ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ

1. Фирма организовала в зарубежной стране дочернее предприятие. Укажите, к какой форме организации международного маркетинга это относится:

а) прямой экспорт;

б) лицензирование;

в) прямое владение;

г) производство товаров по контракту.

2. Укажите, какие из перечисленных ограничений международной торговли относятся к внутренним:

а) политический риск;

б) религия;

в) географические факторы;

г) экспортный контроль.

3. При сегментировании международного рынка учитывают различные факторы. Укажите, какой из перечисленных относится к социально-экономическим:

а) культура;

б) уровень доходов;

в) налоговое законодательство;

г) географическое расположение.

4. Укажите тарифные барьеры международной торговли:

а) квота на воз (вывоз) товаров;

б) покупка государством части продукции своих предприятий для поддержания спроса и цен;

в) стимулирование национального производства заменителей импортных товаров;

г) таможенный тариф.

5. Товарная стратегия необходимой адаптации связана с:

а) законами рынка;

б) санитарно-гигиеническими нормами;

в) нормами безопасности;

г) техническими нормами.

6. Продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна. Укажите, к какой форме расчетов это относится:

а) DDP;

б) FOB;

в) EXW;

г) CIF.

7. Укажите, какой фактор необходимо учитывать в первую очередь при выборе зарубежных рынков сбыта:

а) издержки производства;

б) издержки обращения;

в) потенциал рынка и его стабильность;

г) качество предлагаемого товара.

8. Привлекательность страны с экономической точки зрения определяется следующими характеристиками:

а) характером распределения доходов в стране;

б) политической стабильностью;

в) отношение к закупкам из-за рубежа;

г) традициями страны.

9. Укажите стадии жизненного цикла товара в международной торговле:

а) разработки, внедрения, зрелости, спада;

б) нового продукта, роста товара, зрелости товара, падения производства товара, прекращения внутреннего производства товара;

в) разработки, внедрения, роста, зрелости, спада;

г) нового продукта, внедрения, роста, зрелости, спада.

10. Укажите, какая из перечисленных ниже стратегий сбыта чаще всего применяется в отношении товаров повседневного спроса, наиболее распространенных видов сырья и нетрудоемких услуг:

а) стратегия селективного сбыта;

б) стратегия интенсивного сбыта;

в) стратегия эксклюзивного сбыта;

г) ответы а) и в).

11. Главной целью глобального подхода к рынкам различных стран является:

а) иметь товары, адаптированные для рынка каждой страны;

б) иметь разнообразие товаров, одинаковых для всего мира;

в) адаптировать комплекс маркетинга к рынку каждой страны;

г) достичь максимальной стандартизации производственного процесса учитывая, что адаптация к определенным локальным условиям необходима.

12. Макропирамидальная структура компании, работающей на внешнем рынке, представляет собой:

а) федерацию фирм с единым центром, который заботится о максимальной отдаче капиталовложений;

б) систему управления, в которой центр занимается двумя главными проблемами: формулированием глобальных целей компании, консультативной и финансовой поддержкой;

в) систему управления, в которой стратегические решения принимаются только центром, а на местах осуществляется оперативная деятельность;

г) федерацию фирм.

13. Этноцентризм предполагает, что:

а) система маркетинга и менеджмента приспосабливается к каждому зарубежному рынку индивидуально;

б) маркетинг и менеджмент на внешнем рынке определяются опытом деятельности организации на рынке внутреннем;

в) мир необходимо рассматривать, как единый рынок;

г) мир необходимо рассматривать, как совокупность рынков регионов.

14. Укажите способ выхода на внешний рынок, характеризующийся присутствием производства за рубежом и вывозом капитала:

а) прямой экспорт;

б) лицензирование;

в) полное владение;

г) управленческий контракт.

15. Указать, ценовую стратегию, которая может применяться для инновационных товаров на стадии жизненного цикла «внедрение» при низком уровне эластичности спроса по цене:

а) проникновения на рынок;

б) ценового лидера;

в) «снятия сливок»;

г) гибких цен.

16. Каналом сбыта продукции на зарубежном рынке при непрямом экспорте является:

а) местные агенты;

б) зарубежные дистрибъюторы;

в) торговый филиал;

г) экспортно-импортная компания.

17. Предприятием с иностранными инвестициями в Украине считается предприятия:

а) в уставном фонде которого имеются иностранные инвестиции;

б) иностранная инвестиция в уставном фонде которого составляет не менее 10%;

в) иностранная инвестиция в уставном фонде которого составляет не менее 50 000 долл. США;

г) иностранная инвестиция в уставном фонде которого составляет не менее 100 000 долл. США.

18. Укажите способ выхода на внешний рынок, характеризующийся присутствием производства за рубежом, без вывоза капитала:

а) прямой экспорт;

б) управленческий контракт;

в) полное владение;

г) совместное владение.

19. Интергломерат (международный конгломерат) представляет собой:

а) федерацию фирм с единым центром, который заботится о максимальной отдаче капиталовложений;

б) систему управления, в которой центр занимается формулированием глобальных целей компании и ее консультативной и финансовой поддержкой;

в) систему управления, в которой стратегические решения принимаются только центром, а на местах осуществляется оперативная деятельность;

г) систему управления с единым центром.

20. Оборонительная стратегия фирмы на международном рынке может быть выбрана, если:

а) фирма выпускает новый оригинальный товар на рынок;

б) конкуренты теряют свои позиции на рынке;

в) продукция фирмы технически и технологически устареваю-щая;

г) предвидятся ответные меры конкурентов или государства и фирма готовится к ним.

21. Атакующая стратегия фирмы на международном рынке может быть выбрана, если:

а) фирма выпускает новый оригинальный товар на рынок;

б) фирма выпускает технически и технологически устареваю-щую продукцию;

в) рыночная позиция фирмы удовлетворительная, но средства фирмы ограничены;

г) предвидятся ответные меры конкурентов или государства и фирма готовится к ним.

22. Укажите способ выхода на внешний рынок, характеризующийся отсутствием производства за рубежом:

а) управленческий контракт;

б) подрядное производство;

в) прямой экспорт;

г) совместное владение.

23. Ценовая стратегия "политика проникновения" предполагает, что:

а) реализация товара на рынке осуществляется по относи-тельно высоким ценам;

б) реализация товара осуществляется по относительно низким ценам;

в) реализация товара осуществляется по ценам лидера;

г) реализация товара осуществляется по крайне низким ценам.

24. Указать, какое базисно условие поставки предусматривает принятие покупателем всех обязанностей расходов, рисков по принятию товара от продавца, подготовке к отправке, погрузке, доставке, доставке к месту назначения:

а) FOB;

б) CIF;

в) EXW;

г) DDP.

25. Указать, какой элемент маркетинговых коммуникаций направлен на разъяснение положительного значения данного товара для иностранного потребителя и ведется преимущественно на некоммерческой основе:

а) реклама;

б) сейлз промоушн;

в) паблик рилейшнз;

г) директ-маркетинг.

26. Указать, какой элемент маркетинговых коммуникаций представляет собой деятельность по реализации коммерческих и творческих идей, стимулирующих продаж за рубеж изделий или услуг рекламодателя:

а) реклама;

б) сейлз промоушн;

в) паблик рилейшнз;

г) директ-маркетинг.

27. Директ-маркетинг является разновидностью методов:

а) прямого сбыта;

б) косвенного сбыта;

в) комбинированного сбыта;

г) прямого и косвенного сбыта.

28. Указать, какую стратегию охвата сегментов рынка будет использовать фирма, если она подходит ко всему рынку как к единому целому, то есть считает рынок однородным с точки зрения сбыта и выходит на все сегменты сразу со стандартным комплексом маркетинга:

а) дифференцированного маркетинга;

б) недифференцированного маркетинга;

в) концентрированного маркетинга;

г) ответы а), в).

29. Продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на склад покупателя. Укажите, к какой форме расчетов это относится:

а) DDP;

б) FOB;

в) EXW;

г) CIF.

30. Указать способ выхода на зарубежный рынок на договорных началах без вывоза капитала:

а) прямой экспорт;

б) косвенный экспорт;

в) лицензирование;

г) сборочное производство.

31. Указать, какая товарная стратегия предполагает перенесение на международный рынок той ассортиментной позиции, которая принята для внутреннего рынка:

а) стратегия нового изобретения;

б) стратегия обратного изобретения;

в) стратегия адаптации;

г) стратегия стандартизации.

32. Стратегия ценообразования "стимулирование комплексных продаж" предполагает:

а) назначение низкой цены на основной товар при одновременном установлении высоких цен на дополнительные товары;

б) продажу одного и того же товара по разным ценам для разных потребителей;

в) учет политики цен лидера на рынке;

г) компания применяет крайне низкие цены.

33. Указать способ выхода на зарубежный рынок на договорных началах без вывоза капитала:

а) совместное владение;

б) управленческий контракт;

в) сборочное производство;

г) прямое владение.

34. Товарная стратегия вынужденной адаптации связана с:

а) законами рынка;

б) техническими нормами;

в) разработкой совершенно нового продукта;

г) учетом специфических потребностей и запросов клиентуры.

35. Привлекательность страны с социально-культурной точки зрения определяется следующими характеристиками:

а) характером распределения доходов в стране;

б) политической стабильностью;

в) традициями страны;

г) типом производственной структуры страны.

36. Определите, какую из названных ниже товарных стратегий преимущественно использует фирма Coca-Cola:

а) адаптации вынужденной;

б) адаптации необходимой;

в) стандартизации;

г) изобретение новинки.

37. Управленческий контракт состоит в том, что:

а) зарубежное предприятие принимает на себя обязательство изготавливать на собственных мощностях продукцию;

б) управляющая компания подписывает с зарубежным партнером соглашение, предметом которого является осуществле-ние управления производственной и маркетинговой деятельностью;

в) объединение усилий зарубежных и местных инвесторов с целью создания коммерческого предприятия;

г) перенос за рубеж финальных стадий производственного цикла.

38. К ценам свободного рынка относятся:

а) трансфертные цены;

б) биржевые котировки;

в) региональные цены;

г) преференционные (льготные) цены.

39. К атрибутам системы маркетинга относятся качественные и количественные цели фирмы. Указать, какая из перечисленных целей фирмы является качественной:

а) объем продаж;

б) объем прибыли;

в) доля рынка по странам, товарам или сегментам;

г) обеспечение занятости в странах, где фирма ведет свою деятельность.

40. Указать, какой вид маркетинга необходимо применять в случае, когда спрос снижается и его необходимо восстановить:

а) конверсионный маркетинг;

б) ремаркетинг;

в) стимулирующий маркетинг;

г) демаркетинг.

41. К атрибутам системы маркетинга относятся внешние и внутренние факторы, воздействующие на процесс развития системы маркетинга. Указать, какой из ниже перечисленных факторов относится к внешним:

а) финансовые возможности фирмы;

б) научно-технический прогресс;

в) существующая репутация фирмы;

г) средства производства.

42. Из ниже перечисленных понятий выбрать то, которое относится к исследованию рынка:

а) характеристика товара;

б) реакция на введение нового товара;

в) упаковка и этикетка;

г) послепродажный сервис.

43. Укажите вид продукта, который на матрице БКГ характеризуется высокими темпами роста объема продаж и высокой относительной долей рынка:

а) «звезда»;

б) «дойная корова»;

в) «дилемма»;

г) «мертвый груз».

44. Укажите, международные экономические организации, занимающиеся разработкой и реализацией торгово-политических и других задач в области международной торговли:

а) ВТО;

б) МТО;

в) ЮНКТАД;

г) все ответы верны.

45. Для международного маркетинга характерно:

а) обычная продажа товаров за границу;

б) экспортер занимается систематически изучением целевого зарубежного рынка и приспосабливает свое производство к изменяющимся требованиям этого рынка;

в) экспортер глубоко исследует рынок и использует для этого широкий набор маркетинговых средств.

46. Укажите показатель, характеризующий экономическую среду международного маркетинга:

а) язык;

б) валовый национальный продукт;

в) образование;

г) законодательство.

47. Демаркетинг используется с целью:

а) снижения чрезмерного спроса;

б) стабилизации спроса, соответствующего возможностям фирмы;

в) восстановления понижающегося спроса;

г) стабилизации колеблющегося спроса.

48. Цена, согласованная между покупателем и продавцом товара определенного количества и качества, является:

а) ценой покупателя;

б) ценой продавца;

в) ценой производства;

г) базисной ценой.

49. Укажите название документа, подтверждающего передачу права использования патента без соответствующего «ноу-хау»:

а) беспатентная лицензия;

б) полная лицензия;

в) исключительная лицензия;

г) патентное лицензионное соглашение.

50. Укажите вид сделки, которая характеризуется продажей иностранному покупателю товара с вывозом его из страны продавца за границу:

а) импортная;

б) экспортная;

в) реэкспортная;

г) реимпортная.

 

 


РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91. // Ведомости Верховного Совета Украины. – 1991. – № 29. – Ст. 377.

2. Абрамишвили Г.Г. Проблемы международного маркетинга. -М.: Международные отношения, 1984. – 223 с.

3. Азарян Е.М. Международный маркетинг. – К.: ИСМО МО Украины, НВОР «Студцентр», 1998. – 200 с.

4. Академия рынка: Макретинг; Пер. с франц. / А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.; Науч. ред. А.Г. Худокормов. – М.: Экономика, 1993. – 572 с.

5. Алексунин В.А. Международный маркетинг. Учебн. пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и К°», 2000. – 160 с.

6. Багиев Г. Л. Международный маркетинг / Г.Л. Багиев, Н.К. Моисеева, С.В. Никифорова. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.

7. Данько Т. Международный маркетинг: проблемы планирования // Бизнес Информ. – 1996. - № 6. – С. 52 - 55.

8. Дихтль Е. Практический маркетинг / Е. Дихтль, Х. Хершин . – М.: Высшая школа, 1995. – 225 с.

9. Завьялов П.С. Формула успеха / П.С. Завьялов, В.Е. Демидов. - 2-е изд. – М.: Международные отношения, 1991. – 416 с.

10. Збірник контрактів та нормативних актів. Інкотермс. – К.: Сплайн, 2000. – 72 с.

11. Каніщенко О.Л. Міжнародний маркетинг: Теорія і господарські ситуації: Навч. посіб. – 2-ге вид., переробл. – К.: ІВЦ «Видавництво «Політехніка»,2004. – 152 с.

12. Капустина Н.Е. Теория и практика маркетинга в США. – М.: Экономика, 1981. – 150 с.

13. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. – М.: Высшая школа. – 1990. – 286с.

14. Кирьяков Д. Уроки маркетинга по Mersedes-Bens АО // Финансовая Украина. – 1996. – № 12. – С. 26.

15. Косенков С.И. Маркетинг в схемах: Учебно-методическое пособие. – Харьков: Издательский дом «ИНЖЭК», 2003. – 168 с.

16. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ./ Общ. ред. Е.М. Пеньковой. – М.: Прогресс, 1993. – 736 с.

17. Ламбен Жак-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок ./ Пер. с англ.; [под ред. В.Б. Колчанова.]– СПб.: Питер, 2005. – 800 с.

18. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг / Пер. с франц. – СПб.: Наука, – 1996. – 586 с.

19. Левшин Ф.М. Международный маркетинг. – М.: Международные отношения, 1988. – 240 с.

20. Лисица Н.М., Рогожин В.Д., Юрченко В.В. Международный маркетинг: Учебн. пособие / Н.М. Лисица, В.Д. Рогожин, В.Юрченко В.В. – Харьков: Издательский дом «ИНЖЭК», 2004. – 176 с.

21. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От становления к взаимопониманию: Пер. с англ. – М.: Дело, 2001. – 448 с.

22. Маджаро С. Международный маркетинг. Пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1979. – 370 с.

23. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов и др. / Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 560 с.

24. Международный маркетинг. Учебное пособие для вузов / Г.А. Васильев, Л.А. Ибрагимов, Н.Г. Каменева и др. / Под ред. Г.А. Васильева, Л.А. Ибрагимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 200 с.

25. Матвеева О. Организация и технология внешнеторговых операций. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 160 с.

26. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн [Под общей ред. Г.Л. Багиева]. – М.: ОАО «Изд. Экономика», 1999. – 703 с.

27. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности: Терминологический словарь. – М.: Международные отношения, 1992. – 260 с.

28. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – 734 с.

29. Моисеева Н.К. Международный маркетинг. Учебн. пособие. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. – 320 с.

30. Панкрухин А.П. Маркетинг-практикум: ситуационные задания, кейсы, тесты. – М.: Институт международного права и экономики им.

А.С. Грибоедова, 1998. – 160 с.

31.Попов С. Внешнеэкономическая деятельность фирмы: Особенности менеджмента и маркетинга. – М.: Ось-89, 1997. – 176 с.

32. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. В.Д. Щеткина. – М.: Международные отношения, 1993. – 896 с.

33. Предпринимательство и бизнес: Учебн. пособие / Авторы-составители Л.П. Дашков, А.И. Данилова, Е.Б. Тютюкина. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1995. – 304 с.

34. Райс Э. Маркетинговые войны / Э. Райс, Дж. Траут. – СПб: Питер, 2005. – 256 с.

35. Ромат Е.В. Реклама в системе маркетинга: Учебн. пособие. – Харьков: Харьк. гос. академия технологии и организации питания,1995. – 230 с.

36. Сандровский К. Таможенное право в Украине: национальное и международное. – К.: Вентури, 2000. – 208 с.

37. Саниахметова Н.А. Юридический справочник предпринимателя. Издание 3-е, перераб. и дополненное. – Харьков: Одиссей, 2001. – 832 с.

38. Симовьян С.В. Экономический успех: пути его достижения. – Харьков: ИМП «Рубикон», 1996. – 384 с.

39. Толкачев С. Международная экономика: теория и практика. – М.: Компания Спут, 2000. – 178 с.

40. Управління зовнішньоекономічною діяльністю / Під ред. проф. А.І. Кредісова. – К.: ВІРА – Р, 1998. – 448 с.

41. Уткин Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Маркетинг» / Э.А. Уткин, А.И. Кочеткова, Л.И. Юликов. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 192 с.

42. Черномаз П.А. Международный маркетинг: Учебно-практическое пособие – Xарьков: Консум, 2000. – 160 с.

43. Циганкова Т.М. Міжнародний маркетинг: Навч. посібник. – К.: КНЕУ, 1998. – 120 с.

44. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг: Пер. с англ. / Дж.Р. Эванс, Б. Берман. – М.: Экономика, 1990. – 360 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение Б

Основные показатели

экономического и социального развития Украины *

  Показатель 2003 г. (отчет) 2004 г. (ожидае-мое) Измене-ние 2005 г. (прогноз)
ВВП: номинальный, млрд.грн. 264,2 332,7 + 54,6 387,3
реальный прирост, % 109,4 112,4 + 8,6 % 108,6
Индекс потребительских цен, %:        
в среднем к предыдущему периоду 105,2 107,6 + 7,0 % 107,0
декабрь к декабрю предыдущего года 108,2 107,0 + 6,2 % 106,2
Индекс цен производителей, %:        
в среднем к предыдущему периоду 107,7 119,0 + 8,9 % 108,9
декабрь к декабрю предыдущего года 111,1 118,8-119,0 + 5,3 % 105,3
Объем продукции промышленности, % к предыдущему году 115,8 114,0 12,0 % 112,0
Валовое производство в сельском хозяйстве, % к предыдущему году 89,0 113,2 + 4,8 % 104,8
Финансовые результаты от обычной деятельности до налогообложения, млрд. грн. 19,6 26,0 + 2,0 28,0
Прибыль прибыльных предприятий, млрд.грн. 45,7 54,5 + 2,5 57,0
Убытки убыточных предприятий, млрд.грн. 26,1 28,5 + 0,5 29,0
Прямые иностранные инвестиции, млн. USD 1279,3 + 100
Среднегодовой обменный курс гривни к доллару США 5,33 5,33 - 0,04 5,29
Фонд оплаты труда рабочих, служащих, военных, сотрудников малых предприятий и отраслей с/х, млн.грн.   76819,19   94034,8   + 19227,2   113262,0
Среднемесячная зарплата рабочих, служащих, работников с/х, грн. 462,27 + 116
Реальный прирост, % 16,7 18,0 - 6 12,0
Экспорт товаров и услуг, млн. USD + 3381
в % к предыдущему периоду 124,0 134,6 + 8,7% 108,7
Импорт товаров и услуг, млн. USD + 4217
в % к предыдущему периоду 128,7 123,7 + 12,3 % 112,3

*Волченко А. «Взлетая выше ели…» // Бизнес № 38 (609), 2004. – С. 32-33.


Приложение А

Результаты внешнеэкономической деятельности Украины*