Проблемы и трудности реформирования системы образования. Концепция модернизации образования до 2010 г.
Система образования как самостоятельный институт сохраняет относительную устойчивость и преемственность даже в самые критические моменты общественных перемен. И дело здесь не в каком-то извечном консерватизме системы образования, а в том, что она обладает внутренними закономерностями своего развития. В то же время система образования в силу относительной самостоятельности и инерционной стабильности может оказаться в противоречии как с потребностями общества, так и с планами молодого поколения. Такое противоречие возникает тогда, когда развитие системы образования отстает от изменений в потребностях государства и населения. Кроме того, существуют и внутренние противоречия, присущие самой системе образования. Можно выделить ряд конфликтов, которые постоянно сказываются на развитии системы образования. Это - противоречия между потребностями общества в кадрах и профессиональными склонностями молодежи, между задачей подготовки квалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства, что предполагает специализацию, и потребностями передачи культуры, где узкая специализация противопоказана. Это также противоречия между новыми потребностям общества и сложившимися организационными структурами в системе образования, между имеющимися финансовыми возможностями общества и потребностями образования и др. Когда подобные противоречия, неизбежные в эволюционном развитии, резко обостряются, а их неразрешенность ведет к кризисной ситуации, становятся необходимыми реформы образования. В России с большим или меньшим успехом было проведено уже несколько из них. Последняя реформа образования, начатая в середине 80-х годов, растянулась на десятилетия, ибо по многим параметрам – материальным, финансовым, организационным, кадровым, идеологическим – она не была подготовлена. Можно сказать, что современный этап реформы, порожденной серьезными противоречиями, разворачивается на фоне обострения противоречий во всех других социальных институтах и порождает новые проблемы и противоречия.
Смена государственно-политического и социально-экономического строя в России создала принципиально новую ситуацию в сфере образования, которая не способствует укреплению социально-правовых гарантий получения образования и профессии каждым молодым человеком в соответствии с его интересами и способностями. Система образования сегодня фактически лишена условий для своего нормального функционирования. Причины этого: длительное отсутствие современной нормативно-правовой базы образования, многолетний остаточный принцип финансирования, декларативный характер определения сферы образования как приоритетного социального института. Принятие новых правовых актов (законов об общем и высшем образовании, «Национальной доктрины образования», «Федеральной программы развития образования» и др.) является лишь основой для реализации федеральной политики в сфере образования, но пока не привело к ожидаемым результатам. В последнее десятилетие не только обострились прежние, но прибавились и новые проблемы: выявились большие различия между социальными группами в отношении к профессиям, углубилось неравенство шансов на получение образования детьми из разных слоев населения, более половины учащихся старших классов и студентов вузов слабо настроены на получение глубоких знаний, не осознают их инструментальной ценности как «личностного капитала», вариативность выбора типа и формы образования во многом имеет характер «нового мифа» об образовании.
Есть ли основания полагать, что в нашей стране рыночные отношения могут стать фактором гуманизации не только школы, но всего общества? Ответ не прост, ибо все зависит от стратегического выбора модели общества и образования, которую мы хотим получить в результате реформ. Первая модель – консервативная: если общество ориентируется лишь на экономические показатели роста национального дохода, рентабельности, конкурентоспособности, то и система образования рассматривается только как сфера производства кадров. В этом случае в обществе целенаправленно будет готовиться узкая группа элиты – специалистов с высокой квалификацией, которые затем получат доступ к рычагам власти в экономике и политике. Что же касается образования широких масс населения, оно будет консервироваться на невысоком уровне. В качестве придатка к этому трудящиеся слои получат эрзац - культуру, так называемую массовую культуру.
Если же общество выбирает вторую - либеральную модель образования, то в ней функционирует другой механизм селекции. Он включает в себя большее разнообразие каналов подготовки учащихся, формальную и неформальную иерархию типов школ, открытые и латентные (скрытые) ценностные ориентации различных образовательных организаций, специфические критерии оценки успеваемости и т.п. Задача социологии образования – исследовать эти новые механизмы и в любом варианте выявлять опасные тенденции движения к недемократической модели образования, которые проявляются сегодня в России. Обновляющаяся школа (средняя и высшая) должна стать общественно-государственным институтом, т.е. открытой системой, культурным очагом общества, в механизме действия которого заложено участие общественности.
Прорыв России в XXI век прежде всего связан с опережающим развитием образования, достижением высокого уровня и качества среднего образования. Однако школа в России, являющаяся в последние годы чуть ли не единственным стабильным фактором социализации, все с большим напряжением решает эту задачу. Неоднородность современной школы (экспериментальные, профильные школы, лицеи, гимназии государственные и частные) обусловила разделение учебных заведений на массовые и элитарные и, более того, противопоставила их. Все это в сочетании с растущим социально-экономическим расслоением учащихся создает множество интеллектуальных, нравственных, психологических проблем. Одна из них в том, что происходит отход государства и общества от всеобщего среднего бесплатного образования, хотя под давлением общественности и прежде всего родителей внесены поправки в Закон РФ «Об образовании». Так, если в 1992 г. в 10 класс пришло 65% окончивших основную школу, то в 1993 г. - на 10% меньше. Параллельно шло сокращение приема в начальную профтехшколу. В результате «на улице» осталось в 1993 г. более 200 тыс. пятнадцатилетних подростков, в основном из необеспеченных семей. Данные же о различиях в социальном составе семей учащихся по двум типам школ в 21 городе России говорят, что обычные гимназии и лицеи доступны не всем детям, около 60% опрошенных взрослых опасаются, что основанием расслоения учащихся будет степень достатка родителей. За истекшее десятилетие тенденция не изменилась.
Другая опасность заключается в том, что предпринимаемые попытки изменить тип образования, закрепляя его содержание только на основе государственных стандартов, без введения новых предметов и интегративных курсов, мало что способны действительно обновить и могут обеспечить лишь очередную смену лозунгов при сохранении сложившейся модели образования. Так, обучение информатике в школе дает знания о пользовании компьютером, но не обеспечивает выхода в образовательное информационное пространство, условием пользования которым является принципиально иной профессиональный уровень подготовки педагогов. Гуманизация и гуманитаризация образования, возведенная Законом РФ «Об образовании» в статус принципов государственной образовательной политики, также может быть реализована только на основе содержания, подготовки и переподготовки педагогических кадров. Пока же более половины учителей школ по-прежнему видят цели образования только в получении современных научных знаний, при этом меньшинство понимает сущность науки как элемента культуры. Формирование качественно новой педагогической среды является не только условием открытости ее инновациям, но и основанием их реализации. Для социологов сегодня важно организовать мониторинг инновационной деятельности в школах и ее социальных последствий.
Принцип регионализации образования породил ряд новых проблем, связанных с его содержанием. Ясно, что образовательные программы должны содержать знания культуры общечеловеческой, российской и того этноса, который проживает в регионе. Но возникает проблема их оптимального сочетания, особенно в многонациональных регионах. В национальных школах русский язык становится факультативным, происходит отрыв нового поколения от русской и, следовательно, от мировой культуры. Политические амбиции местных лидеров проявляются в их стремлении к созданию «чисто национальных» систем образования.
Неоднозначным оказался процесс приватизации государственных школ и вузов и тем более принятие закона «О разгосударствлении в образовательной сфере». Передача учреждений образования с федерального уровня на региональный ухудшила их материальное положение, особенно в экономически слабых регионах, облегчила их переход в частные руки по решению местных властей, которые более зависимы от местных коммерческих структур. Это привело к массовому закрытию дошкольных учреждений, дворовых дошкольных клубов и учреждений начального профессионального образования.
Остаются необходимыми качественные изменения в сфере профессиональной подготовки и переподготовки кадров, профессионального образования молодежи в первую очередь. До крайности обострилось противоречие между перспективными потребностями общества и сегодняшними интересами молодежи, которой все труднее решать проблему своей профессиональной подготовки и трудоустройства. Она вынуждена приспосабливаться к положению, сложившемуся на рынке труда и в системе профессионального образования. В условиях экономического кризиса в среде старших школьников теряют престиж основные профессии сферы производственного труда, становятся популярными занятия, связанные с коммерческой деятельностью и возможностями получить рабочее место в частном секторе. Произошло резкое падение престижа учебных заведений системы начального и среднего специального образования. С другой стороны, сокращение бюджетного финансирования, отсутствие мер поддержки отраслей и предприятий привели к закрытию многих профтехучилищ. Колоссальные средства были потеряны, и в то же время именно эта организационная структура системы образования больше, чем другие, оказалась не соответствующей новым требованиям.
Многие проблемы присущи также высшей школе, насчитывающей сегодня 600 государственных и 350 негосударственных вузов. Главная из них – качество выпускаемых специалистов, неудовлетворенность социальных ожиданий выпускников. Принцип выживания любой ценой заставляет специалистов искать работу не по профилю, часто не требующую высшего образования. Так, из выпускников высшей школы устраивается на работу по специальности лишь половина. Еще одна группа проблем, обусловленная переходом общества к рыночным отношениям, связана с приватизацией вузов, сдачей площадей в аренду при нехватке их для учебных занятий. Трудное материальное положение вынуждает вузы принимать кого угодно из абитуриентов, если они могут оплатить будущее обучение. О высшей школе так же, как и о средней, можно сказать, что она становится каналом социального расслоения, служит фактором его переноса на молодое поколение, углубляет общественное неравенство.
Наисерьезнейшая проблема лежит в сфере воспитания молодого поколения. Образовательной системе сегодня очень сложно выполнить эту функцию, так как радикальная социокультурная трансформация общества породила социальную аномию – потерю идеалов и жизненных ориентиров. В таких условиях традиционный механизм передачи социокультурных норм становится малоэффективным. Появилось равнодушие массовой школы к судьбам детей, к их воспитанию: по оценкам экспертов, сегодня более 2,5 млн. детей не учатся и не работают.
Проблемы и трудности развития образования в России рассматривались на заседании Государственного Совета при Президенте РФ. Принятые Госсоветом решения стали основой для разработки «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», принятой затем Правительством РФ. Концепция модернизации основывается на плане действий Правительства России, в котором определены задачи дальнейшего развития – модернизация экономики и государства, формирование гражданского общества и вытекающий из них социальный заказ системе образования на формирование личности сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе, неприемлющего силовых методов решения политических и социальных конфликтов внутри страны и готового защищать её от агрессии. В концепции модернизации выделены шесть основных направлений перехода к новым принципам организации образования:
1. Государственные гарантии, доступность и равные возможности получения образования;
2. Повышение качества общего и профессионального образования;
3. Формирование эффективных экономических отношений в образовании;
4. Повышение социального статуса и уровня профессионализма педагогических работников;
5. Повышение роли общественности в разработке и реализации образовательной политики;
6. Формирование системы общественно - государственного заказа на образование и контроля за эффективностью использования профессионально-образовательного потенциала работников.
Проблемы и трудности модернизации системы образования в России не могут быть решены только такими мерами. В основе изменения образовательной системы должна лежать определенная последовательность согласованных политических, экономических, управленческих, организационно-методических действий по формированию образования нового типа.
Сегодня образование России подвергается все большему влиянию глобальных социокультурных перемен, происходящих в мире. Формируется мировое образовательное пространство, и этот процесс весьма противоречив. Глобализация современного развития усиливает разрыв связей между наукой и образованием, сознанием человека и национальной культурой, к которой он относится, что ведет к кризису социализации личности. Современная система образования должна остановить движение человечества к экологической и социокультурной катастрофе, утвердив гармонию технической, материальной и духовной культуры общества. Эти проблемы глобальны, но способы их решения имеют национальный характер.
Образованию России необходима не только новая идеология, новая стратегия развития но и другие лидеры и менеджеры. В основу идеологии модернизации образования заложены критерии национальной безопасности, что определит действительный приоритет образования в государственной политике России.
Вопросы для самоконтроля
- Что такое социальный институт? Назовите базовые институты в любом обществе.
- Каковы основные функции социального института образования?
- Почему сейчас особое значение приобретает развитие потребности в образовании?
- В чем для Вас заключается личностная ценность образования?
- Какие элементы структуры и механизмы социального института образования неэффективны, на Ваш взгляд, в современных условиях?
- Выделите основные направления модернизации российского образования. Какие из мер Вы считаете наиболее эффективными? Почему у мероприятий модернизации число сторонников и противников примерно равное?
Литература
- Валицкая А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие //Педагогика. № 7. 2001.
- Гаврилюк В.В. Социология образования. Тюмень, изд. ТГУ. 2003.
- Дидковская Я. Динамика профессионального самоопределения студентов //Социс. 2001. № 7.
- Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М., 2003.
- Железнякова С. Соиокультурные ориентации учителей //Социс. 2001. № 4.
- Зборовский Г.Е. Образование от XX к XXI веку. Екатеринбург, 2000.
- Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М., 2002.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Стандарты и мониторинги в образовании. 2002. № 1.
- Крухмалева О. Современные тенденции в получении образовательных услуг //Социс. 2001. № 9.
- Образование в XXI веке: проблемы и поиски их решения. Челябинск: Южно-Ур. кн. изд. 2003.
- Осипов А.М. Общество и образование. Лекции по социологии образования. Новгород, 1998.
- Практикум по социологии молодежи. Екатеринбург, 2000, гл.2,3.
- Профессионализм и социальное самочувствие педагогических работников Свердловской области. Екатеринбург. 1994.
- Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи. М.2002.
- Система образования Свердловской области в 90-е годы: риски развития. Екатеринбург, 2001.
- Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: перспективы модернизации. Екатеринбург, 2002. с. 51-80, 102-105, 117-130.
- Шереги Ф. Педагогический потенциал российских вузов. М., 2002.