низким ценам.
24. Указать, какое базисно условие поставки предусматривает принятие покупателем всех обязанностей расходов, рисков по принятию товара от продавца, подготовке к отправке, погрузке, доставке, доставке к месту назначения:
а) FOB;
б) CIF;
в) EXW;
г) DDP.
25. Указать, какой элемент маркетинговых коммуникаций направлен на разъяснение положительного значения данного товара для иностранного потребителя и ведется преимущественно на некоммерческой основе:
а) реклама;
б) сейлз промоушн;
в) паблик рилейшнз;
г) директ-маркетинг.
26. Указать, какой элемент маркетинговых коммуникаций представляет собой деятельность по реализации коммерческих и творческих идей, стимулирующих продаж за рубеж изделий или услуг рекламодателя:
а) реклама;
б) сейлз промоушн;
в) паблик рилейшнз;
г) директ-маркетинг.
27. Директ-маркетинг является разновидностью методов:
а) прямого сбыта;
б) косвенного сбыта;
в) комбинированного сбыта;
г) прямого и косвенного сбыта.
28. Указать, какую стратегию охвата сегментов рынка будет использовать фирма, если она подходит ко всему рынку как к единому целому, то есть считает рынок однородным с точки зрения сбыта и выходит на все сегменты сразу со стандартным комплексом маркетинга:
а) дифференцированного маркетинга;
б) недифференцированного маркетинга;
в) концентрированного маркетинга;
г) ответы а), в).
29. Продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на склад покупателя. Укажите, к какой форме расчетов это относится:
а) DDP;
б) FOB;
в) EXW;
г) CIF.
30. Указать способ выхода на зарубежный рынок на договорных началах без вывоза капитала:
а) прямой экспорт;
б) косвенный экспорт;
в) лицензирование;
г) сборочное производство.
31. Указать, какая товарная стратегия предполагает перенесение на международный рынок той ассортиментной позиции, которая принята для внутреннего рынка:
а) стратегия нового изобретения;
б) стратегия обратного изобретения;
в) стратегия адаптации;
г) стратегия стандартизации.
32. Стратегия ценообразования "стимулирование комплексных продаж" предполагает:
а) назначение низкой цены на основной товар при одновременном установлении высоких цен на дополнительные товары;
б) продажу одного и того же товара по разным ценам для разных потребителей;
в) учет политики цен лидера на рынке;
г) компания применяет крайне низкие цены.
33. Указать способ выхода на зарубежный рынок на договорных началах без вывоза капитала:
а) совместное владение;
б) управленческий контракт;
в) сборочное производство;
г) прямое владение.
34. Товарная стратегия вынужденной адаптации связана с:
а) законами рынка;
б) техническими нормами;
в) разработкой совершенно нового продукта;
г) учетом специфических потребностей и запросов клиентуры.
35. Привлекательность страны с социально-культурной точки зрения определяется следующими характеристиками:
а) характером распределения доходов в стране;
б) политической стабильностью;
в) традициями страны;
г) типом производственной структуры страны.
36. Определите, какую из названных ниже товарных стратегий преимущественно использует фирма Coca-Cola:
а) адаптации вынужденной;
б) адаптации необходимой;
в) стандартизации;
г) изобретение новинки.
37. Управленческий контракт состоит в том, что:
а) зарубежное предприятие принимает на себя обязательство изготавливать на собственных мощностях продукцию;
б) управляющая компания подписывает с зарубежным партнером соглашение, предметом которого является осуществле-ние управления производственной и маркетинговой деятельностью;
в) объединение усилий зарубежных и местных инвесторов с целью создания коммерческого предприятия;
г) перенос за рубеж финальных стадий производственного цикла.
38. К ценам свободного рынка относятся:
а) трансфертные цены;
б) биржевые котировки;
в) региональные цены;
г) преференционные (льготные) цены.
39. К атрибутам системы маркетинга относятся качественные и количественные цели фирмы. Указать, какая из перечисленных целей фирмы является качественной:
а) объем продаж;
б) объем прибыли;
в) доля рынка по странам, товарам или сегментам;
г) обеспечение занятости в странах, где фирма ведет свою деятельность.
40. Указать, какой вид маркетинга необходимо применять в случае, когда спрос снижается и его необходимо восстановить:
а) конверсионный маркетинг;
б) ремаркетинг;
в) стимулирующий маркетинг;
г) демаркетинг.
41. К атрибутам системы маркетинга относятся внешние и внутренние факторы, воздействующие на процесс развития системы маркетинга. Указать, какой из ниже перечисленных факторов относится к внешним:
а) финансовые возможности фирмы;
б) научно-технический прогресс;
в) существующая репутация фирмы;
г) средства производства.
42. Из ниже перечисленных понятий выбрать то, которое относится к исследованию рынка:
а) характеристика товара;
б) реакция на введение нового товара;
в) упаковка и этикетка;
г) послепродажный сервис.
43. Укажите вид продукта, который на матрице БКГ характеризуется высокими темпами роста объема продаж и высокой относительной долей рынка:
а) «звезда»;
б) «дойная корова»;
в) «дилемма»;
г) «мертвый груз».
44. Укажите, международные экономические организации, занимающиеся разработкой и реализацией торгово-политических и других задач в области международной торговли:
а) ВТО;
б) МТО;
в) ЮНКТАД;
г) все ответы верны.
45. Для международного маркетинга характерно:
а) обычная продажа товаров за границу;
б) экспортер занимается систематически изучением целевого зарубежного рынка и приспосабливает свое производство к изменяющимся требованиям этого рынка;
в) экспортер глубоко исследует рынок и использует для этого широкий набор маркетинговых средств.
46. Укажите показатель, характеризующий экономическую среду международного маркетинга:
а) язык;
б) валовый национальный продукт;
в) образование;
г) законодательство.
47. Демаркетинг используется с целью:
а) снижения чрезмерного спроса;
б) стабилизации спроса, соответствующего возможностям фирмы;
в) восстановления понижающегося спроса;
г) стабилизации колеблющегося спроса.
48. Цена, согласованная между покупателем и продавцом товара определенного количества и качества, является:
а) ценой покупателя;
б) ценой продавца;
в) ценой производства;
г) базисной ценой.
49. Укажите название документа, подтверждающего передачу права использования патента без соответствующего «ноу-хау»:
а) беспатентная лицензия;
б) полная лицензия;
в) исключительная лицензия;
г) патентное лицензионное соглашение.
50. Укажите вид сделки, которая характеризуется продажей иностранному покупателю товара с вывозом его из страны продавца за границу:
а) импортная;
б) экспортная;
в) реэкспортная;
г) реимпортная.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91. // Ведомости Верховного Совета Украины. – 1991. – № 29. – Ст. 377.
2. Абрамишвили Г.Г. Проблемы международного маркетинга. -М.: Международные отношения, 1984. – 223 с.
3. Азарян Е.М. Международный маркетинг. – К.: ИСМО МО Украины, НВОР «Студцентр», 1998. – 200 с.
4. Академия рынка: Макретинг; Пер. с франц. / А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.; Науч. ред. А.Г. Худокормов. – М.: Экономика, 1993. – 572 с.
5. Алексунин В.А. Международный маркетинг. Учебн. пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и К°», 2000. – 160 с.
6. Багиев Г. Л. Международный маркетинг / Г.Л. Багиев, Н.К. Моисеева, С.В. Никифорова. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
7. Данько Т. Международный маркетинг: проблемы планирования // Бизнес Информ. – 1996. - № 6. – С. 52 - 55.
8. Дихтль Е. Практический маркетинг / Е. Дихтль, Х. Хершин . – М.: Высшая школа, 1995. – 225 с.
9. Завьялов П.С. Формула успеха / П.С. Завьялов, В.Е. Демидов. - 2-е изд. – М.: Международные отношения, 1991. – 416 с.
10. Збірник контрактів та нормативних актів. Інкотермс. – К.: Сплайн, 2000. – 72 с.
11. Каніщенко О.Л. Міжнародний маркетинг: Теорія і господарські ситуації: Навч. посіб. – 2-ге вид., переробл. – К.: ІВЦ «Видавництво «Політехніка»,2004. – 152 с.
12. Капустина Н.Е. Теория и практика маркетинга в США. – М.: Экономика, 1981. – 150 с.
13. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. – М.: Высшая школа. – 1990. – 286с.
14. Кирьяков Д. Уроки маркетинга по Mersedes-Bens АО // Финансовая Украина. – 1996. – № 12. – С. 26.
15. Косенков С.И. Маркетинг в схемах: Учебно-методическое пособие. – Харьков: Издательский дом «ИНЖЭК», 2003. – 168 с.
16. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ./ Общ. ред. Е.М. Пеньковой. – М.: Прогресс, 1993. – 736 с.
17. Ламбен Жак-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок ./ Пер. с англ.; [под ред. В.Б. Колчанова.]– СПб.: Питер, 2005. – 800 с.
18. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг / Пер. с франц. – СПб.: Наука, – 1996. – 586 с.
19. Левшин Ф.М. Международный маркетинг. – М.: Международные отношения, 1988. – 240 с.
20. Лисица Н.М., Рогожин В.Д., Юрченко В.В. Международный маркетинг: Учебн. пособие / Н.М. Лисица, В.Д. Рогожин, В.Юрченко В.В. – Харьков: Издательский дом «ИНЖЭК», 2004. – 176 с.
21. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От становления к взаимопониманию: Пер. с англ. – М.: Дело, 2001. – 448 с.
22. Маджаро С. Международный маркетинг. Пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1979. – 370 с.
23. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов и др. / Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 560 с.
24. Международный маркетинг. Учебное пособие для вузов / Г.А. Васильев, Л.А. Ибрагимов, Н.Г. Каменева и др. / Под ред. Г.А. Васильева, Л.А. Ибрагимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 200 с.
25. Матвеева О. Организация и технология внешнеторговых операций. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 160 с.
26. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн [Под общей ред. Г.Л. Багиева]. – М.: ОАО «Изд. Экономика», 1999. – 703 с.
27. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности: Терминологический словарь. – М.: Международные отношения, 1992. – 260 с.
28. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – 734 с.
29. Моисеева Н.К. Международный маркетинг. Учебн. пособие. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. – 320 с.
30. Панкрухин А.П. Маркетинг-практикум: ситуационные задания, кейсы, тесты. – М.: Институт международного права и экономики им.
А.С. Грибоедова, 1998. – 160 с.
31.Попов С. Внешнеэкономическая деятельность фирмы: Особенности менеджмента и маркетинга. – М.: Ось-89, 1997. – 176 с.
32. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. В.Д. Щеткина. – М.: Международные отношения, 1993. – 896 с.
33. Предпринимательство и бизнес: Учебн. пособие / Авторы-составители Л.П. Дашков, А.И. Данилова, Е.Б. Тютюкина. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1995. – 304 с.
34. Райс Э. Маркетинговые войны / Э. Райс, Дж. Траут. – СПб: Питер, 2005. – 256 с.
35. Ромат Е.В. Реклама в системе маркетинга: Учебн. пособие. – Харьков: Харьк. гос. академия технологии и организации питания,1995. – 230 с.
36. Сандровский К. Таможенное право в Украине: национальное и международное. – К.: Вентури, 2000. – 208 с.
37. Саниахметова Н.А. Юридический справочник предпринимателя. Издание 3-е, перераб. и дополненное. – Харьков: Одиссей, 2001. – 832 с.
38. Симовьян С.В. Экономический успех: пути его достижения. – Харьков: ИМП «Рубикон», 1996. – 384 с.
39. Толкачев С. Международная экономика: теория и практика. – М.: Компания Спут, 2000. – 178 с.
40. Управління зовнішньоекономічною діяльністю / Під ред. проф. А.І. Кредісова. – К.: ВІРА – Р, 1998. – 448 с.
41. Уткин Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Маркетинг» / Э.А. Уткин, А.И. Кочеткова, Л.И. Юликов. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 192 с.
42. Черномаз П.А. Международный маркетинг: Учебно-практическое пособие – Xарьков: Консум, 2000. – 160 с.
43. Циганкова Т.М. Міжнародний маркетинг: Навч. посібник. – К.: КНЕУ, 1998. – 120 с.
44. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг: Пер. с англ. / Дж.Р. Эванс, Б. Берман. – М.: Экономика, 1990. – 360 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение Б
Основные показатели
экономического и социального развития Украины *
Показатель | 2003 г. (отчет) | 2004 г. (ожидае-мое) | Измене-ние | 2005 г. (прогноз) |
ВВП: номинальный, млрд.грн. | 264,2 | 332,7 | + 54,6 | 387,3 |
реальный прирост, % | 109,4 | 112,4 | + 8,6 % | 108,6 |
Индекс потребительских цен, %: | ||||
в среднем к предыдущему периоду | 105,2 | 107,6 | + 7,0 % | 107,0 |
декабрь к декабрю предыдущего года | 108,2 | 107,0 | + 6,2 % | 106,2 |
Индекс цен производителей, %: | ||||
в среднем к предыдущему периоду | 107,7 | 119,0 | + 8,9 % | 108,9 |
декабрь к декабрю предыдущего года | 111,1 | 118,8-119,0 | + 5,3 % | 105,3 |
Объем продукции промышленности, % к предыдущему году | 115,8 | 114,0 | 12,0 % | 112,0 |
Валовое производство в сельском хозяйстве, % к предыдущему году | 89,0 | 113,2 | + 4,8 % | 104,8 |
Финансовые результаты от обычной деятельности до налогообложения, млрд. грн. | 19,6 | 26,0 | + 2,0 | 28,0 |
Прибыль прибыльных предприятий, млрд.грн. | 45,7 | 54,5 | + 2,5 | 57,0 |
Убытки убыточных предприятий, млрд.грн. | 26,1 | 28,5 | + 0,5 | 29,0 |
Прямые иностранные инвестиции, млн. USD | 1279,3 | + 100 | ||
Среднегодовой обменный курс гривни к доллару США | 5,33 | 5,33 | - 0,04 | 5,29 |
Фонд оплаты труда рабочих, служащих, военных, сотрудников малых предприятий и отраслей с/х, млн.грн. | 76819,19 | 94034,8 | + 19227,2 | 113262,0 |
Среднемесячная зарплата рабочих, служащих, работников с/х, грн. | 462,27 | + 116 | ||
Реальный прирост, % | 16,7 | 18,0 | - 6 | 12,0 |
Экспорт товаров и услуг, млн. USD | + 3381 | |||
в % к предыдущему периоду | 124,0 | 134,6 | + 8,7% | 108,7 |
Импорт товаров и услуг, млн. USD | + 4217 | |||
в % к предыдущему периоду | 128,7 | 123,7 | + 12,3 % | 112,3 |
*Волченко А. «Взлетая выше ели…» // Бизнес № 38 (609), 2004. – С. 32-33.
Приложение А
Результаты внешнеэкономической деятельности Украины*