Целеполагание.

Основные проблемы реализации функций управления

 

Поскольку сущностью управления является целерациональное регулирование, то целеполагание является первоочередной функцией управления. Цель, как мы отмечали ранее, является нормативным представлением о результате деятельности. Но, в отличие от результата, цель принадлежит пространству идеального. Результаты целеполагания обычно нормативно закрепляются в таких документах, как Концепция и Стратегия.

Например, каждый субъект Российской Федерации и муниципальные образования должны иметь собственные Концепции и Стратегии развития. Оренбургская область приняла Стратегию развития до 2020 года и на период до 2030 года в 2006 году. Ряд муниципальных образований в Оренбургской области (города Оренбург, Бузулук, Соль-Илецк) приняли Стратегии развития в период с 2010 по 2013 гг. Большинство муниципальных образований в Оренбургской области до сих пор не разработали и не приняли Стратегий развития, хотя должны были это сделать согласно ФЗ-131.

Цели в определенном отношении являются антиподами наших проблем. Следовательно, постановка целей во многом обусловлена наличием той или иной проблемной ситуации. Проблемы никогда не бывают изолированными, всегда приходится иметь дело с целой совокупностью проблем. Структурирование совокупности проблем часто осуществляется путем выстраивания дерева или матрицы проблем. Дерево проблем предполагает выделение главной (основной, центральной) проблемы и иерархическое подчинение ей связанных с ней проблем. Матрица проблем предполагает выделение нескольких главных проблем.

Поэтому целеполагание всегда связано с тем, как согласовать и выстроить иерархию целей в организации. Анализируя развитие теорий организации, мы отмечали, что на первых этапах развития теорий организации одним из основных принципов был принцип единства цели. Это предполагало, что всегда было можно выбрать единственную цель на верхнем уровне, и построить дерево целей. Дерево, как мы отмечали ранее, является централизованной структурой. В таких структурах высокая управляемость, поскольку все подчинено одной главной цели. Но в настоящее время стало очевидным, что в ряде случаев невозможно установить приоритет целей. Поэтому на верхнем уровне в организации допускается несколько целей. Это будет уже не дерево, а матрица целей. В таких ситуациях одной из основных задач становится поиск определенного компромисса между целями верхнего уровня.

Выстраивание иерархии целей предполагает задание их приоритета. Задание приоритета всегда обусловлено определенными политическими причинами. Когда определенной социальной группе объявляют, что их цели имеют один из последних приоритетов, то эта социальная группа прекрасно понимает, что ее цели скорее всего не будут достигнуты (на их достижение просто не хватит ресурса). Поэтому их сложно будет включить в общую деятельность. Но если приоритеты целей не задавать, то управленцы сами будут расставлять приоритеты таким образом, что выполняться будет то, что легче для самих управленцев.