Методы и средства регулирования девиантного поведения. Место и роль школы в этом процессе

Поскольку девиантное поведение объективно и неизбежно, необходима и самозащитная реакция общества на него. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества. Существует несколько методов воздействия на девиантное поведение.

Информационный метод. Сущностью его является информирование людей о нормативных требованиях, которые к ним предъявляет государство и общество.

Социально-профилактический метод. Его целью является выявление, устранение и нейтрализация причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических и организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством и обществом для того, чтобы устранить или минимизировать причины девиантного поведения.

Применение санкций. Сущностью этого метода является наказание преступника на основании уголовных законов. Но преодолеть преступность невозможно только путем наказания преступников, поэтому наказание – это средство вспомогательное, главное – выявление и устранение социальных причин негативных явлений.

Медико-биологический метод. Вменяемый человек способен воздерживаться от преступных действий. Когда же под влиянием психофизиологических причин он этого сделать не может, такое состояние субъекта рассматривается как невменяемость, требующая применения мер не социального, а медицинского характера. Но медико - биологическое воздействие может играть лишь вспомогательную роль, дополняя на основе и в рамках закона социальные меры.

Все перечисленные методы направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль – особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка, состоящий из двух элементов: 1) социальных норм – предписаний того, как надо правильно себя вести в обществе; 2) социальных санкций – системы вознаграждений (позитивных санкций) за выполнение норм, за конформизм и средств наказаний (негативных санкций) за отклонение от них, т.е. за девиантность.

Позитивные и негативные санкции могут быть формальными (идущими от имени официальных учреждений: прокуратуры, судов, милиции, медицинских учреждений, социальных служб) и неформальными (от лица небольших групп людей – семьи, круга родственников, друзей и знакомых).

Социальный контроль осуществляется с помощью различных средств. Так, в процессе социализации индивид усваивает определенные ролевые требования, принимает содержание ролей и осознает необходимость их выполнять.

Поскольку индивид является членом многих социальных групп, то средством контроля за девиантным поведением является групповое давление. Санкции за нарушение групповых культурных норм могут варьироваться от замечания до изгнания из группы.

В больших социальных группах и обществе в целом в качестве средства контроля применяется принуждение. Когда отдельный индивид не желает соблюдать законы, следовать нравственным регуляторам и формализовать процедуры, группа или общество прибегают к принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как и все.

Поскольку нельзя полностью устранить социальные девиации из жизни общества, то, по мнению многих специалистов, необходимо разработать стратегию социального контроля, которая должна включать в себя, во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направленность социальной активности в общественно одобряемое, либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования «преступников без жертв» (бродяжничество, наркомания, гомосексуализм, проституция); в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической, геронтологической, подростковой, социальной реадаптации и ресоциализации лиц, оказавшихся вне общественных структур.

Важнейшая роль в регуляции девиантного поведения принадлежит школе и системе образования, деятельность которых прежде всего связана с формированием нравственно мотивированной, ответственной личности. Русский революционный демократ и выдающийся педагог Н.Г. Чернышевский включил в формулу образованности три качества: «обширные знания, привычку мыслить и благородство чувств». Эти качества и сегодня являются важными средствами профилактики девиантного поведения.

Данные социологических исследований свидетельствуют о существовании прямой зависимости между школьной успеваемостью и возможными в будущем нарушениями общественных норм поведения. Из числа бывших отличников и «хорошистов» не привлекались ни к какой административной ответственности 98% граждан. Число вероятных нарушителей возрастает в 3 раза среди тех, кто учился на «3». Все рекорды «бьют» второгодники. Факты их привлечения к административной ответственности один или несколько раз признали 20% опрошенных, т.е. по сравнению с отличниками этот показатель увеличился в 10 раз.

К людям, хорошо учившимся в школе, впоследствии практически не применялись такие меры административного воздействия, как принудительное лечение от алкоголизма и привлечение к ответственности за мелкое хулиганство. Как справедливо заметил известный педагог В.Ф. Шаталов, отличник настоящий, не липовый никогда не станет наркоманом, не пойдет в преступники.

За последние годы произошли значительные изменения в системе ценностей учащихся, по сравнению не только с 60-70-ми, но и с 80-ми гг. В последнее десятилетие ХХ – начале ХXI века наблюдается переориентация ценностей на себя, на свое личное благополучие. Это связано с кризисным состоянием всех сфер нашего общества и выдвижением на передний план проблемы самовыживания и самосохранения личности. Начался процесс естественной адаптации сегодняшних школьников к новым социально-экономическим условиям.

Школа призвана решать задачи социализации на обеих фазах социализации: адаптации – приспособления личности к новым условиям, группам микро- и макросреды и интериоризации – превращения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Успешная школьная социализация способна сформировать в детях ценности, нормы, знания и установки, которые не расходились бы с общественными ожиданиями, вели к минимизации девиантного поведения.


 

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем основные причины роста девиантного поведения в современном российском обществе?
  2. Что такое устойчивые, слабые и случайные формы социальных девиаций?
  3. В чем сущность аддиктивного поведения?
  4. Каковы особенности отклоняющегося поведения подростков?
  5. Какие существуют методы и средства регулирования девиантного поведения?
  6. В чем заключается роль школы и системы образования в предотвращении девиантного поведения?

 

Литература

  1. Арефьев А.Л., Бердыклычева Н.М. Беспризорники в постсоветской России// Мониторинг общественного мнения. 2003. № 5-6.
  2. Бурлуцкая М.Г., Шапко И.В. Отношение студентов к проблеме наркомании. Большой Урал – ХХI век: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ч.1.: ХIII Уральские социологические чтения. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001.
  3. Волков Ю.Г. Социология. Элементарный курс. М. 2001.
  4. Гилинский Я.И. Криминология. СПб., 2002.
  5. Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года. Материалы Национального разведывательного Совета США. Екатеринбург, У-Фактория. 2002.
  6. Двойменный И.А., Лелеков В.А.Влияние семьи на преступность несовершеннолетних//Социс.1993.№ 10
  7. Заиграев Г.Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности// Социс. 2001. № 11.
  8. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002.

9. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения//Социально - политический журнал. 1993. № 4.

10. Орлова И.Б. Самоубийство – явление социальное// Социс. 1998. № 8.

  1. Россия в поисках стратегии: общество и власть. М., 2000.

12. Силласте Г.Г. Новая наркоситуация в России: результаты исследования//Социс. 1994. № 6.

  1. Смелзер Н. Социология: Пер. с анг. М., 1994.
  2. Состояние преступности в Российской Федерации и ее долгосрочный прогноз. М., 1998.

15. Щербакова Е.М. Нарконашествие в России// Социс. 2004. № 1.


 


1 См: Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникационного поведения детей// Этнические стереотипы поведения. Л. 1985.

1 См. анализ дуэльного кодекса в книге Ю. Лотмана “Евгений Онегин”, а так же весьма ироническое описание дуэли немецких студентов в книге Дж.К.Джерома “Трое на велосипедах”.

[1] Экстернализм (от англ. – внешний), инвайронментализм (от англ. – окружающая среда) – в широком смысле общетеоретическая и мировоззренческая ориентация, в центре внимания которой находится взаимодействие социальных образований с окружающей природной и социальной средой.

[2] Современные интерпретаторы П.Сорокина часто называют идеациональный, идеалистический и чувственный типы культурного менталитета религиозным, рациональным и чувственным соответственно.

[3] Этот термин получил распространение в современных социальных науках благодаря книге «Конец истории» известного американского ученого Ф.Фукуямы [10].

[4] Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М.: Политиздат, 1972. С.6.

[5] Ильин. В.И. Социальное неравенство. М.: Институт социологии РАН, 2000. С.59.

[6] Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. с.137.

[7] Рук. В. Кабалина, С. Кларк, Институт сравнительных исследований трудовых отношений.

[8] Об истории социологических исследований в России см.: Маслова О.М. Методология и методы // Социология в России. М.: На Воробьевых, 1996. С. 37-82.

2 Рук. – М.Х. Титма, Л.Я. Рубина. Подробнее об этом исследовании см.: Социальное расслоение возрастной когорты: Выпускники 80-х в постсоветском пространстве. М., 1997.

[9] О методах их подготовки см.: Бурлуцкая М.Г., Петрова Л.Е. Стандартизированное интервью: проблемы организации// Социс. 1997. № 10.

[10] Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2 кн./Отв. ред. В.Г. Адреенков, О.М. Маслова. М., 1990. Кн. 1. С. 217.

1 Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. М.: Наука, 1966. Т. 1. С. 242-251.

2 Ряжский И.А. Опыт использования включенного наблюдения для изучения жизни производственного коллектива // Социологические исследования, 1975. № 3.

1 Об этом можно судить по публикациям, самые дискуссионные из которых приходятся на середину 1990-х гг. Например: Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о «качественной социологии» // Социологический журнал. 1994. № 2; Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы (По материалам "Круглого стола")//Социология: 4М. 1995№ 5-6.; Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях: Материалы семинаров / Под ред. М.М. Малышевой. М., 1997; Якубович В.В. Качественные методы или качество результатов? // Социология 4М: 1995. № 5-6 и др.

[12] См.: Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

1. О результатах см.: Профессионализм и социальное самочувствие педагогических работников Свердловской области: Информационно-аналитический отчет по материалам конкретно-социологического исследования / Департамент образования; кафедра социологии УрГПУ. Екатеринбург, 1994; а также: Рубина Л.Я. Профессионализм и социальное самочувствие учителей //Социс. 1996. № 6.

2.

1 Следует иметь в виду условность такого сравнения из-за различий в методике расчета показателей доходности групп. В США, например, если семья из 4-х чел. расходует на питание треть доходов, она считается бедной или даже ниже черты бедности. В нашей статистике граница бедности - богатства соотносится с прожиточным минимумом, среднедушевым доходом и т.п. По этим показателям в группе «бедных» доход на 1 члена семьи ниже прожиточного минимума, у «малообеспеченных» - выше прожиточного минимума, но ниже средних показателей по всему населению, доход «обеспеченных» колеблется вокруг средних показателей, у «состоятельных» он заметно выше средних и позволяет «ни в чем себе не отказывать». В семьях «богатых» уровень дохода выше рационального потребительского бюджета. Относительность показателя «прожиточный минимум» видна и в том, что он сильно варьируется по регионам, по экономическим «сезонам». Так, на IV квартал 2004 г. он установлен распоряжением правительства в размере 2143 р. в месяц на человека.

1 «Пути поколения» – лонгитюдное исследование выпускников средних учебных заведений, которое проводилось в период 1983-2003 гг. См. например «Начало пути: Поколение со средним образованием». М.: Наука, 1992; «Социальное расслоение возрастной когорты» М., ИС РАН. 1997.

1 Все данные приводятся по: Демографический ежегодник РФ 2001. М., Госкомстат РФ,2001.

[15] Население России. Ежегодный доклад// Евразия, 2002. № 3. С. 12.

[16] В.М. Медков. Демография // Ростов -на- Дону, «Феникс», 2002 г. С.309

[17] Акимов А. На пороге 7 миллиарда // Население и общество. Инф. бюллетень ЦДЭУ РАН. 2000. № 39

[18] В.М. Медков «Демография». Указ. изд... . 270-293.

 

[19] См.: А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. Акмеология. М., СПб; Питер. 2003.

1 Цифры приводятся по данным еженедельника «Аргументы и факты» за 2000 – 2003 гг.

[21] Бестужев-Лада И.В. Депопуляция : социальные проблемы. М, 1999, С.11.

[22]. См: Коган Л.Б. Быть горожанами. М.,1990. С 62-63; Научные основы управления социальным воспроизводством в крупном городе. Л., 1990. С. 17;

2. См.: Гидденс Э . Социология. М. 1999. С.520-528

[23] См.: Гидденс Э. указ. соч. с. 520-528.

1 Крапчан С.Г. Село Российской федерации. Новосибирск, 1989.

 

1 Более подробно о закрытых городах см. в статье Лаппо Г., Поляна П. Закрытые города//Социс. 1998. № 2; в книге Ковалева Е.М. Гуманитарная география России. М.,1995.

1 Мамин-Сибиряк Д.Н. Город Екатеринбург//Город Екатеринбург. Очерки истории Урала. Екатеринбург, 1997. Вып. 1.

[24] См. об этом подробнее: Гидденс Э. Социология. М., 1999. С.516-527.

[25] См.: Гидденс Э. Социология. М., 1999. С.533-534.

[26] Там же. С. 536.

[27] Смелзер Н. Социология. М.,1994. С. 207.

 

[28] Ильин В. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского общества 1917–1996// Сыктывкар, 1996. С. 227–228.

[29] Новая Россия//НГ – сценарии. 1998, № 2. С.4-5.

[30] «Вечерний Екатеринбург», 10.03.92.

[31] Райнхард Зидер. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец ХУ111 – ХХ вв.)// М. «Гуманитарный издательский центр «Владос». 1997. С.263.