Товарная марка, упаковка и маркировка в международном маркетинге

 

Существенным способом международной неценовой конкуренции является создание и защита торговой марки (trade mark, brand).

Под торговой маркой (товарным знаком) понимаются имя, знак, символ или их сочетание, которые идентифицируют продукцию или услуги продавца (производителя). Одна и та же кампания может иметь несколько товарных знаков.

Товарные знаки таких известных кампаний, как Coca-Cola, Microsoft, IBM являются их интеллектуальной собственностью, и оценивается миллиардами долларов (Приложение Ж).

В международном аспекте различают локальные, региональные и глобальные торговые марки. Локальные – это торговые марки внутреннего рынка, региональные – торговые марки охватывающие определенную территории (регионы) и глобальные - разрабатываются с целью приобретения глобального имиджа товара (фирмы) на мировом рынке.

Право использования товарного знака определяется, исходя из положений национального законодательства страны, где он используется, а так же на основании положений установленных международным законодательством. Право собственности на торговый знак в законодательстве разных стран определяется по-разному [11, с. 53]:

1) на основе приоритета использования (в данном случае регистрация, товарного знака производится декларативно, и заинтересованные компании могут оспорить свое право собственности на его, ссылаясь на собственный приоритет в использовании этого товарного знака);

2) на основе приоритета регистрации.

К первой группе стран следует отнести США, Канаду, Индию, Великобританию. Ко второй - Францию, Италию, Турцию, Россию, Украину и др.

Законодательство отдельных стран требует обязательной регистрации только отдельных категорий товарных знаков.

В Украине имеет место Закон «О защите прав на знаки для товаров и услуг», который определяет правовую защиту товарных знаков; порядок получения свидетельства о праве владения товарным знаком; права и обязанности, возникающие при его использовании.

Использование товарных знаков в международной деятельности регулируется специальными многосторонними межгосударственными соглашениями. Основным международным соглашением, регулирующим вопросы охраны прав на изобретения и товарные знаки, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883 г.) Ее основная цель - создание льготных условий для патентирования изобретений, промышленных образцов, регистрации товарных знаков фирмами и гражданами других стран.

Заслуживает внимания также Мадридская конвенция о международной регистрации фабричных и товарных знаков, которую подписали ряд стран (в том числе и СССР в 1976 г.) В соответствии с этой конвенцией в Международное бюро в Женеве подается заявка на товарный знак, затем этот знак получает охрану во всех странах - участницах.

Известным международным соглашением является Договор о законах по товарным знакам, разработанной Всемирной организацией интеллектуальной собственности. Главная его задача – упрощение и гармонизация административных процедур, осуществляемых потенциальными ведомствами в области товарных знаков.

Разработка экспортной упаковки является неотъемлемой частью международной товарной политики. Главное назначение упаковки – предохранение товара от повреждений, порчи, коррозии. Упаковка подразделяется на внешнюю и внутреннюю (неотделимую от изделия).

Упаковка выполняет следующие основные функции:

1) защита при транспортировке;

2) является носителем информации и коммуникаций, что способствует созданию имиджа предприятия на зарубежном рынке;

3) используется для упрощения учета изделий;

4) способствует оптимизации загрузки подвижного состава транспорта;

5) является средством привлечения внимания целевых покупателей и выделение продукта в конкурентной среде;

В международной торговле стороны договариваются о средствах упаковки, гарантирующей обеспечение сохранности товара и его доставки потребителю. Выбор упаковки определяется рядом факторов (табл. 6.6).

При создании упаковки компания должна оптимизировать выполнение всех указанных функций, а не максимизировать одну из них.

Маркировка товара – это нанесение на продукцию, упаковку, бирку информации о товаре в виде рисунков, символических, цифровых и буквенных знаков.

 


Таблица 6.6

Факторы, определяющие выбор упаковки[11, с. 54]

 

Факторы Влияние
Дизайн упаковки должен отвечать маркетинговой стратегии компании Дизайн упаковки влияет на образ, который фирма выбирает для своей продукции
Групповая упаковка может соответствовать групповой марке Присутствие единого элемента (отличительного знака) на каждой упаковке
Стандартизация упаковки усиливает мировое признание Стандартизированная упаковка создает дополнительные преимущества во время транспортировки и хранения товаров в условиях международного бизнеса
Стоимость упаковки зависит от ее функции и вида товара (целевого сегмента) Доля стоимости упаковки большинства товаров первой необходимости (хлеб, одежда, теле- и радио - аппаратура) составляет 1-3% от общей стоимости товара, в то время как доля стоимости упаковки престижных товаров (духи) превышает 70%
Выбор материалов для упаковки определяется соображениями защиты и хранения, моды, традиций фирмы Одной из наиболее важных мировых инноваций 80-х годов стала асептическая упаковка для фруктовых напитков и молока.
Размер, цвет, форма упаковки зависит от специфики товара, а так же эстетических предпочтений, рыночных стандартов и нормативных стандартов Правительства и общественные организации многих стран мира обеспокоены экологическими проблемами использования упаковки, возможностями вторичной ее переработки
Содержание и стиль представления информации, размер и дизайн упаковки определяются требованиями к маркировке, принятыми на том или ином рынке Большинство стран мира требуют наличия специальной маркировки, приспособленной к условиям определенной страны, например информации на государственном языке на упаковке
Групповая (соединение двух и более единиц товара по принципу одинаковости или продуктивной линии) упаковка усиливает конкурентные преимущества товара на международном рынке Набор однотипных единиц товара или комплект, собранный по какому-либо признаку – косметические комплекты, сформированные по принципу единого запаха, - усиливает мотивацию покупателей

 

Маркировка призвана выполнять следующие основные знаки:

1) идентифицировать груз для субъектов международного рынка, вовлекаемых в транспортировку;

2) указывает на соответствующий порядок для обеспечения правильной доставки, хранения груза, использования товара;

3) содержит отдельные предупреждающие знаки, связанные с безопасностью, осторожностью.

Маркировка экспортируемого товара должна включать следующие основные данные: наименование страны-импортера, производителя, отправителя, получателя, пункта отправления и назначения, номер контракта, порядок перевозки, точные габариты, вес нетто (брутто), дополнительные показания по перевозке. Маркировка, наряду с упаковкой, является выразителем товарной марки.

По упаковке и маркировке товаров существуют международные соглашения [6, с. 286]:

ATR - Международное соглашение о транспортировке опасных грузов;

IMDR - Международный морской код для опасных грузов;

IATA - Международное соглашение по маркировке опасных грузов, перевозимых воздушным путем.