Планирование. Бизнес-план
В плане отражается последовательность получения промежуточных результатов и ответственные за каждый промежуточный результат. Поэтому план является основным нормативным документом для осуществления оперативного контроля.
План как нормативный документ включает в себя следующие структурные части:
· Номер мероприятия (или вида работ) по порядку (для того, чтобы было сразу видно, сколько мероприятий планируется);
· Мероприятие (или вид работ);
· Сроки проведения мероприятий;
· Ответственные за мероприятие;
· Объем финансирования на мероприятие.
Раньше предполагалось, что именно управленцы должны были планировать работу (то есть фактически составлять планы) своих подчиненных, поскольку подчиненные в основном были неграмотны. В настоящее время рекомендуется, чтобы составляли планы по возможности сами исполнители, а руководители только утверждали планы. Целесообразность такого подхода диктуется следующими причинами. Во-первых, большинство подчиненных имеют достаточный уровень образования, чтобы самим составить такой оперативный документ как план. Во-вторых, исполнители сами лучше знают реальные сроки выполнения мероприятий и видов работ и их перечень – ведь это они сами и делают. В-третьих, руководителю необходимо больше сосредоточиться на выполнении стратегических, а не тактических функций.
При утверждении планов руководитель всегда должен учитывать следующие факторы:
· Рекомендовать исполнителям увеличить количество мероприятий путем разбиения отдельных крупных мероприятий на более мелкие (это позволит иметь руководителю больше точек для контроля и более рационально проверить запрашиваемое финансирование мероприятия);
· Рекомендовать исполнителям разумно сократить сроки выполнения мероприятий (так как исполнители всегда стараются «растянуть» сроки, чтобы обеспечить себе маневр в случае форс-мажорных обстоятельств);
· Рекомендовать исполнителям разумно сократить объемы финансирования на мероприятия (так как исполнители всегда стараются увеличить финансирование в своих интересах)
К особым видам планов можно отнести бизнес-план. Методология и практика составления бизнес-планов пришла к нам из-за рубежа. Хотя бизнес-план у нас считается одним из видов планов, на самом деле, как это будет видно из его структуры, бизнес-план объединяет в себе два документа – Проект и План.
Структура бизнес-плана не канонизирована, хотя в нем имеется определенный набор часто повторяющихся разделов и показателей, характеризующих как саму организацию, так и проект, для которого составлялся этот бизнес-план.
Бизнес-план обычно включает в себя[209]:
· Введение (раскрывается, с решением каких проблем связан проект (его роль и значение в социуме), указываются тенденции и перспективы развития вида деятельности, с которым связан проект, приводятся ориентировочные сроки выполнения работ, рассчитывается ожидаемая прибыль от реализации проекта и его окупаемость, приводятся условия, гарантирующие сохранность вложений);
· Цели реализации проекта, для которого составляется бизнес-план;
· Потенциал организации (величина и состояние реального и акционерного капитала; объем, структура, возраст, степень износа зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств; величина материальных запасов; число разрешенных к выпуску и фактически выпущенных акций, их распределение по видам и держателям и т.д.);
· Имидж организации (организационные ценности; деловая репутация, общественная репутация);
· Персонал организации (принципы его подбора, оценки, продвижения; формы отношения с профсоюзной организацией; методы управления персоналом);
· Необходимые условия реализации проекта (планируемые к внедрению технологии и оборудование, источники и способы обеспечение потребности в сырье, материалах, энергии, комплектующих, затраты на них; пути повышения производительности труда и ее эффективности; способы контроля качества продукции или услуг);
· Описание продукта или услуги (технический уровень, качественные параметры, уникальные свойства, недостатки и возможности их устранения, возможность модификации продукта или услуги; результаты сопоставления с имеющимися аналогами; жизненный цикл продукта или услуги; время, необходимое для запуска и сертификации продукта или услуги; возможности использования отходов);
· Маркетинговая стратегия (характеристика рынка сбыта: объем, насыщенность, тенденции развития на ближайший период; анализ рынка по территориям, по группам потребителей; характеристика основных каналов сбыта; наиболее крупные посредники и покупатели, способы взаимодействия с ними);
· Конкурентоспособность продукта или услуги (сведения об основных конкурентах, их доли на рынке; основные параметры, по которым может вестись конкурентная борьба (технические параметры, надежность, эстетика, экологичность, эргономичность, безопасность, унифицированность, упаковка, сервис и т.п.); параметры, по которым можно превзойти конкурентов);
· Прогноз сбыта продукции или услуги;
· Риски и способы их страхования;
· Финансовая стратегия (источники формирования финансовых ресурсов (выпуск акций, облигаций, банковские ссуды, накопленная прибыль, амортизационный фонд); требования к эффективности их использования; соотношение собственных и заемных средств; основы политики инвестирования);
· Финансовый план (план доходов и расходов; прогнозный баланс; план получения целевых средств; план движения денежных средств на счетах в банке и в кассе; план прибыли и убытков, прогнозный бухгалтерский баланс).