Основные этапы процесса принятия решений
Естественно, что в подавляющем большинстве ситуаций принятие решения происходит не мгновенно, а представляет собой процесс определенной длительности.
Выделим основные этапы (стадии) этого процесса, которые приведены на рисунке.
выявление проблемы,
описание проблематики
формулирование цели
формирование критериев
генерирование альтернатив
выбор (сужение множества
альтернатив)
реализация принятого решения
контроль
регулирование
Процесс рационального принятия решения начинается с выявления проблемы и описания проблематики, диктующих необходимость принятия решения. Далее формулируются цели, достижение которых поможет снять или ослабить проблему. Когда цели поставлены, необходимо сформировать критерии, на основании которых одни из альтернатив будут предпочитаться другим. Следующим этапом является генерирование альтернатив, т.е. поиск исходного множества альтернатив, на котором в дальнейшем происходит выбор. После того, как решение принято (достаточное количество альтернатив отобрано), приступают к реализации принятых решений. В ходе реализации принятого решения осуществляется контроль и регулирование, результатом которых может быть переопределение проблем, целей, критериев, исходного множества альтернатив, процедур и методов выбора, процесса реализации[264].
Вопросы для самоконтроля:
6 Что понимают под принятием решения?
7 Каковы основные элементы принятия решения?
8 В чем основные проблемы группового принятия решений по сравнению с индивидуальным?
9 Как связаны индивидуальное и групповое принятие решений с различными организационными структурами?
10 В чем состоит парадокс Эрроу группового принятия решений?
11 Чем осложнено принятие решений в условиях коалиций?
12 Чем отличается принятие решений на основе критериев от принятия решений на основе бинарных отношений?
13 Что понимается под однокритериальным и многокритериальным принятием решения?
14 В чем основная проблема многокритериального принятия решения?
15 Каковы основные методы многокритериального принятия решения?
16 Что понимается под методом суперкритерия? В чем его достоинства и недостатки?
17 Что понимается под методом условной оптимизации? В чем его достоинства и недостатки?
18 Что понимается под методом уступок? В чем его достоинства и недостатки?
19 Что понимается под методом оптимизации Парето? В чем его достоинства и недостатки?
20 Чем отличается детерминированный выбор от выбора в условиях риска и неопределенности?
21 Каковы основные стратегии принятия решений в условиях неопределенности?
22 Каковы основные проблемы принятия решений на основе бинарных отношений?
23 В чем основное различие между выбором и отбором?
24 Каковы основные методы отбора? В чем их достоинства и недостатки?
Глава 7. Процедура управленческой коммуникации.
· Понятие и роль коммуникации в организации.
· Основные виды коммуникации в организации, их достоинства и недостатки.
· Особенности внешней коммуникации в организации.
· Основные формы внешней коммуникации, их достоинства и недостатки.
Коммуникация, как и принятие решений, является процедурой управления. Поэтому от качества коммуникации, как и от качества принятия решений, существенно зависит успешность деятельности любой организации. Понятие «коммуникация» являлось одним из центральных понятий кибернетики, отцом которой считают Н.Винера. Его первая книга в оригинале носила название «Cybernetics or Control and Communication in the animal and the machine”[265]. Правда, в русском варианте названия этой книги слово «сommunication” перевели как “связь”[266].
Коммуникация есть процесс обмена информацией, который включает передачу, обработку, хранение и защиту информации.