Пример. В качестве примера рассмотрим целеполагание в одной из крупнейших мировых компаний ОАО «Газпром»[207].
Стратегическая цель – становление компании как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации деятельности, обеспечения надежности поставок.
Цели второго уровня, реализация которых будет способствовать реализации главной цели:
· повышение эффективности основной деятельности;
· диверсификация деятельности за счет высокоэффективных проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью;
· повышение капитализации и корпоративного рейтинга;
· соблюдение интересов всех акционеров Общества;
· совершенствование корпоративного управления;
· повышение «прозрачности» финансово-хозяйственной деятельности;
· повышение персональной ответственности руководителей за принятие решений;
· минимизация негативного техногенного воздействия на природную среду.
На первом и втором этапах развития теории менеджмента считалось, что у коммерческих организаций есть единственная цель – получение прибыли. Начиная с третьего этапа, взгляды на цели организации существенно изменились. Во-первых, у любой организации должно быть несколько целей. Во-вторых, получение и увеличение прибыли может рассматриваться как средство для достижения каких-то целей, но не сама цель.
Поскольку организация является открытой системой, то выживание организации главным образом зависит от того, насколько эффективно выстроено взаимодействие организации с внешней средой. Для этого, в частности, цели организации должны быть связаны с удовлетворением потребностей внешней среды. Таким образом, при формулировке целей необходимо помнить, что цели организации предполагают ориентацию на внешнюю среду, а не на саму организацию. Иначе внешнюю среду сложно – практически невозможно - подключить к реализации своих целей.
Поэтому при формулировке целей необходимо ответить на следующие вопросы:
· Кто потребители вашей продукции или услуг?
· Какие потребности ваших потенциальных потребителей Вы можете удовлетворить?
· Чем для потенциальных потребителей ваших продукции или услуг сотрудничество с вами лучше, чем с вашими конкурентами?
· В чем уникальность для потенциальных потребителей Вашей организации?
При разработке целей организации необходимо учитывать ряд требований:
· четкие временные рамки, в течении которых цели должны быть достигнуты;
· конкретное содержание целей (если людям не понятна цель в силу ее «расплывчатого» содержания, то они не смогут сознательно включиться в реализацию этих целей);
· реальная достижимость целей (недостижимая цель перестает мотивировать, становится демотиватором; легко достижимая цель также не является мотиватором);
· формулировка цели должна быть достаточно «гибкой» предполагающей возможность ее модификации в соответствии с изменением внешней среды;
· цель нельзя подменять средствами (формулировка цели предполагает, что мы фиксируем не способ и средство ее достижения (что мы делаем), а желаемые результаты (зачем мы делаем, что мы хотим получить);
· цели должны быть непротиворечивы и согласованы между собой;
· цели должны быть «адресными», то есть направленными на конкретную аудиторию;
· цели должны быть связаны с реализацией интересов внешнего окружения.
Процесс целеполагания предполагает, что организация сформулировала свою миссию. Миссия определяет суть существования организации, консолидирует персонал организации, служит ориентиром внешней среде при взаимодействии с организацией. Миссия организации отвечает на вопрос: «Зачем существует организация в этом мире?», «Что полезного она делает людям?». Миссия организации имеет вневременной характер. Этим она существенно отличается от целей, которые имеют конкретный временной характер. Миссия организации часто метафорически выражается в виде определенного слогана, который связывается с имиджем и деловой репутацией организации.
Пример. В г. Оренбурге существовала фирма «Роба», которая занималась продажей рабочей спецодежды, средств уборки помещений, средств ухода за помещениями и офисным оборудованием. До 2004 г. фирма продавала свою продукцию, считая своей главной целью увеличение прибыли. Ни о какой миссии и стратегии фирма не задумывалась. Однако, прибыль фирмы падала. В этой ситуации владельцы фирмы пригласили консультанта по управлению. Совместно с владельцами, руководством и персоналом фирмы была выяснена и сформулирована миссия фирмы, которая выражалась слоганом «Работай с комфортом, живи с удовольствием». Работа над выяснением миссии фирмы позволила владельцам, руководству и персоналу понять, что они действительно делают в этой жизни, уйти от «банального» понимания своей деятельности «продаю спецодежду». Когда в организации поняли, что они обеспечивают людям «работу в комфортных условиях» для того, чтобы люди получали удовольствие от работы и, следовательно, от жизни, они по другому подошли к организации своей работы. Дела фирмы стали идти успешно.
Рекомендации при формулировке миссии организации:
· миссия формулируется на все время существования организации;
· миссия связывает прошлое, настоящее и будущее организации, она не должна зависеть от текущего состояния дел;
· миссия публично заявляет ценности организации и ее основные направления деятельности;
· миссия обращена к внешней среде, а не внутрь организации (в миссии формулируется, что организация делает для общества, а не для себя);
· миссия организации должна соответствовать ценностям и потребностям внешней среды;
· миссия должна формулироваться достаточно обще, чтобы была возможность организации развиваться, включая новые направления деятельности;
· миссия должна иметь краткое выражение в слогане, который будет служить для устойчивой идентификации организации в пространстве себе подобных.
Примеры формулировки миссий из практики зарубежных и отечественных компаний[208]
Организация | Миссия |
Коммерческий банк | Содействовать становлению и развитию малого и среднего бизнеса в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников |
Ювелирно-художественная компания | Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с разным достатком. |
Опытно-конструкторское бюро | Наша деятельность направлена на развитие научно-технического потенциала России, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест с высокой культурой производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду. |
Производство оборудования для офисов | Наша цель – решение Ваших проблем. Мы поможем решить административные, научные и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях Вашего труда. |
Инвестиционная компания | Мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста, направленного на приумножение национального богатства. |
Компания НТС (производство КПК и смартфонов) | Компания НТС видит свою миссию в том, чтобы стать ведущим поставщиком новаторских устройств мобильной связи и передачи информации на базе самых современных конструкторских разработок, производства, логистики и обслуживания, отвечающих мировым стандартам. |
Intel – производство процессоров для ПК | Наше видение: миллиарды компьютеров с подключением к Internet, миллионы серверов, триллионы долларов прибыли от электронной коммерции. Миссия Intel – сохранение за собой роли ключевого поставщика в Internet-экономике и содействие любым усилиям по повышению эффективности Internet. Сегодня главное в компьютерах – это Internet. Мы расширяем возможности ПК и Internet. |
McDonald’s – крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания | Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов. |
Microsoft – производство программного обеспечения | Обеспечить новые возможности в любое время, в любом месте, на любом устройстве с помощью первоклассного программного обеспечения. |
Sony Corporation | Мы группа молодых людей, которые наделены достаточной энергией для бесконечного творческого поиска. |
Компания Ксерокс | Мы создаем технологию и услуги обработки документов, которые позволяют фирмам управлять информацией более разумно и эффективно. |
ВымпелКом (БИЛАЙН) – российский оператор мобильной связи | Мы стремимся стать ведущей в России компанией, предоставляющей услуги мобильной связи и иных видов коммуникаций. Мы стремимся действовать оперативно и гибко, стараясь предвосхищать потребности завтрашнего дня, добиваться высочайшего качества предоставляемых услуг и обеспечивать рост ценности кампании. Мы стремимся помогать людям решать проблемы, получать радость от общения, чувствовать себя свободными во времени и пространстве. Мы стремимся сплотить все подразделения компании в единую команду, в которой высоко ценятся компетентность, ответственность и готовность к самоотдаче. Мы стремимся поддерживать имидж компании, которая внушает доверие м уважение не только клиентам и партнерам по бизнесу, но и обществу в целом. |
МТС –Мобильные ТелеСистемы - российский оператор мобильной связи | Мы видим свою миссию в том, чтобы построить устойчивый мир мобильной связи, объединяющий людей, обогащающий их жизнь и раскрывающий их потенциал – на работе и дома. Мы уверены, что достигнем целей, стоящих перед компанией, благодаря знанию потребностей наших клиентов, работе высококвалифицированных специалистов, постоянному введению новых технологий и системному подходу к развитию компании. |