Предприниматели и предпринимательство
Предпринимательство – новое явление в нашем обществе, утвердившее себя за короткий срок и вызвавшее определенные социальные ожидания. Многие видели и видят в предпринимательстве своеобразную панацею от напастей, срочную социально – экономическую помощь. На деле все оказалось непросто, и первоначальный энтузиазм относительно роли и места предпринимателей в российском обществе подчас сменился разочарованием. Наша задача – непредвзято взглянуть на предпринимательство и предпринимателей.
Экономисты рассматривают предпринимательство как функцию, необходимую для успешного экономического развития. Для социолога важен взгляд на предпринимательство как на феномен, обусловленный социально – культурными факторами, а на предпринимателей как на социальный слой, который занимает определенную позицию в обществе и выполняет специфическую социальную роль. Трудность идентификации предпринимательства состоит в том, что слой неоднороден, включает разные группы, границы его размыты и не всегда верно обозначаются. К предпринимателям причисляют хозяйственников, капиталистов, менеджеров, создателей и руководителей новых негосударственных предприятий, массовые группы самостоятельных работников-индивидуалов. Однако не все они могут быть названы полноправными предпринимателями.
Классический тип предпринимателя производен от инновации. Он изначально не имеет капитала и не продает свой труд, зато обладает организаторскими и лидерскими способностями, инициативой, готовностью идти на риск. Благодаря такой возможности, как кредит, предприниматель мобилизует факторы производства и, получив их в свое распоряжение, осуществляет инноваторскую деятельность. На Западе классический предприниматель отождествляется с активностью по созданию новых благ, нетрадиционным решением вопросов по внедрению новых технологий, продуктов и услуг, поиском «новых комбинаций» управления производством.
В таком понимании предприниматель отличается от капиталиста, хотя может владеть капиталом, но чаще им только распоряжается. Он не менеджер, хотя выполняет менеджерские функции. Его задача – организовать дело, а задача наемного менеджера обеспечить устойчивый рост предприятию. Кроме этого, менеджеры ограничены в принятии решений.
Российский социолог Т.И. Заславская основными признаками предпринимательства как деятельности называет целевую установку на получение прибыли, свободу и автономность в принятии решений, самостоятельность, выражающуюся в личном риске и личной ответственности. Следовательно, предприниматели – это такой социальный слой, представители которого профессионально «делают деньги», самостоятельно распоряжаются капиталами, независимы в принятии экономических решений и берут на себя соответствующие риски.
Самостоятельные работники – индивидуалы обладают отмеченными признаками, но отличаются от предпринимателей меньшими размерами бизнеса и индивидуальным характером труда. Самая же емкая категория – хозяйственники включает как классических предпринимателей и руководителей государственных предприятий, так и всех, кто причастен к хозяйственной деятельности.
Считается, что слой предпринимателей в современном капиталистическом обществе очень тонкий и охватывает до 4% населения. В России по данным статистики в 1992 году слой предпринимателей составлял 6–8% самодеятельного населения (около 4,2–5,8 млн. человек), в 1993 году на предприятиях “нового бизнеса” было занято 22% от общей численности занятых(16 млн. человек), в 1995 – 36% от общего числа занятых (более 26 млн. человек). Однако официальная статистика относит к предпринимателям и наемный персонал, и собственно предпринимателей, составляющих незначительную долю от общей заявленной численности. Есть данные по сферам предпринимательской деятельности: 1993 году производственным предпринимательством было занято 4%, финансовым – 3%, коммерческим – 93%.
Статистика улавливает то обстоятельство, что занятых бизнесом в разных формах в России гораздо больше, чем реальных предпринимателей. Т.И. Заславская обозначает этих людей понятием бизнес - слой. К ним относятся собственно предприниматели (по данным мониторинга, проведенного в мае – декабре 1993 г., их было 11% от общего числа представителей бизнес-слоя), самозанятые (11%), бизнесмены-менеджеры (7%), полупредприниматели (46%), менеджеры-совладельцы (7%), классические менеджеры (18%).
Наиболее многочисленная часть бизнес-слоя - полупредприниматели, примечательное явление как в нашем обществе, так и в других постсоциалистических странах. Для занятых бизнесом немаловажно сохранить должность в государственном секторе в качестве страховки на случай банкротства, да и как возможность пользоваться дефицитными ресурсами, льготами, наработанными связями. К полупредпринимателям относятся и руководители крупных акционерных структур, и малоквалифицированные рабочие, подрабатывающие в свободное время.
Группы бизнес-слоя выделяются по характеру труда (управленческий и исполнительский), конкретному содержанию труда (наемный и самостоятельный), масштабам экономической деятельности, отношению к собственности. Между группами “чистых” предпринимателей внутренние границы проводятся на основании масштабов и сферы хозяйствования, происхождения капитала, характера опорных связей, политического влияния.
Каналы рекрутирования предпринимателей в бизнес самые разнообразные.
Среди принимающих ключевые решения в российском бизнесе велика доля бывших представителей “партийно-хозяйственной номенклатуры”, которая с помощью связей сумела овладеть значительной собственностью, обменяв власть на собственность. Это представители директорского корпуса бывших государственных предприятий, работники органов государственного управления и общественно-политических организаций (партия, комсомол, профсоюзы), отчасти квалифицированные специалисты. В 1993 году 70% экономической элиты составляли те, кто входил в административно-хозяйственную номенклатуру еще в 1988 году. В целом, хозяйственная элита за эти годы претерпела меньшие изменения, чем политическая. Известный исследователь бизнес-элиты О.В. Крыштановская приводит следующую картину её становления в нашей стране(10, с.8) (Табл.2).
Таблица 2