Направления коммуникации

Говоря о направлениях коммуникации, прежде всего, необходимо различать внутреннюю коммуникацию (коммуникацию внутри организации) и внешнюю коммуникацию (коммуникацию организации со средой).

Отметим, что если проблема внутренней коммуникации всегда была в центре внимания различных теорий организации, то проблема внешней коммуникации самостоятельно выделилась только на четвертом этапе развития теорий организации (системно-синергетическом). Это обусловлено тем, что начиная с этого этапа организация стала рассматриваться принципиально как открытая система. Следование этому принципу предполагает, что успешность деятельности организации существенно зависит от ее взаимодействия со средой. В конце 70-х – начале 80-х годов ХХ столетия внешняя коммуникация в организации выделяется как самостоятельная специализированная функция. В организациях появляются специальные подразделения, отвечающие за связи с общественностью (public relations). Это приводит к появлению новой управленческой специальности – связи с общественностью (public relations) или, сокращенно, PR.

Внешняя и внутренняя коммуникация различаются по следующим параметрам:

· широта охвата аудитории (внешняя коммуникация предназначена для более широкой аудитории, чем внутренняя);

· мощность используемых источников (внешняя коммуникация предполагает использование более мощных информационных средств, чем внутренняя, - средств массовой информации);

· объем затрат (внешняя коммуникация по объему затрат существенно превосходит внутреннюю);

· язык коммуникации (язык внутренней коммуникации имеет ярко выраженную профессиональную окраску, изобилует профессиональными терминами; язык внешней коммуникации принципиально не профессионален, это язык масс);

· стиль коммуникации (внутренняя коммуникация более формализована (нормативно закреплена), чем внешняя);

· степень виртуальности (внешняя коммуникация более виртуальна, чем внутренняя, так как она больше использует символы);

· уровень помех (внешняя коммуникация сопровождается большими помехами, чем внутренняя).

Кроме названного деления на внешнюю и внутреннюю коммуникацию, в организации выделяют и другие направления коммуникации: вертикальное (восходящее и нисходящее), горизонтальное и диагональное. Эффективность коммуникации требует развития всех направлений коммуникации, поскольку каждое из этих направлений имеет свои недостатки, которые могут восполняться достоинствами других направлений коммуникации.