Система управленческих функций

 

Ряд авторов[202] предлагают включать в управленческие функции, помимо названных, например, такие: учет, общение, принятие решений и др. Отметим, что учет при этом они отличают от контроля только одним – учет состоит в фиксации реально достигнутых результатов, а контроль – в сравнении их с соответствующими плановыми показателями. Мы понимаем контроль одновременно как фиксацию реально достигнутых результатов и сравнение их с плановыми показателями, поэтому нет необходимости выделять учет отдельно от контроля. Даже если в силу специфики объекта управления учет осуществляется отдельно, все равно он проводится в рамках функции контроля.

Общение вообще не является функцией управления, так как не носит целевого характера. Скорее здесь речь идет о коммуникации. Но коммуникация, так же, как и принятие решений, не являются обособленными от других функций действиями. В каждой функции управления присутствуют и коммуникация, и принятие решений. Именно поэтому они являются не функциями, а процедурами управления.

 

Мы достаточно подробно проанализировали различные позиции по поводу выделения управленческих функций[203]. Каждый из них был подвергнут нами определенной критике. Поэтому сейчас мы укажем собственные основания для выделения управленческих функций.

 

Прежде всего, мы исходим из того, что управление есть деятельность[204]. Более того, управление есть рациональная форма деятельности. В рациональных формах деятельности социальная информация о деятельности фиксируется в расчлененном виде (способ и объект действия выделяются и моделируются отдельно от самого процесса и от субъекта действия). Характерной особенностью рациональной деятельности является ее поэтапная верифицируемость, что обеспечивается введением определенных социокультурных норм деятельности.

Одним из вариантов нормы выступает цель или нормативное представление о результате деятельности. Теоретическое вычленение целей и средств, подчинение средств целям, обоснование целесообразности и рациональности средств приводит к построению нормы другого типа - программы деятельности. Если в нормативном представлении указывается последовательность промежуточных конечных результатов, то такая норма называется планом. Если с целевого представления о деятельности снят контекст производимости, а фиксируются лишь свойства будущего продукта, то такое нормативное представление является проектом.

Любая норма в ходе ее реализации должна "сохранить" свое содержание. С другой стороны, любая реализация нормы выходит за пределы ее требований, поскольку реальное наполнение не совпадает с идеальным представлением. По этим причинам реализация нормы не является естественным процессом. В ходе реализации нормы, перевода деятельности из абстрактно-идеального плана в конкретно-содержательный происходит "деформация" естественного. Поэтому необходимо контролировать подобные деформации, и в случае необходимости сменить норму деятельности. Подобное перенормирование также должно осуществляться целерационально.

Таким образом, построение указанных норм и других целерациональных регулятивов, обеспечивающих взаимную согласованность, механизмы "сборки" этих норм составляют содержание управленческой деятельности.

Соответственно, - целеполагание, прогнозирование, программирование, проектирование, планирование, мотивация, координирование, контроль, регулирование - являются функциями управления.

Ряд авторов[205] интерпретирует указанные функции как этапы или периоды управления. Такая интерпретация по ряду причин является несостоятельной[206]. Эти функции не выполняются последовательно, а всегда присутствуют в управленческой деятельности. Это значит, что часть из них может выполняться параллельно. Более того, при изменении каких-то норм (например, прогнозов) может возникнуть необходимость заново переопределять и цели, и систему мотивации.

По поводу каждой из перечисленных функций управления написаны десятки монографий и учебников. Какие-то из этих функций более подробно изучают в рамках других учебных дисциплин по специальности. Например, в рамках дисциплины «Управление персоналом» более подробно исследуются вопросы мотивации. Здесь мы коротко остановимся на основных проблемах реализации каждой из указанных функций управления.