Формирование экспортной цены

Значительную часть цены товара, экспортируемого за рубеж, составляют экспортные затраты. Экспортная цена формируется путем поэтапного прибавления затрат, связанных с вывозом товара за пределы таможенных границ страны-изготовителя (рис. 7.2).

В международной торговле большое значение имеют вопросы определения долей транспортных расходов поставщиков и покупателей. Четко определенный комплекс этих вопросов называется базисными условиями поставки. Основой базисных условий является система франкирования. Термин "франко" означает, до какого пункта на пути продвижения различными видами транспорта транспортные расходы включаются в состав цены. Франкирование – это оплата за перевозку груза от производителя до потребителя.

Международная торговая палата разработала международные правила относительно базисных условий поставки (INCOTERMS). В настоящее время действует INCOTERMS редакции 2000 года, которыми предусмотрены четыре группы базисных условий поставки (E, F, C и D-условия) и 13 их вариантов (табл. 7.1). В основе классификации лежит различие в объеме обязательств контрагентов по доставке товара.

 

 


Рис. 7.2. Формирование экспортной цены


Таблица 7.1

Характеристика вариантов базисных условий поставки

[11, с. 122]

Базисные условия Место перехода к покупателю Оплата основных транспорт-ных затрат Таможенное очищение
затрат рисков экспорт-ное импорт-ное
EXW (Ex Works) – франко-завод Завод, фабрика склад продавца И И И
FAS (Free Alongside ship) – франко вдоль борта судна Вдоль борта судна в порту отправления И Э И
FOB (Free On Board) франко-борт судна Поручни судна в порту отправления И Э И
FCA (Free Carrier) франко-перевозчик Согласованное с покупателем место передачи перевозчику И Э И
CFR, CAF (Cost and Freight) – стоимость и фрахт Порт назначения Поручни судна в порту отправления Э Э И
CIF (Cost, Insurance, Freight) – стоимость, страхование, фрахт Порт назначения Поручни судна в порту отправления Э + оплата страхования груза Э И
CPT (Carriage Paid To) – перевозка оплачена до согласованного места назначения Согласованное место назначения Согласованное с покупателем место переда-чи перевозчику Э Э И
CIP (Carriage and Insurance Paid To) – перевозка и страхование оплачены до места назначения Согласованное место назначения Согласованное с покупателем место передачи перевозчику Э + оплата страхования груза Э И
DAF (Delivered At Frontier) – доставлено до границы Место на таможенной границе страны, указанное в договоре Э Э И
DES (Delivered Ex Ship) – доставлено франко-судно Судно в согласованном порту назначения Э Э И
DEQ (Delivered Ex Quai) – доставлено франко-набережная, таможенная пошлина оплачена Набережная в согласованном порту назначения Э Э И
DDU (Delivered Duty Unpaid) – доставлено, таможенная пошлина не оплачена Согласованное место назначения в стране импортера Э Э И
DDP (Delivered Duty Paid) – доставлено, таможенная пошлина оплачена Согласованное место назначения в стране импортера Э Э Э

Первая категория, названная условно «В», в которую входит лишь условие «франко-завод» (ex works) представляет собой минимальный объем обязанностей для продавца, который должен предоставить товар в распоряжение покупателя по месту нахождения продавца.

Вторая категория («F») включает условия, возлагающие на продавца обязанность передать товар перевозчику, указанному покупателем.

Третья группа («С») объединяет условия, на которых продавец должен обеспечить перевозку товара, но не обязан принимать на себя риска случайной гибели либо повреждения товара или нести какие-либо дополнительные расходы, которые могут возникнуть в результате событий, происходящих после отгрузки товара.

В четвертую категорию «D» входят условия поставки, предусматривающие обязанность продавца нести все расходы и риски, которые могут возникнуть в связи с доставкой товара в страну назначения.

Выбор базисного условия поставки, которое в наибольшей степени подходит продавцу и покупателю, зависит от конкретной ситуации.

При определении приемлемой цены для зарубежного рынка необходимо учитывать международную трансфертную цену, экспортные издержки, налоги и таможенные пошлины. В том случае, если предлагаемая цена меньше указанных затрат, фирме не выгодно будет продавать товар, так как она не получит прибыль от экспортной деятельности. Кроме того, если розничная цена на зарубежном рынке будет ниже розничной цены на внутреннем рынке, иностранные конкуренты могут обвинить фирму в демпинге.

Демпинг – это продажа товаров на внешнем рынке по преднамеренно заниженным ценам с целью вытеснения конкурентов и закрепления своих позиций на конкретном внешнем рынке.

С целью регламентации антидемпинговых действий в рамках ГАТТ был разработан специальный Антидемпинговый кодекс. После преобразования ГАТТ в ВТО данный кодекс используется в виде Соглашения по антидемпинговым мерам ВТО [5, с. 95].

В антидемпинговом законодательстве под демпингом понимается ситуация, когда экспортная цена товара ниже "нормальной стоимости" аналогичного товара, имеющегося на рынке. Здесь же указывается несколько способов определения "нормальной стоимости". Основной – это сравниваемая цена в обычных условиях торговли, устанавливаемая на аналогичный товар, предназначенный для потребления непосредственно в экспортируемой стране. Государство следит за уровнем экспортных цен, устанавливая различного рода правовые ограничения.

Регулирование цен при экспорте товаров из Украины и установление контроля за ними осуществляется на основании Указа Президента Украины «О мерах по совершенствованию конъюнктурно-ценовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности» [37]. Данным документом установлено что контрактные цены в сфере внешнеэкономической деятельности определяются субъектами внешнеэкономической деятельности Украины на договорных основах с учетом спроса и предложения, а также иных факторов, которые действуют на соответствующих зарубежных рынках на момент заключения внешнеэкономических соглашений.

Однако на отдельные товары законодательством Украины в соответствии с Положением об индикативных ценах в сфере внешнеэкономической деятельности [37] предусмотрено установление индикативных цен. Индикативные цены определены как цены на товары, которые отвечают ценам, сложившимся или складывающимся на соответствующий товар на рынке экспорта или импорта на момент осуществления экспортной (импортной) операции с учетом условий поставки и условий осуществления согласно законодательству Украины.

Индикативные цены могут устанавливаться на товары:

относительно экспорта которых применены антидемпинговые меры или начаты антидемпинговые расследования или процедуры в Украине или за ее пределами;

относительно которых установлен режим квотирования, лицензирования;

относительно экспорта которых установлены специальные режимы.

Решение о введении индикативных цен на соответствующие товары принимает и перечни индикативных цен утверждает Министерство экономики Украины.

Индикативные цены публикуются Министерством экономики Украины в газете «Урядовий кур’єр» не реже одного раза в месяц.

Значительное влияние на экспортную цену оказывает выбранная предприятием ценовая стратегия, которая, в свою очередь, зависит от степени новизны товара, стадии его жизненного цикла, уровня спроса на товар, возможности сегментирования рынка, поведения конкурентов и др.

Типы маркетинговых стратегий, применяемые в международном маркетинге представлены в табл. 7.2.

Таблица 7.2