Функции религии.
В советской антирелигиозной пропаганде очень часто проводилась мысль о том, что религия - это феномен, который возник на заре человеческой цивилизации из-за недостатка научных знаний, необходимых для объяснения природных явлений. Следовательно, развитие научного знания неизбежно приведет к разоблачению «суеверий» и исчезновению религии как таковой. Однако этот прогноз не только не подтвердился, но мы являемся свидетелями так называемого «религиозного ренессанса» в современном обществе, который свидетельствует о том, что нет прямой зависимости между уровнем развития научного знания и религиозностью населения. Религиозный ренессанс свидетельствует о существовании у религии ряда функций, которые остаются востребованными в современном обществе. Рассмотрим наиболее важные из этих функций.
1. Мировоззренческая функция: любая религия дает человеку ответ на вопросы о смысле жизни, организует систему мировоззрения, определяет понимание мира, его устройства, связи между окружающей природой, человеком и сверхестественными силами (например, буддисты верят, что души на пути к совершенству проходят через многочисленные воплощения, поэтому в буддистской системе мироздания жук не менее важен, чем человек; напротив, христианство ставит человека над сотворенным миром, ибо только он сотворен «по образу и подобию божьему»).
2. Компенсаторная функция: религия помогает человеку примириться с неизбежным (смертью), даруя утешение и надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни (болезни, бедность, социальное неравенство). Религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида (природные катаклизмы, войны). Другими словами, религия помогает компенсировать депривацию (состояние, возникающее в том случае, если индивид или группа обделены в социальном, экономическом или политическом плане), а состояние депривации, в свою очередь, порождает новые религиозные группы и стимулирует их развитие.
3. Интегрирующая функция: заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.
4. Социально-дифференцирующая: принадлежность к той или иной религии, конфессиональной группе не только объединяет людей, но и отличает их от других групп верующих, т. е. становится одним из факторов стратификации общества.
5. Социально- регламентирующая функция: любое религиозное учение содержит не только правила и нормы, касающиеся религиозной практики, но и нормы, регулирующие повседневную жизнь людей: так из Десяти заповедей только 4 касаются отношений человека и Бога, остальные шесть содержат наставления для повседневной жизни и общения людей: «не убий», «не укради» и т.д. Наиболее ярко наличие у религии этой функции продемонстрировал М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма»: ему удалось доказать наличие связи между религиозными нормами и экономическим поведением человека. Он убедительно показал, каким образом идеология протестантизма привела к вершинам успехов предпринимательской деятельности представителей именно этого религиозного направления, проповедующего аскетизм, бережливость, культ труда В этой связи напрашивается сравнение со старообрядческой ветвью православия: по данным А.П. Шихирева, 2% старообрядцев дали 80% представителей купеческого и предпринимательского мира России конца XIX - начала XX вв.
6. Охранительная функция (функция сакрализации): эта функция связана с освящением существующего социального порядка, сопротивлением изменениям. Эту функцию, как правило, выполняют те религиозные организации, которые тесно связаны с государством и заинтересованы в его стабильности: церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям. Примером реализации этой функции могут служить отношения между церковью и монархией в дореволюционной России: царя называли «помазанник Божий», подчеркивая тем самым, что источник его власти находится вне суетного мира и поэтому требует беспрекословного подчинения от его подданных, которые в большинстве своем являлись верующими людьми.
7. Социально-критическая функция: в каждой религии заложен очень мощный нравственный ценз, который обусловливает наличие критического потенциала у религиозных организаций. Наиболее ярко этот потенциал проявляется у религиозных организаций, не укорененных в системе властных отношений.
Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия выступает одной из форм самоорганизации общества и поэтому сохраняет свою значимость и в современном обществе.