Типы религиозных организаций.

В социологической литературе выделяются три основных типа религиозных организаций, которые можно рассматривать и как этапы развития религиозной организации: секта, деноминация, универсальная церковь.

Согласно классической теории происхождения религиозных групп М. Вебера и Э. Трёльча, секта является исторически первичной формой религиозной организации, которая впоследствии может развиться в церковь. Как правило, сектантское движение служит выражением социального протеста, хотя и не всегда осознанного, оно рекрутирует своих членов из малообеспеченных слоев общества, испытывающих социальную депривацию, и поэтому в большинстве случаев является дестабилизирующей общественной силой. Секта- это религиозная группа, структурированная в организацию, относительно немногочисленная (но иногда и массовая), занимающая либо индифферентную, либо агрессивно враждебную позицию по отношению к миру в целом, обществу и государству. В сектах, как правило, сильны настроения избранничества, стремление к нравственному совершенству, в них, в отличие от церкви, подчеркивается равенство всех членов, институт священства не играет такой роли, как в церкви, либо просто отсутствует. Характерными особенностями религиозного сектантства являются: 1) претензия на исключительность вероучения; 2) стремление к максимальной изоляции своих членов от окружающего мира, полное отвержение мирских ценностей и связей. От адептов (приверженцев) требуют разорвать все связи с внешним миром (в том числе и родственные) и полностью посвятить себя и свою жизнь служению; 3) отказ от многих сторон общественной жизни; 4) формирование у членов секты психологии избранности и непримиримого отношения к инакомыслящим; 5) соблюдение строгой дисциплины и выполнение всех предписаний секты; 6) руководители религиозных сект, как правило, претендуют на роль «небесных избранников» - «гуру», «мессия», «живой бог» и т.п.

Деноминация- это религиозная организация, находящаяся на промежуточной стадии развития между сектой и церковью. Существует два основных пути их возникновения: многие деноминации начинали свое существование как секты, возникая вокруг новых религиозных учений, некоторые явились следствием раскола в рамках традиционных религий. В отличие от сект, которые, как правило, стоят в оппозиции к государству и господствующей идеологии, деноминациям присуща тенденция к компромиссу со светской властью. Деноминация отличается веротерпимостью, отсутствием жесткой дисциплины и давления догматики, а также деления на священство и мирян. В отличие от универсальных церквей, деноминация не так многочисленна, поскольку обычно ограничена классовыми, национальными, расовыми или другими рамками. В современном обществе наблюдается рост религиозных организаций именно этого типа. Исследователи считают это следствием распространения идей религиозного плюрализма как наиболее адекватных потребностям людей в современном сложно структурированном обществе. Видимо поэтому наибольшее развитие деноминации получили в США - «стране индивидуалистов», где их сейчас насчитывают более двухсот.

Универсальная церковь – это крупномасштабная, разветвленная и дифференцированная религиозная организация, характеризующаяся концептуальной отработанностью базисной доктрины, удовлетворяющая запросы огромных масс людей на всех социальных уровнях, являющаяся интегральной частью существующего социального прядка.