Основные социологические теории личности.
За время существования социологии в ней сложилось несколько известных концепций личности. В отличие от психологических теорий, в них решающая роль в описании личности отводится социальным факторам. С одной стороны, эти концепции следует воспринимать как конкурирующие друг с другом, с другой – как взаимодополняющие.
Наиболее влиятельной в социологии является ролевая теория личности, возникшая из потребности объяснения закономерностей взаимоотношения личности и общества. Она базируется на первом выделенном нами элементе структуры личности и описывает социальные характеристики и поведение личности через понятие социального статуса и социальной роли. Формирование ролевой теории связано с именами Р. Линтона, Т. Парсонса, Я. Морено. Личность в ней представлена как динамичная совокупность выполняемых ею ролей. В целом под социальной ролью следует понимать реальное поведение человека, вытекающее из его статуса и ориентированное на ожидания других людей. Социальное ожидание определяет общие контуры социальной роли. Соответствие поведения социальным ожиданиям выступает критерием оценки выполнения социальной роли. Поведение, которое не соответствует социальным ожиданиям, приводит к конфликтам, определенным санкциям со стороны других людей, групп, институтов. Таким образом действуют определенные социальные механизмы, нормы, обеспечивающие соответствие поведения социальной роли, статусу. Исследования показали, что выполнение той или иной социальной роли, особенно если это продолжается долгое время и сама роль важна для человека, оказывает заметное влияние на его личностные качества.
Нормативный аспект социальной роли является определяющим. Вместе с тем, люди могут по-разному выполнять одну и ту же роль, исходя из своего понимания ее особенностей. Возникают так называемые внутриролевые конфликты. Внутриролевой конфликт связан с тем, что разные люди, разные социальные группы по-разному представляют себе то, как надо вести себя в той или иной роли. Это может касаться социальной роли педагога, роли родителя и т.д. Описаны также межролевые конфликты личности. Межролевой конфликт обусловлен тем, что личность одновременно является носителем таких ролей, которые предъявляют к ней несовместимые или трудно совместимые требования. Так, часто имеет место конфликт между производственными и семейными ролями человека.
Ролевая теория раскрывает важные стороны механизма социальной обусловленности личностных качеств человека, по-своему уходит от абстрактной личности в социальную конкретику.
Еще одна социологическая теория личности получила название теории «зеркального Я». В рамках данной концепции наше Я рассматривается прежде всего как социальное образование. Ч. Кули, Дж. Мид рассматривали самосознание человека как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приучается смотреть на себя как на внешний объект, усваивая мнения и оценки других людей о себе. Ч. Кули полагал, что наше Я есть результирующее той суммы впечатлений, которые, как нам кажется, мы производим на других людей. Мид подчеркивал, что индивид, включаясь в социальное взаимодействие, становится социальным существом в той мере, в какой он научается «брать роли другого», т.е. осваивать общие значения, предвидеть реакции другого на свои действия, ставить себя на его место. Личность индивида есть единство двух Я: социального, являющегося результатом освоения различных ролей, и глубинного- индивидуального, спонтанного. Важно, что Мид вводит понятие «генерализированного Другого», имея в виду роль коллективных, групповых предписаний и оценок, которые осваивает индивид. В рамках данного подхода личностное Я имеет ярко выраженную социальную сущность, обусловлено во многом социальным содержанием жизни человека.
С направленностью личности связаны теория референтной группы и диспозиционная концепция личности.
Теория референтной группы, одним из разработчиков которой был Р. Мертон, описывает влияние значимой социальной группы на поведение человека. Референтной является группа, ценности и нормы которой личность разделяет, идентифицирует себя с ней, ориентирует на нее свое поведение. Референтная группа задает человеку эталоны оценок себя, других, социальных событий. В качестве таковой может выступить как большая (этническая, религиозная), так и малая социальная группа. Социальное поведение человека остается во многом непонятным, если не учитывать влияние референтной (эталонной) группы.
Диспозиционная концепция личности, активно разрабатываемая в нашей литературе В.А. Ядовым, анализирует предрасположенность, диспозиции личности, их влияние на социальное поведение человека. Человек предрасположен к тому или иному поведению. Его диспозиции представляют собой иерархическую систему.
К низшему ее уровню относятся элементарные фиксированные установки. Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. В них закреплен предшествующий опыт индивида.
Второй уровень диспозиционной структуры – социальные фиксированные установки. На их формирование влияют социальные потребности, связанные с включением человека в контактные группы, а также соответствующие социальные ситуации.
Следующий диспозиционный уровень – общая направленность интересов личности на ту или иную сферу социальной активности, или базовые социальные установки. Доминирующая направленность может быть связана с профессиональной деятельностью, семьей, спортом, политикой и т.д. Данный уровень общей направленности личности более устойчив, чем установки на отдельные объекты и ситуации.
Высший уровень в иерархии образуют ценностные ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, он формируется на основе высших социальных потребностей личности и в соответствии с общими социальными условиями.
На всех уровнях поведения личности оно регулируется ее диспозиционной системой, однако в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному диспозиционному образованию.
Социологические теории личности дополняют друг друга, описывая сложный механизм социального формирования и развития личности.