Эволюция понятия эффективности

Коммуникативные и организационные структуры.

Поскольку коммуникация в широком понимании есть связь, то коммуникативные структуры организации во многом обусловлены ее структурой. Поэтому типы и виды коммуникативных структур отчасти совпадают с аналогичными типами и видами организационных структур, которые мы обсуждали ранее.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под коммуникацией в организации?

2. Каковы основные элементы и схема коммуникации как взаимодействия?

3. Каковы основные виды источников информации?

4. Каковы основные виды кодирования?

5. Каковы основные виды каналов связи?

6. Каковы основные виды декодирования?

7. Что повышает точность декодирования?

8. Каковы основные виды получателей информации в организации?

9. Когда необходима обратная связь в коммуникации?

10. На каком этапе эволюции теории организаций появилась структура управления внешними коммуникациями?

11. Почему любая организация вынуждена заниматься проблемой внешней коммуникации?

12. В чем основные различия внешней и внутренней коммуникации в организации?

13. В чем сложность внешней коммуникации по сравнению с внутренней?

14. Каковы особенности организации процесса внешних коммуникаций на этапе информатизации общества?

15. Какие направления коммуникации в организации Вы знаете?

16. Как связаны структуры коммуникации с организационными структурами?


Глава 8. Эффективность управления, оценка эффективности

 

· Эволюция понятия эффективности.

· Основные подходы к оценке эффективности.

· Основные проблемы при определении затрат и стоимости услуг управленческой деятельности.

· Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти в субъектах РФ.

 

 

«Необходимо перестроить всю систему управления с ориентацией на качество - качество прежде всего,» - так писал известный специалист по менеджменту Т. Дж. Питерс в предисловии к книге Дж. Харрингтона «Управление качеством в американских корпорациях»[267]. «В системах управления вопрос о надежности - это вопрос первостепенного значения,» - провозглашал не менее известный в своей области Дж. Тейлор[268]. «Главной заботой управляющего должна быть эффективность,» - считал один из основоположников менеджмента Г. Эмерсон[269] и продолжают считать многие управляющие сегодня.

Что же является главным «идолом» управления - эффективность, надежность, качество? Как они взаимосвязаны друг с другом? Претерпевало ли их содержание исторические изменения и, если да, то в чем их суть? На эти вопросы мы попытаемся ответить в этом разделе.

Проблема эффективности в управлении стала самостоятельно обсуждаться исторически первой. По сути дела, первые теории менеджмента формируются в процессе рефлексии над проблемой эффективного использования рабочей силы и техники в промышленном производстве. Так, основополагающая работа одного из «отцов» менеджмента Г. Эмерсона, вышедшая в свет в 1912 г., носила название «Двенадцать принципов эффективности»[270].

Проблематика надежности начинает разрабатываться позднее, начиная с конца 40-х - начала 50-х годов двадцатого столетия, причем в основном представителями направления, связанного с управлением техническими системами. А еще позднее, где-то с начала 70-х годов ХХ столетия приобретает собственное звучание и проблема качества, преимущественно в работах по менеджменту.

В значительной части публикаций по управлению отмечалась существенная взаимосвязь эффективности, надежности и качества, вскрытие которой не входило, к сожалению, в задачи теоретических исследований специалистов по управлению. Это обусловило тот факт, что понятиям надежность, эффективность и качество придавали совершенно различные значения, смешивали их между собой, а иногда и просто отождествляли.

Выясним сначала содержание понятия «эффективность», его философско-методологическое и социально-философское значение. Мы начнем с эффективности потому, что, с одной стороны, именно эффективность была первым «идолом» управления, а с другой стороны, понятие эффективности, прагматическое по своей сути, в последнее время признается рядом философов «одним из важнейших, если не основным, для деятельностного подхода»[271].