Основные тенденции изменения религии и религиозного сознания в современном обществе.

Типы религиозности

Сознание (ценности) поведение (нормы)  
+ + традиционное представление о верующем, сочетание внешнего (поведения) и внутреннего (сознания)
+ верующий человек, не придерживающийся канонов и обрядности какой-либо определенной конфессии; положительно относится к различным религиозным объединениям и вероучениям, но не присоединяется ни к одному из них, полагая, что отношение к Богу, божественному началу - интимное дело каждого человека (индивидуалист)
+ религиозные конформисты, ритуалисты: посещение церкви для них является традиционным действием, потерявшим внутреннюю ценность и смысл (так надо, чтобы быть как все)
атеисты, индифферентные
– + – + верующий, не принимающий формы религиозного поведения и учения традиционных религий, предлагающий собственный вариант (основатели сект, религиозные революционеры)

 


Многочисленные исследования динамики религиозности показали, что на просторах всего постсоветского пространства проявляется бурный рост религиозности («религиозный ренессанс») и столь же интенсивное разрушение атеизма. Наиболее рельефно это проявляется в быстром росте числа религиозных объединений. Религиозные символы и сюжеты широко эксплуатируются для создания привлекательного имиджа и придания респектабельности. Религия все чаще рассматривается как фундамент подлинной морали, незаменимое средство морально-нравственного возрождения России, реабилитационное средство в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности. В сложившейся социально-психологической ситуации быстро нарастает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, происходит процесс переориентации значительных масс населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое, соединяющее в себе элементы веры и безверия. Чаще всего данный процесс связан не с глубоким осознанием «новыми верующими» сущности религиозных учений (они, как правило, их не знают), а с принятием внешних, нередко показных форм религиозной атрибутики (ношение крестиков, приобретение религиозных книг, икон, венчание, крещение детей, отпевание умерших и т.п.).

Среди причин роста религиозности в России есть временные, преходящие, связанные с особенностями переходного состояния общества, но и есть и глубинные, обусловливающие устойчивое воспроизводство религиозности на довольно высоком уровне. К числу первых можно отнести эффект психологического отталкивания от всего, что навязывалось советской системой в качестве «обязательных» убеждений и вызванную этим эффектом моду на религию («маятниковый эффект»). Многочисленная социальная база для «религиозного ренессанса» возникла вследствие массовой депривации населения, оказавшегося в результате радикальных социально-экономических преобразований «выбитым» из своих привычных социальных ячеек и не сумевшим эффективно вписаться в новую социальную реальность.

На рост числа верующих повлияла и легитимизация религии и церкви, что позволило открыто признаваться в своей религиозности людям, которые по разным мотивам раньше предпочитали это скрывать.

Наиболее интенсивно растет количество приверженцев нетрадиционных для России религиозных объединений и организаций: неохристианства, ориентализма (восточные религии), сциентизма и др. Наиболее активный интерес к нетрадиционным религиям проявляет молодежь в возрасте до 25 лет, главным образом учащиеся, студенты, а также научно-техническая, художественная интеллигенция, т.е. наиболее продвинутые группы общества, которые быстрее и тоньше других улавливают происходящие социальные перемены. Суть этих изменений состоит в переходе от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, связанному с существенной индивидуализацией бытия человека. Требования же к верующим, предъявляемые традиционной церковью, не вполне согласуются с новой социальной и технологической реальностью. Поэтому сознанию современного образованного верующего наиболее адекватными оказываются индивидуализированные формы религий, которые предлагаются нетрадиционными вероучениями.

К сожалению, наряду с формами, апеллирующими к индивидуальному сознанию и опыту верующих, все большее распространение получают религиозные секты тоталитарного типа, чьи вероучения и особенно культовая (обрядовая) деятельность направлены на подавление в человеке индивидуального начала, растворение его сознания в коллективном сознании секты и в конечном итоге - полное подчинение личности верующего руководителям и вождям секты. Очевидно, рост численности такого рода организаций можно объяснить тем обстоятельством, что в современном обществе, наряду с процессом индивидуализации бытия человека, действует и контртенденция массовизации социальной жизни, которая может превращаться в крайние формы коммунальности, позволяющие пренебречь человеком как индивидуальностью. Социальную базу подобных религиозных организаций составляют представители маргинальных групп, не сумевшие найти своего места в новой социальной реальности. Секрет успешности тоталитарных сект усматривают в умелом манипулировании основными потребностями человека: потребностью в общности, структурированности и значимости для окружающих. На развитие какого их этих двух начал - индивидуального или коммунального – в большей степени ориентирован конкретный индивид, зависит в конечном счете от множества факторов: национальных традиций, социальной микросреды, условий первичной социализации, влияния религии и т.п.

Можно согласиться с выводом американского социолога Н. Смелзера о том, что сегодня в развитых странах с христианской традицией наблюдается одно и то же явление: отчетливо возрастающий интерес к христианству и его конфессиональным разновидностям; как правило, он проявляется на уровне увлечения религиозной символикой и церковной атрибутикой, т.е. увлечение формой. В то же время на уровне содержания, т.е. вероучения, особенностей догматики такой интерес не является характерным. Наоборот, здесь пальма первенства у нетрадиционных форм религиозных организаций.

Говоря о качестве религиозности, отметим, во-первых, что под воздействием ситуации появляется категория примкнувших, «зачисливших» себя в религию под влиянием моды, которые поступили так потому, что это сейчас принято. В результате того, что слово «верующий» становится все более респектабельным, а слово «атеист» - неприличным, мы можем наблюдать, как атеизм очищается от тех, кто считал себя атеистом скорее из конформистских соображений, а вера замутняется, ибо к ней примыкают не только в связи с изменившимся мировоззрением, но и следуя новой моде.

Качество религиозности проявляется и в том, что религия понимается не столько в «религиозном» смысле, сколько в социально-гуманитарном, как средство поддержания культуры и морали. Многие верующие концентрируют внимание на том, что религия полезна для общества, для поддержания нравственности, что говорит скорее о их приверженности идеям гуманизма, чем о настоящей, искренней и глубокой религиозной вере.

Наметился разрыв между личной верой в Бога как состоянием сознания и культовым поведением как выражением этой веры. По результатам социологических исследований, свою приверженность религии декларировали 40% россиян, при этом регулярно посещали богослужения не более 8%. Эти процессы отдаления верующих от религиозных институтов не в последнюю очередь связаны с многочисленными скандалами и чересчур активным участием церкви в мирских делах.

Опираясь на перечисленные выше тенденции и процессы, некоторые ученые и представители духовенства делают выводы о кризисе религии как социального института. Нам представляется, что правильнее говорить о модернизации религии под воздействием тех радикальных изменений, которые произошли при переходе от традиционного к постиндустриальному и информационному типу общества.


Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит специфика социологического подхода к изучению религии?

2. Какие функции в обществе выполняет религия?

3. Каковы основные типы религиозных организаций?

4. Что такое уровень и степень религиозности? Критерии религиозности.

5. В чем причины роста интереса к религии в России?

6. Почему альтернативные религиозные организации оказываются более привлекательными, по сравнению с традиционными церквями?

Литература:

  1. Воронцова Л.М., Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании//Социс.1995 №11
  2. Гараджа В.И. Социология религии. М. 1996.
  3. Кеначаев С.А. Религиозная ситуация в постсоветской России: особенности процесса секуляризации //Трансформация идентификационных структур в современной России. М. 2001.
  4. Кублицкая Е.А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения //Социс. 1990. № 5.
  5. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России // Социс. 1995. №11.
  6. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социс. 1998. № 6.
  7. Новикова Л.Г. Основные характеристики динамики религиозности населения // Социс. 1998. №9.
  8. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социс. 2001. №7.
  9. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М. 2001.