Система образования как социальная организация

В современной западной социологии система образования рассматривается в качестве одного из типов формальной организации. В любой такой социальной организации можно выделить три элемента - позиции, нормы, органы. В образовании -это известные учебные заведения: дошкольные, школьные, профессиональные, высшие и средние. Наряду с ними в обществе функционируют и другие разнообразные относительно устойчивые организации, которые ставят своей целью обучение, не обладая при этом официальным статусом (см. табл. 2).


Таблица 2.

ОБЩЕЕ И ПРОФЕСИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

 

ДНЕВНОЕ, ЗАОЧНОЕ, ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДОКТОРАНТУРА (2-3 года) Защита диссертации. Диплом доктора наук. Внешкольные учреждения образования и воспитания детей по интересам (дома творчества детей, станции юных техников, экологов, туристов, клубы подростков, музыкальные, художественные, спортивные школы, библиотеки детские) Профессиональная подготовка (обучение на рабочем месте, курсы, школы мастерства, стажировка, институты повышения квалификации) Политическое, экономическое образование (система лекториев, курсов, семинаров, обучающих программ в СМИ) Общекультурное развитие (университеты культуры, библиотеки, клубы, программы в СМИ, национально-культурные объединения) Самообразование (сопутствующее и автономное)
АСПИРАНТУРА (очная - 3 года; заочная – 4 года) Защита диссертации. Диплом кандидата наук
Университеты классические, 5 лет – диплом специалиста; 4 + 2 года: Диплом бакалавра Диплом магистра Институты, институты технические, транспортные, строительные, сельскохозяйственные; 4 – 5 лет – Диплом специалиста-инженера Университеты, академии, институты просвещения, экономики и права, здравоохранения, искусства и культуры; 5-6 лет – Диплом специалиста
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
I Общеобразовательная школа 10-11 (11-12) классы, 15-18 лет Документ – аттестат зрелости     II Средние профтехучилища, технические лицеи (учреждения начального профессионального образования) Документ – свидетельство об окончании III Средние специальные учебные заведения (на базе основной или полной средней школы: техникумы, училища, колледжи) Документ – диплом о среднем специальном образовании
ПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ОСНОВНАЯ ШКОЛА (НЕПОЛНОЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) 5 – 9 (10) классы (10-15 лет) Документ – свидетельство об окончании
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (1 – 4 классы) (6,5 – 10 лет)
ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ (ДОУ) с 3-х до 6 – 7 лет
БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 


Есть многие формы институционализации заведений, принимающих на себя функции обучения. Это может быть связано со значительно меньшей зависимостью от официальных органов: таковыми являются частные или созданные общественными организациями учебные заведения. Некоторые формы и элементы институционализации образования перестают соответствовать современным условиям, оказываются архаичными. Например, особенно сложная ситуация сложилась у нас в системе начального профессионального образования. Именно в этом звене системы образования накопились самые серьезные проблемы, которые требуют ее реорганизации, без чего невозможно сохранить масштабы общедоступного и бесплатного начального профессионального образования, поддержать общественный статус обучения.

Есть и официально не признанные государством организационные системы, осуществляющие обучение вразрез с интересами общества и государства. Так, известно, что для многих осужденных пребывание в местах заключения становится своего рода школой преступной деятельности. Подобное «обучение» происходит и в преступных группах «теневой экономики», бандитизма. Такого рода «школы» располагают своими методами, приемами обучения. Чтобы резко изменить установки «учеников», их опутывают корпоративными отношениями, используют не только запугивание, подкуп, но и вводят в реальные ситуации преступного действия. Деятельность такого рода асоциальных школ недостаточно изучена юристами, социологами, педагогами.

Как социальная организация система образования характеризуется иерархической структурой управления: от аппарата министерства, департаментов образования до завучей и директоров школ, ректора и деканов в вузах. Кроме того, существует иерархия преподавательских должностей и званий в вузе (от ассистента до профессора), а в школе – учителей по категориям.

Главная особенность социальной структуры образования связана с процессом социального взаимодействия двух основных групп – учителей и обучающихся. Характеристикой, социальным признаком, по которому учащиеся и обучающие выделяются в общественной структуре, является необходимость приобщения учащихся к культуре, но не просто в форме технологической готовности к действиям в той или иной сфере общественной жизни, путем усвоения отдельных ориентаций и умений, а через присвоение культуры в ее социально-генетическом качестве - интеллигентности, через прикрепление к какой-либо субкультуре.

Для уточнения социальных характеристик учащихся и педагогов обратимся к их социально-ролевым позициям в учебном процессе. С вычленением сферы образования, обособлением педагогического труда ролевая позиция профессии «учитель» приобретает новый аспект. Это мастер, который умеет научить, знает, чему конкретно учить, как привить навыки, как раскрыть индивидуальные способности учащихся. Учитель - это лидер, способный к творчеству и увлекающий на этот путь своих учеников. Категория учителей с устойчиво высоким рейтингом отличается от других коллег прежде всего рядом особых субъективно-личностных качеств. Однако сами школьные педагоги (по материалам исследований в Свердловской области) в выборе наиболее значимых профессиональных качеств поставили на первое место формально-ролевые требования, такие как хорошие знания по предмету и умение найти общий язык с учащимися (13, с. 25). Учащиеся же отдают предпочтение таким личностным свойствам учителя, как чувство юмора, любовь к детям, обаяние. Кроме того, они считают, что любой учитель должен помочь им разобраться в их проблемах. Необходим учитель – духовный наставник, психолог, учитель - профессионал, готовый к диалогу, к совместному поиску и сотворчеству. Творческая индивидуальность учителя должна проявляться не только в стремлении к поиску нового, но и в способности к самосовершенствованию, изменению самого себя.

Особый статус учителя поддерживается институциональными средствами – обучением, аттестацией, правами учителя. Нормативное содержание его действий нуждается в постоянном подкреплении общественным авторитетом, который складывается как из мастерства учителя, так и из более широкого социокультурного содержания его личности. В том же исследовании, выбирая наиболее значимые качества, лишь 25% учителей отметили в числе необходимых широту культурных интересов, понимание молодежных проблем, умение разбираться в вопросах общественный жизни, интерес к инновациям. Кризисное состояние экономики и культуры привело к падению общественной ценности образования, а престиж учительского труда снизился настолько, что сегодня можно говорить о кризисе профессии учителя. По данным опросов учителей Сибири, Дальнего Востока, 61% учителей идут в школу с постоянным беспокойством и тревогой. Они связывают это не только с низким уровнем жизни, невысокой заработной платой, но и с долгим отсутствием четкой государственной программы перестройки школы. Причины трудностей, возникающих в профессиональной деятельности, большинство уральских педагогов связали с ситуацией в системе образования (10, с. 65), когда перед школой стояла проблема выживания, а не реформирования, не развития.

Какова же роль ученика во взаимодействии с учителем в учебном процессе? Она связана не только с выполнением заданий, программ, а с освоением социального вида деятельности - обучения, с превращением его в субъект образования и далее – в субъект собственной жизни. Именно мера утверждения самостоятельности учащегося составляет основу вертикальной стратификации учащихся как социальной группы. В вузе студент должен реализовать способность, по выражению немецкого философа И.Г. Фихте, “стать собственным учителем”. Вертикальная мобильность обучающихся институционализирована (от дошкольников до студентов вузов) и достаточно изучена в педагогике. На этой лестнице социальных слоев социология образования может дать педагогу индикаторы социальной зрелости учащегося каждой из ступеней, отражающие то, что принципиально меняется в статусе. Особенно важно это сегодня в условиях многообразия типов учебных заведений и перехода к многоуровневой системе высшего образования. На каждой ступени вертикальной стратификации складывается сеть горизонтальных групп (страт). Критериями их выделения становятся различные факторы. Они могут быть детерминированы внеучебными социальными условиями, например, семейно-бытовыми, и дифференцировать группы детей по доходу, уровню жизни семей (на богатых, обеспеченных и бедных), по уровню образования и культуре родителей. Основой дифференциации могут быть факторы, связанные со спецификой образовательных учреждений в системе общего среднего образования, в государственных и частных школах, гимназиях, лицеях, других организациях.

Методы социологии позволяют диагностировать состояние и динамику интересов и деятельности социальных групп в сфере образования. Можно выделить некоторые тенденции в изменении социальной структуры сферы образования:

1. Вовлечение в сферу образования все более широких групп общества из разных профессий и поколений. В системе переподготовки и повышения квалификации специалистов, которая включает около 800 видов учебных заведений, проходят повышение квалификации и профессиональную подготовку более 1,5 млн. руководителей и специалистов.

2. Происходит увеличение контингентов не только учащихся, но и обучающих. Растет доля лиц, участвующих в обслуживании учебного процесса, в сфере образования в целом. Это происходит за счет методических центров, персонала инфраструктуры, а в последнее годы особенно за счет расширения управленческо-административного аппарата.

3. Противоречиво проявляется тенденция взаимодействия социальной структуры общества и социального состава учащихся. Так, несмотря на усиление престижности образования, оказалось, что за период «перестройки» (1985 – 1994 гг.) только каждый второй ребенок оканчивал среднюю школу, еще 10 – 15 % получили среднее образование в ПТУ, колледжах, ССУЗах. За годы обучения в школе бросают учебу около 3 % детей, а после основной ступени – до 25 %. Сегодня даже в сельскохозяйственных вузах число студентов из села составляет немногим более 50%. Растет взаимный обмен специалистами между сферой образования и другими сферами производственно-трудовой деятельности. В политике США в области образования этот фактор просматривается как своеобразный инструмент профессиональной ориентации, обеспечивающий приток разных специалистов в систему образования. В нашей же стране, напротив, продолжается отток специалистов из системы образования.

4. Намечается тенденция все большего разнообразия в структуре ценностных ориентацией учащихся. Она отражает процесс дифференциации видов человеческой деятельности и усиливается спецификой социально-экономической трансформации российского общества. В этих условиях учителю от ученых–педагогов и социологов нужны научно-обоснованные типологии учащихся и студентов, позволяющие им сориентироваться в разнообразии их способностей и интересов. Социологией образования накоплен определенный опыт построения различных типологий, в частности, студентов. Только по отношению к учебной деятельности выделяется от 10 до 18 типов студентов: от «академика» и «прагматика» до «потребителя» и «романтика- мечтателя». Выявлена высокая ориентация молодежи на высшее образование. За период 1992 – 2000 гг. прием на дневную форму обучения вырос в 1,5 раза, на заочную – в 3,2 раза. Это обусловлено тем, что образование выступает для молодежи в качестве способа и инструмента изменения (повышения) статуса. Однако проблема профессионального выбора становится для учащейся молодежи все более актуальной. На этот выбор оказывает серьезное влияние представление о престижности профессий. По данным одного из исследований (3), шкала престижа профессий у молодежи конца 90-х гг. XX века выглядит по мере снижения значимости так: банкир, юрист, министр, врач, менеджер, профессор, программист, офицер, бухгалтер, журналист, владелец магазина, политик, телохранитель, школьный учитель, «авторитет», милиционер, инженер, рабочий, продавец, тракторист. Эта шкала сильно расходится со структурой профессий и видов деятельности, востребованных на рынке труда. И помочь молодежи осознать это – одна из важнейших задач системы образования.

Решающее место в системе социального взаимодействия, характеризующего образовательный процесс, занимают взаимоотношения между учителем и учеником. Отметим присущее этим отношениям неравенство: статус учителя неизмеримо выше статуса ученика, что обусловлено его профессиональными функциями. Однако лидерская позиция педагога в классе (или учебной группе) нередко становится господствующей, сохраняет традиционный авторитарный стиль отношений, означающий безусловное подчинение ученика учителю. Содержательной основой авторитарного стиля преподавания в педагогике является привычное понимание целей образования как процесса передачи знаний от учителя к ученику с помощью программ, методик, технологий. Ребенок, ученик оказывается средством их реализации. Но сегодня очевидно, что авторитарный стиль в обучении оказывается все более неэффективным, ибо изменилось общество, и цели образования связаны с формированием творческой, инициативной личности на базе раскрытия и реализации ее способностей сначала в учебной, а затем в профессиональной деятельности. Это понимают педагоги, и многие из них считают, что им вполне удается реализовать демократический, гуманистический стиль преподавания. Однако их мнение по этому поводу не совпадает с оценками учеников, половина которых считает, что учителя стремятся постоянно поучать их, что их отношение к ним назидательно, что действует принцип: учитель всегда прав (11, с 74).