Политико-правовая среда

Политико-правовая среда играет существенную роль в разработке стратегии проникновения фирмы на зарубежный рынок, определении перспектив и приоритетов ее деятельности в условиях зарубежной среды.

Политико-правовая среда включает следующие основные аспекты:

1) политический строй страны и связанные с ним политические риски;

2) национальное законодательство по регулированию внешнеэкономической деятельности;

3) законодательство страны, на рынке которой предприятие намерено работать ( финансово-кредитное законодательство, трудовое и хозяйственное право, налоговое право, антимонопольное законодательство, законы о защите окружающей среды, о де- регулировании и приватизации);

4) нормы международного права (документы ООН, ВТО, ЮНКТАД, МТО и др.). Характеристика этих организаций приведена в Приложениях В, Г.

При анализе политического строя акцентируют внимание на типе политической системы (демократическое или недемократическое правительство), факторах политической стабильности и политических рисках. Частая смена правительства, несовершенство системы государственного регулирования, внутренняя и внешняя политическая нестабильность снижают привлекательность рынка данной страны. Факторами политических рисков могут выступать национализация, конфискация собственности иностранных компаний, смена государственного строя и т.п.

Особенно влияет на международный маркетинг государственная экономическая политика принимающей страны.

Государственное регулирование осуществляется в двух формах:

1) свобода торговли (либерализация) - политика минимального вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе рыночных законов спроса и предложения;

2) протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов внешнеторговой политики.

Протекционизм снижает привлекательность страны для иностранных партнеров. Он может быть односторонним, двухсторонним и многосторонним.

При чрезмерно высоком уровне торговых ограничений они могут приобрести запретный характер. В таком случае взаимоотношения прекращаются, наступает автаркия – политика, ориентированная на закрытость национальной экономики от внешних экономических воздействий.

Как правило, во внешнеэкономической политике стран наблюдается сочетание либерализации с протекционизмом. В зависимости от того, что преобладает свободная торговля или протекционизм, экономику страны называют открытой или закрытой.

В открытой экономике иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков, отраслей и сфер. В закрытой экономике большинство рынков, отраслей для них закрыты, то есть в открытой экономике преобладает либерализм, в закрытой – протекционизм.

Исследования, проведенные по 117 странам мира аналитиками Гарвардского университета, показали, что там, где в последнюю четверть двадцатого века проводилась политика закрытой экономики, среднегодовой прирост ВВП на душу населения составил 0,7% , а там, где придерживались политики открытой экономики, ВВП на душу населения был в 5 раз выше [28, с. 107].

Фирма, нацелившаяся на деятельность за рубежом, должна разобраться в различного рода ограничениях, присущих системе международной торговле. К ним относятся:

а) валютный контроль – с помощью его регулируют объемы ввозимой и вывозимой наличности в иностранной валюте, а также ее обменный курс по отношению к национальной денежной единице и другим валютам;

б) тарифные ограничения. Самым распространенным является таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, которые перемещаются через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Таможенный тариф может преследовать цели увеличения поступлений (фискальный тариф) или защиты интересов отечественных фирм (протекционистский тариф).

Таможенная пошлина - обязательный платёж, установленный государством на товары, пересекающие границы стран и являющийся условиям экспорта или импорта. В зависимости от объекта обложения выделяют пошлины экспортные, импортные, транзитные.

По характеру применения выделяют пошлины сезонные, антидемпинговые, компенсационные. По способу установления – специфические (устанавливаются в расчете на единицу товара); стоимостные (устанавливаются в виде процента от стоимости продукции); смешанные (сочетают в себе два предыдущих способа установления);

в) нетарифные ограничения.

Среди нетарифных барьеров выделяют нетарифные количественные методы регулирования (квотирование, лицензирование внешнеэкономической деятельности) и методы скрытого протекционизма.

Квота - это количественный предел товаров определенных категорий, разрешенных к ввозу (вывозу) в страну. Выделяют глобальные и индивидуальные квоты. Предельной формой квоты является эмбарго – запрет на отдельные виды импорта.

Лицензирование - это регулирование внешнеэкономической деятельности через систему разрешений (лицензий), выдаваемых государственным органами на экспорт или импорт товаров в установленных количествах на определенный срок. Лицензии бывают разовыми, генеральными, глобальными, автоматическими.

К методам скрытого протекционизма относятся:

технические барьеры (национальные технические нормы и правила, препятствующие ввозу товаров из-за рубежа) - требования соблюдения национальных стандартов, получения сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки и маркировки товаров, соблюдение определенных санитарно-гигиенических норм и т.п.;

специальные налоговые льготы для предприятий, которые сталкиваются на внутреннем рынке с жесткой иностранной конкуренцией;

внутренние налоги и сборы на импортируемые товары, направленные на повышение цены импортного товара и, как следствие, снижение его конкурентоспособности;

закупка государством части продукции своих фирм для поддержания спроса и цен на них;

требование о содержании местных компонентов, то есть законодательно установленная доля содержания в конечном продукте компонентов отечественного производства, если продукт предназначен для продажи на внутреннем рынке.

Чтобы преодолеть нетарифные барьеры, экспортеры нуждаются в поддержке государства своей страны, которая может быть представлена в виде экспортного кредитования, налоговых льгот (субсидий) экспортерам и др.

Государство регулирует налоги на импорт самостоятельно (например, путем создания специальных экономических зон в стране), а также на двусторонней или многосторонней основе.

Специальная экономическая зона – это часть территории государства, на которой устанавливаются и действуют специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия национального законодательства.

Главной целью создания специальных экономических зон является привлечение иностранных инвестиций, активизация предпринимательства, наращивание экспорта и импорта высококачественной конкурентной продукции, привлечение новых технологий, новых методов хозяйствования, повышение использования промышленного потенциала региона. В табл. 2.6 представлены типы специальных экономических зон и дана их характеристика.

Многие страны заинтересованы в образовании специальных экономических зон. Их много насчитывается в Мексике, Китае, США.


Таблица 2.6