Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений.
Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений
Представители школы научного управления и классической школы понимали значение человеческого фактора, но отводили ему второстепенную роль, ограничиваясь рассмотрением экономического стимулирования, справедливой оплаты труда и установлением формальных функциональных отношений. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.
Возникновение школы человеческих отношений связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнстерберга (1863–1916), переехавшего в 1892 г. в США и преподававшего в Гарвардском университете. Он фактически создал первую в мире школу промышленных психологов. В своей работе “Психология и промышленная эффективность”, получившей широкую известность в мире, он сформулировал основные принципы, в соответствии с которыми следует производить отбор людей на руководящие должности. Мюнстерберг был одним из основателей психотехники.
В 20–30-е годы прошлого столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек.
Наиболее яркими представителями школы психологии и человеческих отношений являются ученые экономисты, психологи, социологи: Элтон Мэйо, Фриц Г. Ротлисберг, Мери Паркер Фоллетт, Абрахам X. Маслоу, Дуглас Макгрегор, Фредерик Герцберг и др.
Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо (1880–1949).
Поводом для возникновения школы психологии и человеческих отношений послужил социальный и психологический эксперимент, проведенный группой Мэйо с целью исследования факторов, влияющих на выработку рабочих, и изыскания новых методов интенсификации труда. Работа проводилась на заводе компании “Вестерн Электрик” в г. Хоторне, близ Чикаго, штат Иллинойс.
Мэйо считается основным разработчиком теоретических основ концепции “человеческих отношений”. В развитии ее практической части принял самое активное участие соратник Мэйо по Хоторнскому эксперименту Ротлисбергер.
Эксперимент длился 8 лет до 1933 г. Это было самое крупное эмпирическое исследование из всех исследований, когда-либо проводившихся в области менеджмента.
На основании Хоторнского эксперимента было сделано много научных открытий. Основными из них являются следующие:
· все проблемы производства и управления должны рассматриваться через призму “человеческих отношений”, с учетом “социального” и “психологического” факторов;
· важность взаимоотношений между рабочими и руководителями; признание роли руководителя в формировании морального климата в трудовом коллективе;
· возникновение понятия “хоторнский эффект” – повышенное внимание к рассматриваемой проблеме, ее новизна и создание условий для проведения эксперимента способствуют получению желаемого результата.
Предметом специального исследования школы человеческих отношений становятся чувства рабочего, его поведение, настроения, убеждения и т. д.
Сторонники этого направления считали, что рабочего можно побудить работать более производительно, если удовлетворить его социальные и психологические потребности.
Мэйо считал, что удовлетворение социальных и психологических потребностей рабочих будет способствовать достижению целей и эффективности организации, повышению производительности труда.
В результате Мейо сформулировал следующие руководящие принципы менеджмента:
1. Индивиды имеют уникальные нужды, потребности, цели, мотивы.
2. Положительная мотивация требует, чтобы с рабочими обращались как с личностями.
3. Личные и семейные проблемы рабочего могут неблагоприятно повлиять на производительность труда.
4. Обмен информацией между людьми имеет важное значение, а эффективная информация представляет решающий фактор управления.
Свои взгляды Мэйо изложил в работе “Человеческие проблемы индустриальной цивилизации” (1933), которая получила широкую известность в конце 40-х годов. В годы Второй мировой войны Мэйо продолжал исследования на авиационных заводах Южной Калифорнии. В 1945 г. вышла в свет другая известная его работа “Социальные проблемы индустриальной цивилизации”.
Постепенно сформировалась доктрина “человеческих отношений”, которая включает в себя следующие основные моменты:
· система “взаимных связей и информации”;
· беседы “психологических советников” с рабочими (“система исповедей”);
· организация мероприятий, именуемых “участием рабочих в принятии решений”;
· наличие в любой организации неформальных групп
Неформальная организация – это спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели1(Мескон МЛ., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – С.668.).
Среди первых ученых, обратившихся к проблемам поведения человека, была американский социолог Мери Паркер Фоллетт (1868–1933).
Повышенный интерес к исследованиям психологических аспектов менеджмента отмечается в работах американки Мэри Паркер Фоллетт (1868–1933), которая изучала социально-психологические отношения в небольших группах. В ее книге “Новое государство”, опубликованной в 1920 г. и принесшей ей широкую известность в мире бизнеса и государственного управления, она всячески подчеркивала важность изучения сферы человеческих отношений. Фоллетт выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон.
Фоллетт считала, что менеджер должен управлять в соответствии с ситуацией, а не с тем, что предписано функцией управления. С ее точки зрения, конфликт в трудовых коллективах при некоторых условиях может быть и конструктивным.
Именно Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как “обеспечение выполнения работы с помощью других лиц”. Это непосредственно связано с делегированием, которое означает передачу задач и полномочий работнику, который принимает на себя ответственность за их выполнение.
Фоллетт внесла значительный вклад в развитие школы психологии и человеческих отношений. Она опередила Мэйо и первой сформулировала идею о том, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а главным образом психологические и социальные факторы.
Одной из первых Фоллетт выдвинула идею “участия рабочих в управлении”. Серьезное внимание в своих работах Фоллетт уделяла проблеме конфликтов в организации. Ею была выдвинута идея “конструктивного конфликта”, согласно которой конфликты следует рассматривать как “нормальный процесс” в деятельности организации, направленный на разрешение возникших проблем.
По мнению сторонников “человеческих отношений”, производство не сможет достичь значительной эффективности, если оно не будет совершенствовать социальную организацию предприятия. В целом школа психологии и человеческих отношений рассматривала предприятие как замкнутую социальную систему и игнорировала производственные и технологические факторы. Однако несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.
Потребностей и мотивационного поведения
Примерно с конца 50-х гг. школа человеческих отношений трансформировалось в школу “поведенческих наук”, или бихевиористскую, главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук. Наиболее крупные представители этого направления: Абрахам Маслоу, Дуглаc Макгрегор, Ренсис Лайкерт, – изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, оргструктуры, коммуникаций в организациях, лидерства и т.д. Их исследования способствовали возникновению в 60-х гг. особой управленческой функции, получившей название “управление персоналом”.
В самых общих чертах главной целью “поведенческой” школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Огромный вклад в развитие бихевиористского направления и наследия Мэйо внес Абрахам Маслоу (1908–1970), американский психолог, один из лидеров так называемой гуманистической психологии. Свои взгляды он изложил в научных трудах: “Теория человеческой мотивации” (1934), “Обзор психологии”(1934), “Мотивация и индивидуальность” (1970).
Маслоу известен как создатель иерархической теории потребностей (40-е гг.), получившей название “пирамида потребностей”. В соответствии с учением Маслоу человек имеет множество различных потребностей, которые можно разделить на пять основных категорий: