Динамика конфликта
В рамках динамической модели конфликт рассматривается как процесс, имеющий определенные этапы развития, анализируется момент возникновения, становление конфликта, переход от одного этапа к другому, рассматриваются формы конфликтного поведения, исход и последствия конфликта.
Ученые выделяют различное количество этапов или стадий развития конфликта: от трех (Р.Дарендорф) до одиннадцати (А.Г.Здравомыслов). Сколько стадий будет иметь конкретный конфликт, и как они будут выражены, зависит от целого ряда факторов: 1) от остроты социального противоречия; 2) от степени значимости этого противоречия для субъектов взаимодействия; 3) от характеристики участников конфликта; 4) от реакции на конфликт социальной среды; 5) от эффективности способов регулирования конфликта и др.
Рассмотрим динамическую модель, которая содержит 4 основные стадии развития конфликта: 1) предконфликтная, 2) конфликтная, 3) разрешение конфликта, 4) постконфликтная. Каждая стадия, в свою очередь, может разделяться на ряд фаз.
1-я стадия – предконфликтная делится на две фазы: латентную (скрытую) и открытую
Ни один конфликт не возникает мгновенно, одномоментно. Вначале постепенно складывается конфликтная ситуация: расхождение в интересах, целях, ценностях, рост различий в социальном положении субъектов ведет к накоплению и обострению противоречий в системе межличностных, межгрупповых, межклассовых, межэтнических отношений. На этой фазе возникает эмоциональное напряжение, раздражение, злость. Здесь прямого столкновения еще нет, но сама атмосфера свидетельствует о том, что сложилась ситуация несовместимости. Противоречие на этой ступени может не осознаваться, конфликт еще скрыт, поэтому первую фазу предконфликтной стадии назвали «латентной». При наличии социальной диагностики, возможно предотвратить конфликт, если предпринять превентивные меры по устранению или примирению сторон объективных противоречий.
Открытая фаза предконфликтной стадии начинается с инцидента, который приводит в движение конфликтующие стороны. На открытой фазе инцидент проходит только две ступени. А это означает, что противоречие уже осознано, найдены «противники», но конфликт носит еще потенциальный характер. На открытой фазе каждая из конфликтующих сторон оценивает свои силы, ресурсы, прежде чем решиться на борьбу или отступить. Конфликтанты проводят разведку для выявления слабых мест и возможных способов ответных действий противника, а затем каждая сторона определяет свою стратегию.
2-я стадия – конфликтная характеризуется конфликтным поведением. Это самая активная, деятельная часть конфликта. Здесь конфликт из потенциального превращается в реальный, а это происходит, как уже говорилось ранее, с наступлением третьей ступени инцидента, которая и является началом второй – конфликтной – стадии в развитии конфликта. Конфликтное поведение – это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противником его целей. Оно может иметь множество конкретных форм. Все эти формы делят на две группы. Первую группу составляют конфликтные действия, которые носят открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физические воздействия, политическая борьба, спортивные состязания и т.д. Такого рода действия, как правило, легко идентифицировать как конфликтные, агрессивные, враждебные. Поскольку открытый «обмен ударами» хорошо виден со стороны, в ходе конфликта в него могут быть втянуты сочувствующие или простые наблюдатели. Открытые активные действия обычно расширяют сферу конфликта, они ясны и предсказуемы.
Вторую группу составляют скрытые действия сторон конфликта. В этом случае участники в ходе конфликта пытаются замаскировать свои действия, запутать, обмануть друг друга. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель выявить стратегию оппонента и одновременно навязать невыгодный для него образ действий. Здесь используются любые «обманные движения», провокации, интриги, маскировки, создание ложных объектов. Вспомните, как в истории нашей страны широко использовался образ «врага народа» в качестве ложного объекта социальных конфликтов, своеобразного «социального громоотвода».
Вторая – конфликтная – стадия динамической модели конфликта также содержит несколько фаз. Первая фаза – усиление конфликта, она, как правило, проявляется в рационально-интеллектуальной форме. У каждой из сторон к этому времени уже сложился собственный взгляд, свой образ конфликта. Исходя из него, стороны предъявляют взаимные требования и претензии. Здесь может использоваться самая различная тактика: оппоненты могут выстраивать рациональные аргументы в защиту своей позиции, объяснять ошибки друг друга, вести переговоры и взаимные обсуждения, сдерживать проявление негативных эмоций, выжидать и маневрировать, чтобы лучше понять намерения своих оппонентов. Таким образом, участники предпринимают различные попытки урегулировать конфликт на рационально-вербальном уровне. По мере того, как терпят неудачу интеллектуальные формы, формируется установка на борьбу и психологическая готовность к ней. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием напряжения, увеличением накала страстей.
Далее наступает вторая фаза конфликтной стадии – пик или критическая точка конфликта. Конфликт принимает форму острых разногласий, причем его участники не только не стремятся урегулировать свои противоречия, но всячески их усугубляют. Идет дальнейшее разрушение налаженных социальных отношений, связей, структур, норм, ценностей. Эмоционально эта фаза характеризуется высокой степенью агрессивности, оппоненты переходят от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психологически закрепляется в образе «врага».
Одним из критериев подхода к критической точке конфликта можно считать интеграцию, однонаправленность усилий каждой из конфликтующих сторон, сплоченность групп, участвующих в конфликте. Борьба на фазе пика может вестись в разных формах: акции протеста, забастовки, демонстрации, применение оружия и другие, которые подходят под название «публичные схватки». Оппоненты на этой фазе могут использовать широкий спектр тактических приемов: неожиданные действия, чтобы застать противника врасплох, психологическое давление, силовое принуждение, экономические, правовые санкции, эмоциональные бурные реакции и многие другие способы, которые могли бы заставить противника сдаться или хотя бы прислушаться. На этой ступени развития конфликта происходит так называемый «эффект сужения сознания»: никакие рациональные аргументы кого бы то ни было не имеют никакого воздействия. Важно знать время прохождения критической точки конфликта, так как после этого момента ситуация в наибольшей степени поддается управлению. Вмешательство в критический момент, на пике конфликта бесполезно, а то и опасно; руководителю, посреднику лучше воздействовать на ход развития конфликта либо до критического состояния, либо после него. Достижение критической точки и ее прохождение во многом зависит от целого ряда условий. Например, при наличии подстрекателей, при нежелании одной стороны прекратить конфликт путем переговоров, при поддержке ресурсами со стороны данная фаза может в затяжном конфликте повториться несколько раз (именно так происходило в таких «горячих точках», как Афганистан, Чечня).
Третья фаза конфликтной стадии наступает после перелома в развитии конфликта и называется «спад напряженности». На этой фазе происходит «переоценка ценностей». Дело в том, что до начала активных конфликтных действий у каждой стороны сложился свой образ конфликтной ситуации, свое представление о противнике, его силе, ресурсах, о реакции на конфликт социальной среды. Исходя из этого образа, оппоненты строили свое конфликтное поведение. Но, как известно, идеальный образ и сама реальность могут расходиться существенным образом. Ход конфликтного взаимодействия способен значительно изменить представление сторон как о себе, так и о своем противнике, а также обо всей ситуации в целом. Это первое, что заставляет конфликтантов заняться «переоценкой ценностей». Во-вторых, все стороны, или хотя бы одна, могут просто исчерпать свои ресурсы. В-третьих, после критической точки, после острой конфликтной схватки наступает психическая усталость. Все эти и другие причины служат стимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения. Следовательно, эта фаза «переоценки ценностей» одновременно является и фазой выбора дальней стратегии.
Участники конфликта могут выбрать одну из трех возможных стратегий: 1) достижение своих целей за счет оппонентов и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряжения; 2) снижение уровня напряженности при сохранении конфликтной ситуации, перевод ее в скрытую фазу за счет частичных уступок противоположной стороне; 3) поиск способов полного разрешения конфликта.
Если участники конфликта выбирают третью стратегию, то наступает следующая – 3-ястадия в динамике конфликта, которая называется «разрешение конфликта».
Основными причинами окончания конфликта могут быть такие: 1) выход из конфликта одной из сторон, или же ее исчезновение, а то и уничтожение, например, во время военных действий; 2) прекращение конфликта путем вмешательства третьих лиц (посредничество, арбитраж, ввод войск); 3) исчерпанность предмета спора и примирение сторон на основе компромисса или сотрудничества.
Конфликт может быть разрешен частично или полностью. Полное разрешение конфликта означает его прекращение на двух уровнях: на объективном уровне устраняется причина конфликта, разрешается исходное противоречие. На другом – субъективном – уровне идет психологическая перестройка, меняется субъективный образ ситуации с негативного на позитивный.
Частичное разрешение конфликта изменяет лишь внешнее конфликтное поведение, но сохраняет противоречие и внутренние побудительные мотивы к продолжению противоборства, которое сдерживается либо третьей стороной, либо собственными волевыми усилиями и разумными аргументами.
4-я стадия – постконфликтная имеет большое значение. На ней должны быть предприняты усилия по искоренению самой возможности возобновления конфликта. Для этого необходимо, во-первых, окончательно устранить противоречия в интересах, целях, ценностях; во-вторых, снять психологическую напряженность, которая неизбежно возникает в ходе конфликтных взаимодействий. Нельзя недооценивать работу по восстановлению нормальной эмоциональной атмосферы, так как между постоянными оппонентами в конфликте рождается и укрепляется чувство неприязни и они превращаются в противников, а то и во врагов. Когда же возникает вражда, то даже объективное разрешение конфликта может уже не изменить отношений его участников и их взаимодействие будет сохранять конфликтный характер.