Современные проблемы межэтнических отношений в России

Этнический ренессанс в рамках бывшего Союза – это прежде всего реакция на имперскую национальную политику, преобладание унитаризма, национальную унификацию, пришпоривание тенденции сближения наций и другие мероприятия, проводившиеся на протяжении почти всей советской истории. Общий кризис системы породил этнический кризис, вылившийся в 1991 г. в распад Союза. Общемировая тенденция к этническому возрождению наложилась на специфическую ситуацию 90-х гг.: развал экономики, дефицит, бедность, инфляция, падение жизненного уровня, снижение уровня культуры и повышение уровня преступности массовых групп населения.

В условиях совмещения этнических конфликтов (начиная с Сумгаита и Нагорного Карабаха и кончая Чечней) с территориальными и экономическими образовалась особо гремучая смесь. На дату официально объявленной смерти СССР ученые зафиксировали в его пределах 164 территориально-этнических притязания и конфликта. Размер спорной территории – свыше 18 млн. кв. км., » 3/5 территории СССР. Лишь у двух из граничащих между собой 24 пар бывших советских республик нет пограничных претензий. Это Литва – Латвия и Россия – Беларусь.

В ряде регионов бывшего Союза и в России происходят межнациональные столкновения, которые часто принимают форму насильственных действий по отношению друг к другу. Например, образование в 1991 г. фактически независимой Чечни породило скрытый конфликт с властями Российской Федерации, который в конце 1994г. перерос в настоящую крупномасштабную войну. Попытки российских властей провести реинтеграцию Чечни политическими методами не были успешными. Конфликт не разрешен, он отложен. Заметим, в постсоветское время в сознании россиян появился некий новый термин – «лица кавказской национальности», встречающийся не только в средствах массовой информации, но и на страницах научных журналов, в официальных документах. Подобное отождествление, которому подвергается кавказская идентичность, несет в себе неприкрытый отрицательный заряд и конфликтогенность. Не случайно, по данным Российского независимого института социальных и национальных проблем, на открытый вопрос: «К людям какой национальности россияне испытывают чувство наибольшей антипатии?» – 14% молодежи и 13,4% представителей старшего поколения ответили: к кавказцам, соответственно12,4 и17,8% – к чеченцам, 7,4 и 6,2 % – к евреям, 5,1 и 4,4% – к азербайджанцам, 4 и 2,3% – к армянам. Похоже, распространившиеся в ходе военных действий в Чечне античеченские настроения получили обобщенное выражение в неприятии кавказцев вообще (причем вытесняющем даже синдром антисемитизма).[29]

Усилилась дискриминация национальных меньшинств, участились попытки вытеснения их за пределы республик и образования этнократических режимов. Возникла проблема этнических беженцев, численность которых трудно поддается определению. Специфика России такова, что помимо русскоязычного населения сюда устремилась многонациональная волна беженцев, особенно из Азербайджана, Армении, Таджикистана. Экономический кризис, безработица в ряде постсоветских государств приобрели гораздо большие масштабы, чем в России, уровень жизни стал также существенно ниже. Сложилось так, что преобладающая часть беженцев из представителей кавказских народов сконцентрирована в наиболее благоприятных по условиям жизни и перенаселенных районах России. Это привело к резкому взлету цен на жилье, на многие товары первой необходимости как естественное следствие притока населения с существенными денежными запасами. Обострилась конкуренция на рынке труда. Резко возрос удельный вес пришлого населения в сфере предпринимательства. Получилось, что беженцы выступили в роли новых конкурентов, а это особенно негативно воспринимается населением в условиях экономического кризиса.

Развал Союза, который формировался как унитарное государство и единое экономическое пространство, столкновения на межнациональной почве привели к серьезным материальным потерям, разрыву экономических связей. К моменту создания СНГ совокупный ущерб оценивался в 15 млрд. руб., но после этого была еще Чеченская война и другие драматические коллизии. Раздел бывшей социалистической собственности также породил массу проблем.

Не новым, но по-прежнему актуальным вопросом является положение малых народов Севера, у которых проблема выживания стоит столь же остро, как и до революции. Невероятно низкая продолжительность жизни, высочайшая детская смертность, плохое жилье, низкое качество питания, отсутствие квалифицированной медицинской помощи, высокий уровень радиационного загрязнения среды (ядерные испытания в атмосфере на Крайнем Севере в 50-60 -е гг.), непродуманное вмешательство в естественный ход жизни малых народов Севера при освоении тюменских месторождений нефти и газа, привели к ситуации, которая требует немедленной помощи государства, но все упирается в катастрофическую нехватку средств.

Усилились имевшие место и раньше антирусские настроения. На русских и русскоязычное меньшинство в национальных регионах списывают все несправедливости, имевшие место в экономической и политической сферах, в области национальных отношений в прошлом и настоящем.

Как реакция на антирусские настроения усилился русский национализм и шовинизм как в обыденном сознании, так и в общественной психологии. Понятие «национализм» имеет широкий круг ассоциаций. Национализм распространен по всему миру, но особенно опасен в многоэтнических, многонациональных государствах. Необходимо отметить, что понимание национализма в научной и политической литературе постоянно меняется. В марксистской теории под национализмом понимается система идей о превосходстве своей нации над другими, непризнание равенства народов, нетерпимость, стремление не смешиваться с другими этническими общностями. Мировая научная мысль, обобщившая опыт национальных движений, в 70-е годы XX в. предложила иное понимание. В соответствии с новой доктриной, люди для расширения свободы и самореализации должны самоидентифицироваться с этнической общностью, а раскрытие потенциала народа возможно лишь в собственном национальном государстве. Верность идее национального, этнического возрождения становится мобилизующей силой общественных движений. В английском языке термин «национализм» используется в нейтральном смысле и не содержит оценочного момента - как одобрения, так и неодобрения. Он употребляется для обозначения принципа, требующего, чтобы политические и этнические принципы совпадали. В период перестройки СССР, когда национальные движения на каком-то этапе способствовали падению тоталитарного имперского режима, понимание национализма в нашей науке и политической практике стало ближе к такой трактовке. Однако, получив свободу для себя, титульные народы в лице политической элиты республик бывшего Союза оказались неготовыми предоставить равенство другим. Политика открыто строится на доминировании коренных этносов. Практика этнических чисток, вынужденные потоки миграции в другие регионы меняют отношение к самому понятию национализма в российском общественном мнении. В публицистике и практической политике национализм все чаще стал трактоваться в прежнем негативном значении.

Обвинения в «агрессивном национализме», «национал-патриотизме», выдвигаемые в адрес некоторых республиканских лидеров и движений, порождают ответную негативную реакцию по отношению к Центру, которая переносится на местное русское население. Таков механизм возникновения межэтнического напряжения. Национализм многолик и разнообразен по содержанию, по решаемым вопросам и по формам проявления. Он может выступать в облике фашизма, расизма, под маской научности, в облике виликодержавного шовинизма, как национализм малых народов, склонных к замкнутости, обособленности, как насильственная ассимиляция малых народов (так было в Китае), как политика превосходства крупной нации над малой и т.д.

Н. Бердяев делил национализм на агрессивный, зоологический, разрушительный и национализм творческий, созидательный, способствующий прогрессивному развитию нации. Но это скорее теоретическое построение, в реальной жизни бывает трудно отделить одно от другого.

В СССР национализму противопоставлялся интернационализм. Вопросы защиты национальных интересов, ценностей, возрождения культуры, языка объявлялись рецидивами национализма. Оказалось, что это не рецидив, а вполне здравствующие явление. В 1992 г. в газете «Вечерний Екатеринбург» были опубликованы результаты социологического исследования на тему «Самочувствие проживающих в области национальных групп».[30] Не будем забывать, что в Свердловской области основное население – русское (» 80%). Результаты опроса таковы: 55% оценивают обстановку в сфере межнациональных отношений как благополучную, 37% - как плохую, из них 25% допускают обострение обстановки, возникновение межнациональных конфликтов.

О распространении в нашей жизни бытового национализма свидетельствуют ответы на вопрос о том, где чаще всего можно услышать недоброжелательные высказывания о людях другой национальности:

· Магазины и рынок – 41%. На рынке конфликт социальных ролей (ставящего чрезмерную цену продавца и покупателя, который не в состоянии приобрести необходимый товар) нередко приобретает характер расовой вражды. В результате этого – погромы «черных торговцев», которые то и дело случаются в разных городах.

· Школа – 17%. Комментировать этот факт вряд ли необходимо, дети «несут» в школу взгляды родителей;

· Армия – 15%. Советская армия, которая в официальной пропаганде называлась «школой интернационализма», в реальности создавала такие условия, которые обостряли чувство национальной принадлежности, деление на «своих» и «чужих». Характерная для армии «дедовщина» в ряде случаев приобретает форму национальных конфликтов и угнетения.

· Газеты – 10%. Искажение информации, предвзятые оценки, некомпетентные суждения, незнание истории, некорректность в языке уже давно, к сожалению, стали болезнью СМИ.

· Работа – 9%.

Особую опасность представляют профашистские организации, которые возникли в нашей стране, на родине Победы. Почти семь лет назад в России появилось «Русское национальное единство» (так называемые «баркашовцы»), которое своей целью считает сплочение и возрождение русской нации. Под нацией подразумевается триединый русский народ: великороссы, украинцы и белорусы. Остальные, по мнению «национал-патриотов», паразитируют на нашей земле и за наш счет. Сторонники таких взглядов считают, что добиться цели можно через формирование национальной идеологии и ее массированного внедрения в толпу. 17 августа 1997 г. Свердловское региональное общественно-политическое движение РНЕ получило свидетельство о регистрации ( в настоящее время запрещено) Но появились их молодые «наследники» – «скинхеды».

Правового понятия «фашизм» до сих пор не существует ни в одном законодательном акте России. Грань между проявлениями экстремизма и патриотизма, шовинизма и национализма столь прозрачна, что ее можно трактовать и как разжигание национальной розни, и как любовь к многострадальному русскому народу. В рамках столь пестрой этнической картины изменение ситуации в России возможно разными способами: с помощью системы воспитания, средств массовой информации, а также законодательных актов. Главное - нужна сильная социальная политика в сфере межэтнических отношений.

Наша нынешняя действительность диктует необходимость преодоления сложившихся парадигм мышления, поиска нетрадиционных подходов к разработке новой модели будущего России. Особенность этой модели и, пожалуй, главное звено национальной политики российского государства в начале ХХI в. видится в укреплении его внутреннего единства и неразделенности. Целостность и будущность России связаны с полиэтничностью. Не следует уповать на этнические победы, это гибель для страны. Стало очевидным также, что попытки подогнать все национальные культуры под одну бесперспективны.


Вопросы для самоконтроля

1. Вспомните признаки и определения этноса, нации.

2. Определите понятия «национализм», «шовинизм» и «геноцид».

3. Чем, на Ваш взгляд, объясняется обострение межнациональных отношений в странах СНГ и России?

4. Какова роль этнического фактора в современном мире?

Литература

  1. Арутюнян Ю.В. О трансформации социальной структуры постсоветской нации// Социс. 1998. № 4.
  2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология: пройденное и новые горизонты // Социс. 2000. № 4
  3. Богоявленский Д.Д. Этнический состав населения России // Социс. 2001. № 10.
  4. Бондаренко Е.А. Перемены в российском обществе и их влияние на этнонациональные процессы //Россия: государство, общество, личность. М.,1997.
  5. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., Изд. Университет. книга. 2001.
  6. Волкогонова О.Д., Татаренко И.В. Этническая идентификация русских, или искушение национализмом// Социология. Этнология. Мир России.2001. № 2. Том Х.
  7. Дзуцев Х.В. Ситуация в Чечне: мнение респондентов// Социс. 2001. № 11.
  8. Дробижева Л.М. Этничность в современном обществе. Этнополитика и социальные практики в Российской Федерации//Социология. Этнология. Мир России. 2001. № 2. т. Х.
  9. Ильин В. Этносоциальная и расовая стратификация //Государство и социальная стратификация советского и постсоветского общества: 1917-1996 гг.// Сыктывкар,1996.
  10. Паин Э.А. Этнополитический маятник :цикличность этнополитических процессов в постсоветской России //ОНС. 2003. № 5.
  11. Смелзер Н. Социология. М.,1994.