Децентрализованные структуры

Общий недостаток всех централизованных структур – низкая надежность.

Общее достоинство всех централизованных структур – высокая управляемость.

Эффективность не связана с типом структуры – могут быть неэффективные централизованные структуры (линейная, линейно-штабная, кольцо, дерево), а могут быть эффективные (колесо, лучевая при условии наличия достаточного ресурса у каждого исполнителя).

Поскольку к середине XX века стало очевидно, что нельзя одновременно повышать управляемость и надежность, что любая централизованная структура ненадежна как раз в силу того, что ошибки единственного центра принятия решений никем не могут быть скомпенсированы, то стало очевидным, что для повышения надежности необходимо перейти к структурам другого типа – децентрализованным.

 

Примечание. В принципе, выводы о надежности централизованных и децентрализованных структур человечеством были сделаны достаточно давно. Например, в русских народных сказках известен такой персонаж как Кощей Бессмертный. Он хотя и считался бессмертным (то есть очень надежным), но на самом деле таковым не являлся, поскольку был структурой централизованной (смерть его была в одной иголке, та – в одном яйце, яйцо – в одной утке). И в итоге Кощей Бессмертный умирает. А вот другой персонаж – Змей Горыныч – был надежен как раз в силу того, что имел три головы, то есть имел децентрализованную структуру.

 

К децентрализованным структурам относятся многоцелевые одно- и многоуровневые структуры. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне существует несколько центров принятия решений. Основной недостаток таких структур – более низкая управляемость по сравнению с централизованными структурами (из-за различия целей). Основные достоинства – более высокая надежность. Последнее обеспечивается тем, что в таких структурах существуют механизмы исправления ошибок отдельных элементов верхнего уровня (хотя вполне возможен случай, когда все элементы верхнего уровня единогласно ошибаются).

Основными видами децентрализованных структур являются матричная (а) и сетевая (б) структуры.

 

а) б)

       
   
 
 
 
   
 
 
 

 


Матричные структуры появляются в 60-е годы ХХ столетия, что соответствует третьему этапу в развитии теорий организации. Именно на этом этапе происходит пересмотр структурных взглядов на организацию – помимо централизованных структур появляются децентрализованные. Первой крупной компанией, перешедшей к матричной структуре управления, стала японская «Тойота». Матричные структуры обладают высокой надежностью, но низкой эффективностью и низкой управляемостью.

Сетевые структуры появляются в 80-ые годы ХХ столетия, т.е. на четвертом – системно-синергетическом – этапе развития теорий организации. Появление сетевых организационных структур в это время обусловлено возросшей международной конкуренцией и быстрыми технологическими изменениями. Таким образом, сетевая структура позволяет более эффективно взаимодействовать организации с быстро меняющейся внешней средой.

В матричной структуре помимо вертикальных связей сильны горизонтальные связи. В сетевой структуре появляются дополнительно диагональные связи.

Управляемость в таких структурах снижается из-за наличия нескольких целей на верхнем уровне и возможности их одновременной трансляции на один и тот же элемент нижнего уровня (он доступен не только по вертикали, но и по горизонтали). Какие приказы он будет выполнять? Это зависит от конкретной ситуации, где решающую роль могут играть неформальные связи в организации.

Эффективность в таких структурах повышается за счет большей доступности элементов каждого уровня и сильной горизонтальной кооперации. В сетевых структурах дополнительно за счет сокращения времени доступа до каждого элемента. Более того, элементы нижнего уровня принимают многие решения самостоятельно, что сокращает дистанцию между местом возникновения проблемы и местом принятия решений по поводу ее разрешения. Это делает децентрализованные структуры более оперативными.

Высокая надежность таких структур обеспечивается не только наличием механизма компенсации ошибок верхнего уровня, но и: 2) меньшим искажением информации, поступающей снизу вверх; 3) горизонтальной взаимозаменяемостью элементов одного уровня; 4) сокращением времени реакции на ошибки.

Необходимо помнить, что во всех децентрализованных структурах предусмотрены определенные средства централизации. Иначе можно потерять управляемость.