ВВЕДЕНИЕ
Углубление международных связей и интеграции, установление коммерческих и деловых отношений, выход на мировой рынок при одновременной активизации внутреннего – обязательные условия занятия Украиной достойного места в мировом сообществе. Выход на внешний рынок – это объективная необходимость эффективной деятельности большинства предприятий.
Успешная деятельность предприятий на зарубежных рынках возможна только при умелом использовании приемов и методов международной маркетинговой деятельности.
Диаметральных различий между маркетингом на внутреннем и зарубежном рынках не существует. Используются одни и те же принципы и методы маркетинговой деятельности. Однако определенная специфика мирового рынка придает международному маркетингу характерные черты, которые необходимо учитывать украинским предпринимателям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью. Прежде всего это касается таких вопросов как изучение международной маркетинговой среды, определение целесообразности выхода на внешние рынки, выбор наиболее выгодных и перспективных рынков, выбор способа выхода на внешний рынок, разработка комплекса маркетинга для каждого конкретного рынка, выбор способа управления деятельностью предприятия по международному маркетингу.
По проблемам международного маркетинга имеется ряд работ, как отечественных, так и зарубежных авторов. Однако ситуация на мировом и национальных рынках постоянно изменяется, наблюдается усиление глобализации мировой экономики, а следовательно, требуют дальнейшего развития и уточнения и отдельные положения международного маркетинга.
В учебном пособии систематизировано теоретический материал, проанализировано практические аспекты маркетингового поведения субъектов хозяйственной деятельности в условиях неопределенной и быстро изменяющейся международной среды и активной интернационализации хозяйственной жизни. Отличительной особенностью данного учебного пособия является то, что в нем находит отражение специфика и особенности функционирования отечественной экономики в условиях становления рыночных отношений.
При подготовке учебного пособия использовались работы известных украинских и российских специалистов в области маркетинга: Е.М. Азаряна, П.А. Черномаза, В.А. Алексунина, Г.Л. Багиева, О.Л. Канищенко, Г.А. Васильева, а также выдающихся зарубежных ученых Ж-Ж. Ламбена, Ф. Котлера, М. Портера, С. Маджаро и др.
Представленный в работе теоретический материал дополняется множеством примеров из практики деятельности отечественных и зарубежных предприятий, что значительно улучшает его восприятие.
Для международного маркетинга большое значение имеет изучение внешних условий ведения бизнеса, поэтому в приложении приводится характеристика основных международных организаций, регулирующих международные торговые, финансово-кредитные, инвестиционные процессы.
Целью данного учебного пособия является формирование у студентов знаний, умений и навыков в области международной маркетинговой деятельности, которые им необходимы для дальнейшей практической работы.
Международный маркетинг включается в цикл специальных обязательных дисциплин и является одним из профильных для студентов экономических специальностей.
В учебном пособии освещены все темы, указанные в типовой программе, которая содержится в «Освітньо-професійних програмах підготовки бакалаврів, спеціалістів і магістрів» Министерства высшего образования и науки Украины.
Автор надеется, что данное учебное пособие найдет признание у студентов и специалистов-практиков, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, и с благодарностью примет замечания и пожелания, связанные с содержанием учебного пособия.