Методы и средства регулирования девиантного поведения. Место и роль школы в этом процессе.
Основные формы девиантного поведения.
СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1. Всеобщий характер девиаций. Девиантное поведение как социальное отклонение: его сущность, роль, структура, механизм действия.
Становление социологии девиантного поведения в нашей стране шло двумя путями. С середины ХIХ в. в недрах традиционных наук происходило осмысление таких социальных реалий, как преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства, проституция. Интенсивно проводились эмпирические исследования с использованием различных методов. В конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. появились первые отечественные труды, положившие начало формированию социологии девиантного поведения, выросшей из узкодисциплинарных криминологических, наркологических, суицидологических, сексологических и др. исследований отдельных проявлений социальных девиаций.
Кризисная ситуация в современном российском обществе, динамизм социальных процессов, происходящих в нем, разрушение старых ценностно-нормативных систем, утрата ими регулятивных функций, процессы глобализации, делающие условными и проницаемыми все существующие территориальные границы, и возрастающая степень риска, связанного с угрозами и опасностями, стоящими перед обществом, создают проблемную ситуацию: рост различных проявлений девиантного поведения, в том числе крайних форм антиобщественных действий.(5,с.95).
Прогнозируемая тенденция к росту девиаций в ближайшие несколько лет, в том числе детских и подростковых, делает актуальным социологический анализ причин отклоняющегося поведения, его структуры, механизма действия, форм проявления, методов и средств регулирования.
1. Всеобщий характер девиаций. Девиантное поведение как социальное отклонение: его сущность, роль, структура, механизм действия
Понятие «девиация» происходит от латинского deviatio – отклонение. С позиций диалектики девиации присущи любой материальной системе – физической, биологической, социальной. Существование каждой системы есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Этот вывод подтверждается основными идеями синергетики. Согласно этой теории, любой системе присущи характеристики системности, целостности, самоорганизации, многовариантности, необратимости развития, взаимосвязи хаоса и порядка, необходимости и случайности, интеграции и дезинтеграции, устойчивости и изменчивости. Момент изменчивости и есть девиация.
В неживой природе она выступает в форме флуктуаций – случайных отклонений от средних значений. В живой природе девиации проявляются в форме мутаций – изменений наследственных свойств организма в результате перестроек и нарушений в его генетическом материале – хромосомах и генах.
Функционирование социальных систем связано с человеческой жизнедеятельностью, в основе которой лежат определенные цели, ценностные ориентации, интересы и потребности. Они детерминируют «социальное поведение» людей, формируя и определяя стандарты желаемого направления действия каждого человека в виде образцов его поведения. Таким образом, социальная девиация реализуется, в конечном счете, путем девиантного поведения. Последнее существует в неразрывной связи со своей противоположностью – недевиантным поведением – конформизмом. Эти две противоположности взаимопредполагают, взаимообусловливают, взаимодополняют друг друга.
Отсюда очевидно, что девиации являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы. Чем выше уровень организации системы (чем система динамичнее), тем больше значат изменения, девиации как средство ее сохранения.
В социологической литературе девиантное поведение определяется как форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, как «соответствие или несоответствие поступков социальным нормам» (13, с. 198). Отклоняющееся поведение может существовать лишь при наличии трех условий: человека, которому свойственно определенное поведение; нормы, которая является критерием оценки девиантного поведения, другого человека или группы, реагирующих на поведение (там же, с. 203).
Исходным для понимания сущности девиантного поведения служит понятие «норма». Естественная норма – это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. При анализе девиантного поведения мы имеем дело с социальными нормами: правилами, требованиями общества к личности, в которых определены характер и границы возможного и допустимого в поведении. Нормы находят воплощение в юридических законах, морали, этике. Отклонение от социальной нормы есть несоблюдение ее требований, выбор иного варианта поведения в отличие от указанного в ней.
В основе девиантного поведения, таким образом, лежит реальное противоречие между требованиями нормативной системы и интересами действующих субъектов. Суть социальных отклонений заключается в том вреде, ущербе, который причиняется интересам социальной группы или общества.
Социальные нормы, в отличие от естественных норм физических и биологических процессов, складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они могут либо соответствовать законам общественного развития, либо быть недостаточно адекватны им, либо вступать с ними в противоречие из-за искаженного социально ограниченного, религиозного, субъективного отражения объективных закономерностей. То, что раньше было нормой, со временем может стать отклонением. Например, домостроевские порядки в семье в свое время были нормой, а их нарушение – отклонением. В дальнейшем все изменилось «до наоборот».
Решающим критерием для оценки степени прогрессивности социальных норм и соответствующего им поведения служит их социальная направленность и достигаемые общественные результаты. Поэтому реально существуют как позитивные (культурно одобряемые), так и негативные (культурно осуждаемые) формы девиантного поведения. К позитивному отклоняющемуся можно отнести поведение, являющееся средством прогрессивного развития общества, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения. Это научное, техническое, художественное, общественно-политическое творчество, инновационная деятельность отдельных людей, групп и коллективов.
Негативные формы девиантного поведения являются социальной патологией. Они дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая ее основы, нарушая организованную жизнь общества, а также наносят значительный ущерб конкретной личности, подрывая ее готовность выполнять свои социальные роли. К ним можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, самоубийства, проституцию.
Из сказанного видна двоякая роль социальных отклонений в обществе. С одной стороны, они несут угрозу стабильности общества, т.к. люди утрачивают чувство ожидаемого поведения (ролевые функции), происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. С другой стороны, социальные девиации выполняют позитивные функции.
Они способны, во-первых, «по контрасту» усиливать подчинение нормам. Во-вторых, девиации ярче очерчивают контуры того, что считается нормой, указывая на поведение, неприемлемое для «коллективного сознания» В-третьих, социальные девиации привлекают внимание к нарушителям норм, укрепляя группу, подчеркивая границы между группами и групповую принадлежность, т.е. консолидируют социальные связи между «хорошими людьми». В-четвертых, девиации являются катализатором социальных изменений, зачастую служат толчком для признания необходимости внесения изменений в социальную систему путем пересмотра старых норм (3, с. 89-90).
Отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям через создание новых норм в результате повседневного поведения индивидов. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся. Например, в прошлых веках работа женщин в отрыве от семьи считалась девиацией, а в результате их борьбы за свои права в настоящее время таковой не считается.
При анализе девиантного поведения важно рассмотреть его структуру, общие закономерности развития, механизм действия.
Структура индивидуального отклоняющегося поведения складывается из поступка, имеющего объективные и субъективные признаки и направленного на определенный объект, а также мотивов и целей. На уровне массового явления девиантное поведение выступает в качестве элемента общественной жизни, характеризуемого через такие составляющие его компоненты, как социальные ценности, институты, нормы и отношения. Поскольку эти компоненты тесно связаны между собой, то деформация хотя бы в одном из них неизбежно влияет и на другие. Это взаимовлияние есть одно из проявлений общих закономерностей развития отклоняющегося поведения.
Начальным звеном девиантного поведения является изменение ценностных ориентаций в различных слоях населения и социальных группах, что обусловлено изменениями в объективных социально-экономических условиях их жизни. Если в нашем обществе еще недавно главенствовали такие ценности, как необходимость труда на общее благо, справедливость и равенство, дружба и взаимопомощь, интернационализм, то теперь нередки стяжательство, культ денег, разгульный образ жизни, эгоцентризм. В обществе имеют место расхождения между ценностями декларируемыми и реально функционирующими, между намечаемыми целями и теми возможностями, которые существуют для их реализации.
Искажения в системе ценностей большей частью ведут к дисфункции различных социальных институтов. Если общественные функции институтов не выполняются нормально, законно, они будут выполняться иначе – путем девиаций. Например, нарушения в работе институтов юстиции – суда, прокуратуры, пенитенциарной системы ведут к разложению аппарата власти, порождают аморализм, безверие в правосудие, апатию и агрессивность.
Дисфункции социальных институтов напрямую связаны с искажением существующих норм, и наоборот. Из-за несовпадения системы ценностей с реальными условиями жизни возникает «двойная мораль», при которой противоречивые нормы используются одним и тем же лицом или социальной группой для разных целей и в разных противоположных ситуациях. Это проявляется в деятельности некоторых представителей власти, политиков, бизнесменов.
Общественные нормы предписывают «не укради», «уважай частную собственность», а государство ограничивает возможности использовать законные пути для получения средств к существованию, что заставляет определенную часть населения нарушать нормы, допускать социальные отклонения. Возникает «теневое нормотворчество», своеобразная «мораль» преступного мира. Здесь налицо явное противоречие, ведущее к девиантному поведению – между потребностью субъекта в выходе из конфликтной ситуации и невозможностью сделать это социально приемлемым путем.
Все вышеназванное неизбежно сказывается на общественных отношениях, на социальных взаимодействиях. Они могут строиться на принципах сотрудничества или на принципах конфронтации, быть нейтральными. В настоящее время преобладают отношения конкурентной борьбы, конфронтации, которые обусловливают, в свою очередь, постоянный рост антинормативного поведения, преступности, алкоголизма, наркомании, самоубийств. Общественные отношения деформируются тем сильнее, чем более искажены ценностные ориентации в различных слоях населения, чем менее эффективны социальные нормы и социальные институты.
Девиантное поведение имеет свой механизм действия, состоящий из четырех звеньев: проблемной ситуации, ценностно-нормативных регуляторов, принятия решения, совершения поступка.
Уже в первом звене приблизительно определяется возможная направленность действий субъектов, зависящая от особенностей сложившейся проблемной ситуации, которая, однако, не является решающим звеном при определении характера будущего поступка, Во втором звене вступает в действие механизм ценностно-нормативной регуляции, связанный с разной степенью знания (незнания) социальной нормы и характером отношения к ней. В третьем звене субъект принимает окончательное решение о том или ином поступке. Здесь окончательно определяются его характер и направленность.
В четвертом звене происходит фактическое нарушение социальной нормы или же она соблюдается. Сущность поступка в зависимости от особенностей личности сводится к трем вариантам: 1) противодействие конфликту, лежащему в основе ситуации, путем умышленного совершения преступления, иного правонарушения или аморального поступка; 2) уход от реальной ситуации, замещение активной деятельности иллюзорными средствами (алкоголь, наркомания, суицид); 3) адаптация к конфликтной обстановке при помощи изменения системы ценностей, интересов или же тех возможностей, которыми располагает действующий субъект.