Регулирование

Регулирование в соответствии с поставленными целями и осуществляемое рационально – сущность управления.

Основным видом регулирования является регулирование по отклонению. Если в результате контроля выяснилось, что имеются отклонения реальных результатов от плановых показателей или стандартов и критериев, то необходимо корректировать дальнейшие действия.

Возможны три варианта коррекции при обнаружении отклонений:

1. устранение отклонений;

2. не вмешиваться какое-то фиксированное время в процесс (если отклонения достаточно безопасны, то можно надеяться, что со временем они или сами ликвидируются, или затраты на усилия по устранению отклонений будут значительно превышать положительный эффект от их устранения);

3. коррекция стандартов и критериев.

 

Виды регулирования можно выделять по уровням управления. Например, в системе государственного и муниципального управления можно выделять федеральное, региональное (на уровне субъектов федерации) и муниципальное регулирование.

Можно выделять виды регулирования по применяемым средствам. Тогда говорят об экономическом, политическом, правовом (юридическом), морально-этическом регулировании.

Необходимо различать внешнее и внутреннее регулирование.

 

Естественно, что руководитель организации не всегда сам занимается мотивацией, прогнозированием, программированием, проектированием, планированием, координацией и контролем. Реализацию этих функций частично (и даже в основном) он может передавать специализированным службам, например, службе управления персоналом, отделам прогнозирования и планирования, маркетинговым службам, координаторам и диспетчерам, службам контроля. При этом необходимо помнить, что основные решения по этим вопросам он всегда принимает сам. Специализированные службы в основном подготавливают соответствующие решения и участвуют в их обсуждении.

Есть лишь две функции из перечисленных, которые руководитель организации всегда выполняет сам, – это целеполагание и регулирование. Именно с этими функциями в основном связан его статус субъекта управления.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является целью управления как деятельности?

2. Как понимается управляемость в теории оптимального управления?

3. От каких условий зависит управляемость в теории оптимального управления?

4. Какую роль играют устойчивость и обратимость в управляемости техническими объектами?

5. Каков идеал управляемости, сформированный классической наукой?

6. В чем специфика неравновесных процессов для управляемости?

7. На какие принципиальными трудности мы наталкиваемся при попытке воздействовать на неравновесные процессы?

8. Как трансформировался идеал управляемости под воздействием неравновесных процессов?

9. Какие принципы управляемости государством сформулировал И. Бентам?

10. Почему необходимо выделять управленческие функции?

11. Какие управленческие функции выделил А. Файоль?

12. Какие управленческие функции выделяли представители российской школы управления первой четверти ХХ века?

13. Какие функции управления представители российской школы управления первой четверти ХХ века относили к стратегическим, а какие - к тактическим?

14. Какие управленческие функции выделяли Г. Кунц и С. О’Доннел?

15. Какова критика позиции Г. Кунц и С. О’Доннела?

16. Каковы управленческие функции в организации?

17. Что такое «цель»? Чем цель отличается от результата?

18. В каких документах закрепляются результаты выполнения функции целеполагания?

19. Что общего и в чем различие у Концепции и Стратегии?

20. На каком этапе развития теории менеджмента закрепляется принцип множества целей в организации?

21. Что понимается под “деревом целей”? Чем диктуется необходимость задания дерева целей?

22. Чем «матрица целей» отличается от «дерева целей»?

23. На какие вопросы необходимо ответить при формулировке целей?

24. Какие требования к формулировке целей надо учитывать?

25. Что такое миссия организации?

26. Зачем организации формулировать свою миссию?

27. Какие рекомендации надо учитывать при формулировке миссии организации?

28. Какой нормой деятельности является Прогноз?

29. Каковы основные виды прогнозов по срокам? Почему необходимо иметь разные по срокам прогнозы?

30. Каковы основные виды прогнозов по степени оптимизма? Почему необходимо иметь различные по степени оптимизма прогнозы?

31. Каковы основные виды прогнозов по используемым средствам прогнозирования?

32. Какой метод лежит в основе составления всех прогнозов?

33. Какой нормой деятельности является Программа?

34. Программы каких уровней выделяют в государственном и муниципальном управлении в России?

35. Какие структурные части содержит Программа?

36. Почему важно знать разработчика Программы?

37. Кто несет полную ответственность за Проект?

38. Почему важно знать руководителя Проекта?

39. Какие структурные части являются общими у Программы и Проекта?

40. Чем отличается Проект от Программы?

41. Какой нормой деятельности является План?

42. Какую роль играет План при осуществлении контроля?

43. Какие структурные части включает в себя План?

44. Как должен участвовать руководитель в планировании согласно современным теориям управления?

45. Почему сегодня считается более рациональным разработка Плана исполнителями?

46. Какие факторы должен учитывать руководитель при утверждении Плана?

47. Какие виды норм деятельности объединяет в себе бизнес-план?

48. Какова примерная структура бизнес-плана?

49. Что такое мотивация?

50. В каких нормативных документах закрепляются основные виды внешней мотивации в организации?

51. Какие виды мотивации в организации Вы можете назвать?

52. Какой вид мотивации считается наиболее эффективным на современном этапе?

53. На каком этапе развития теорий организации появляется психологическая мотивация?

54. На каком этапе развития теорий организации появляется социальная мотивация?

55. Чем коллективная мотивация отличается от индивидуальной?

56. Что такое стимулирование?

57. Какие виды социальной мотивациив зависимости от целеустремленности работника вы можете назвать?

58. Какие теории мотивации в зависимости от ценностных установок работников Вы можете назвать?

59. Кем была предложена теория мотивации «Х»?

60. Для работников с какими ценностными установками может применяться теория мотивации «Х»?

61. Кем была предложена теория мотивации «Y»?

62. Для работников с какими ценностными установками может применяться теория мотивации «Y»?

63. Кем была предложена теория мотивации «Z»?

64. Для работников с какими ценностными установками может применяться теория мотивации «Z»?

65. Кого считают «классиками» теории мотивации?

66. На какие два вида можно разделить современные теории мотивации?

67. В чем разница между содержательными и процессуальными теориями мотивации?

68. Какие теории мотивации относят к содержательным теориям?

69. Какие теории мотивации относят к процессуальным теориям?

70. В чем суть теории мотивации А. Маслоу?

71. В какой последовательности удовлетворяются потребности человека согласно теории А. Маслоу?

72. Сколько категорий потребностей человека выделял А. Маслоу?

73. Какие категории потребностей человека выделял А. Маслоу?

74. Каковы основные недостатки теории мотивации А. Маслоу?

75. Сколько групп потребностей человека выделял Альдерфер?

76. Какие категории потребностей человека выделял Альдерфер?

77. Как идет движение по иерархии потребностей у Альдерфера?

78. В чем отличие движения по иерархии потребностей у Альдерфера и А. Маслоу?

79. Сколько потребностей человека выделял Д. МакКлелланд?

80. Какие потребности человека выделял Д. МакКлелланд?

81. Чем нужно мотивировать людей с потребностью власти?

82. Чем нужно мотивировать людей с потребностью успеха?

83. Чем нужно мотивировать людей с потребностью причастности?

84. Сколько групп потребностей человека выделял Ф. Герцберг?

85. Какие группы потребностей человека выделял Ф. Герцберг?

86. Какова роль гигиенических факторов?

87. Какова роль мотивационных факторов?

88. Каковы основные ограничения теории мотивации Ф. Герцберга?

89. Сколько психологических состояний, определяющих мотивацию и удовлетворенность человека своим трудом, выделяются в теории Хекмана и Олдхэма?

90. Каковы объективные и субъективные факторы, воздействующие на мотивационную структуру личности работника?

91. В чем отличие процессуальных теорий мотивации от содержательных?

92. Важность скольких взаимосвязей подчеркивает теория ожиданий (Врума)?

93. Важность каких взаимосвязей подчеркивает теория ожиданий (Врума)?

94. От каких факторов зависит сила стремления к получению вознаграждения?

95. Чем теория справедливости отличается от теории ожиданий?

96. Сколько факторов мотивации выделяют в теории Портера-Лоулера?

97. Какие факторы мотивации выделяют в теории Портера-Лоулера?

98. В чем теория Портера-Лоулера расходится с мнением многих практиков-управленцев?

99. Какие уровни мотивации можно выделить?

100. В чем сущность функции контроля?

101. Почему необходим контроль?

102. Каковы основные виды контроля?

103. В каких случаях эффективнее применять промежуточный контроль, а в каких – контроль по конечному результату?

104. На чем основана идея внешнего контроля?

105. Почему необходим внешний контроль?

106. Каким должно быть соотношение внешнего и внутреннего контроля?

107. Почему необходимо публичное представление результатов самоконтроля?

108. В чем роль и функции планового контроля?

109. Какова роль и функции внепланового контроля?

110. Каковы стадии процесса контроля?

111. Какие рекомендации, обусловленные особенностями индивидуального и группового поведения человека, необходимо учитывать при проведении контроля?

112. Какие принципы необходимо соблюдать при построении системы контроля в организации?

113. В чем сущность регулирования «по отклонениям»?

114. Каковы возможные регулятивные действия при обнаружении отклонений?

115. Каковы основные виды регулирования по уровню управления?

116. Каковы основные виды регулирования по используемым средствам?

117. Каковы основные процедуры управления?

 


Глава 5. Системный и ситуационный подходы к исследованию систем управления

 

· Основные понятия и принципы системного подхода.

· Системный подход и системный анализ.

· Основные понятия и принципы ситуационного подхода.

· Достоинства и недостатки системного и ситуационного подхода в исследовании систем управления.