Предмет этносоциологии. Основные понятия этносоциологии

Современные проблемы межэтнических отношений в России

Этносоциальная стратификация российского общества.

Предмет этносоциологии. Основные понятия этносоциологии

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ

 


Бурный рост национального самосознания. Что это – величайшее благо для развития цивилизации, открывающее дверь в новую систему мирового сообщества, к единому общечеловеческому дому, или, наоборот, «национальный СПИД», способный ввергнуть человечество в вакханалию кровавых конфликтов? В последние десятилетия усилилась значимость национального фактора в жизни многих стран и его влияние на мировое развитие. Западные исследователи называют этот феномен «этническим ренессансом» или «этническим парадоксом». Дело не в названии. Главное – понять, что за ним стоит: случайность или закономерность, каковы его причины, что он несет человечеству?

Западно-европейское сообщество выработало действенные механизмы саморегуляции и самосохранения, накопило опыт снятия межнациональных конфликтов. Однако мировое сообщество - это не только Западная Европа, США и Канада, но и страны Азии, Африки, Латинской Америки, где этих механизмов пока не существует. В бывших странах социалистического блока и в СССР аналогичные механизмы находились лишь в стадии выработки.

«Этнический ренессанс» при всей своей прогрессивности сильно усложняет проблему совместного проживания различных народов (вспомните Израиль и Палестину). К тому же демографические и миграционные процессы сильно меняют этническую карту планеты. Темпы естественного прироста населения в Европе менее 1% в год, а в «третьем мире» –3-4 %. Население развивающихся стран пока не в состоянии прокормить себя. Еще одну веху человечество миновало в 1996 г.: африканцев стало больше, чем европейцев. Полагают, что к середине XXl века население одной только Нигерии достигнет 350 млн. человек и превысит число всех европейцев. Нет гарантии, что при ухудшении экономического положения «этнический ренессанс» не станет основой новых межнациональных конфликтов. Если данные процессы сохранятся и дальше, то национальный вопрос, по прогнозам ученых, уже в ближайшее десятилетие может войти в число глобальных проблем человечества.

Этнические, национальные проблемы затрагивают судьбы каждого человека, проявляются на групповом и личностном уровне, изучаются историками, культурологами, этнографами. Исследование этнических отношений и взаимодействия этнических общностей осуществляется этносоциологией, которая занимается анализом социальных и этнических процессов, раскрывая их взаимосвязь и взаимообусловленность. С одной стороны, этносоциология вскрывает социальную обусловленность, специфику и интенсивность выражения в социальных группах их этнических черт, проявляемых в культуре, быту, языковой жизни, ценностных ориентациях, национальном самосознании, межличностных национальных отношениях и психологии, а с другой, осмысливает национальное многообразие и этнические особенности общих социальных процессов, относясь с особым вниманием к проблемам социальных отношений, социальной структуры, межпоколенной и внутрипоколенной мобильности и миграции. Социологи сосредоточены на исследовании социально-экономических, политических и, до некоторой степени, культурных последствий внедрения «этнического элемента» в структуру изучаемого им общества. Объект этносоциологии – этнические аспекты социальных процессов, социальная обусловленность и социальное разнообразие функционирования этнических черт культуры и быта в их широком понимании. Предмет – влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения; использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом их этнической принадлежности; социальная детерминированность национального самосознания, межнациональных отношений, межэтнических конфликтов.

Что затрудняет адекватное видение ситуации? Прежде всего, изъяны понятийного аппарата. Имеющиеся в социальных науках теоретические представления, концепции и понятия пока не способны, как свидетельствует развитие событий в сфере национальных проблем, не только стать эффективными ориентирами в процессе выработки и принятия политических решений, но и адекватно описать национальную ситуацию в стране. К сожалению, долгие годы комплекс национальных проблем в СССР оставался вне рамок беспристрастного, научного анализа. Теория не разрабатывалась как средство решения практических задач, она создавалась для реализации политических целей, произошла подмена теоретического знания мифологизированным. Главный миф – о том, что национальный вопрос решен раз и навсегда, на смену национальной розни пришла дружба народов.

Деление людей на «своих» и «чужих» универсально, без этого никогда не было, нет и не будет никакого человеческого сообщества. В мире насчитывается около 2000 различных народов – от мелких племен до многомиллионных наций. Государств на карте менее 200, т. е. получается, что более 90% народов входят в состав многонациональных или многоплеменных государств. Мы жили (в СССР) и живем (в России) в уникальном в этническом отношении обществе: в стране проживает более 120 наций и народностей. Большинство из них – коренные народы и народности, для которых Россия – основное или даже единственное место обитания. Кроме того, имеются представители еще более 60 народов, чье основное проживание находится за пределами Российской Федерации. Коренные народы России составляют 93% населения, из них свыше 81% – русские. Более 6% населения – народы стран ближнего (5%, например, украинцы, армяне) и дальнего (1%, например, немцы, корейцы) зарубежья.

Свердловская область тоже является многонациональной, здесь представлены все российские национальности, среди них численность свыше 10 тыс. имеют 11 народов (русские, татары, башкиры, украинцы, немцы). В 25% территориальных единиц Свердловской области выявлено » 100 сел и микрорайонов в городах с преобладанием населения нерусской национальности.

Рассмотрим некоторые из основных понятий этносоциологии.

Этнос (от греч. ethnos – народ) – етественно-исторически сложившаяся устойчивая общность людей, основными стадиальными типами которой считаются племена, нации, а в советской науке до последнего времени – народности. Условиями возникновения этноса являются общность территории и языка, обычно выступающих затем в качестве признаков этноса. Иногда он складывается из разноязыковых групп (например, многие этносы Америки), и тогда общность языка является результатом этногенеза. В ходе развития хозяйственных и других связей, под влиянием особенностей природной среды, контактов с другими народами и иных причин внутри этноса складываются характерные черты материальной и духовной культуры, групповых психологических характеристик, вырабатывается этническое самосознание, важную роль в котором играет представление об общности происхождения или исторических судеб входящих в этнос людей. Реальным проявлением этого самосознания являются употребление общего самоназвания (этнонима). Эти элементы этноса могут выступать и в роли его признаков. Сформировавшийся этнос представляет собой социальный организм, самовоспроизводящийся путем этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, традиционной культуры и быта, этнических и эстетических норм и т.д. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию национальной автономии или национального государства.

Этнос – сложное и многообразное социальное явление, потому разработка теории этноса, в частности типологизация и классификация этносов, еще не завершена, Многие советские ученые отстаивали идею панэтничности, т.е. представления о том, что этнос был и остается наиболее универсальной формой жизни людей и что каждый человек принадлежит к тому или иному этносу (теория парадигмы этнической), поэтому этнические отношения – выше, важнее всех других. Вместе с тем существует мнение, что многие люди не чувствуют себя принадлежащими к тому или иному этносу как таковому, что их социальная ориентация определяется принадлежностью к государственной, сословной или религиозной общности (например, в Индии – к определенным кастам); часть людей считают себя безэтничными гражданами мира (космополитами).

Оригинальную концепцию этногенеза создал Лев Гумилев, который считает этнос явлением не столько социальным, сколько биосферным. Подробнее теорию Л. Гумилева можно обсудить на семинарском занятии.

Вплоть до середины ХХ в. многие ученые полагали, что этничность будет постепенно терять свое значение в жизни людей вследствие тенденций модернизации, развития гражданского общества и личного индивидуализма. Однако историческая практика показала: этничность, а также связанные с ней формы национализма не только сохранили, но и усилили свою роль в социальных и политических процессах.

В современной науке принято считать, что универсального отличительного признака у этноса нет. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура иногда являются определяющими моментами, иногда нет, однако этот набор носит весьма относительный характер. Большинство его признаков значимы лишь в комплексе. Они подвижны, появляются и исчезают. Наличие огромного англоязычного мира при отсутствии соответствующего ему единого этноса – одно из доказательств этого вывода. Вынести за скобку мы можем только одно – признание каждой особью «мы – такие- то, а все прочие – другие». Противопоставление «своих» и «чужих» («мы» – «они»), данное членам этноса в рефлексии, служит как бы индикатором для определения этнической принадлежности, а тем самым и особым типом системообразущей связи в этносе. Этнос возникает как целостность, противопоставляющая себя всем остальным целостностям того же типа, и исчезает как система с потерей ощущения «своих» и «чужих». При этом, хотя этническая принадлежность и обнаруживается в сознании людей, она не есть продукт самого сознания. Очевидно, она отражает какую-то сторону природы человека, гораздо более глубокую. Таким образом, самосознание – только опознавательный знак, а не сущность предмета. Отрицать объективные законы этногенеза, независимые от законов общественного развития, значит заведомо исключить возможность постичь реальные причины и механизмы этнических конфликтов.

Стадии (и одновременно – уровни) развития этноса выражаются понятиями племя, народность, нация. Рассмотрим более подробно последнее понятие. Нация (от лат. nation – народ) – термин, чаще употребляемый для обозначения совокупности граждан одного государства. Существует несколько концепций нации, но ни одна из них не стала общепринятой. В советской науке долгое время господствовала марксистско-ленинская теория нации, однако основоположники марксизма не дали определения понятия «нация». В 1930-х гг. утвердилось данное И. Сталиным определение нации как « исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, теории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры». С середины 60-х г.г. это определение стало критиковаться, уточняться, дополняться. При определении нации стали акцентировать не этнические признаки, а признаки стадиальные и этносоциальные, отличающие нацию от исторически предшествующей ей народности. К таким признакам относятся: унификация языка (главным образом за счет распространения его материальной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации), формирование социально-классового состава, соответствующего эпохе научно-промышленного развития (наличие своего рабочего класса и интеллигенции), наличие конкретной формы государственности, а также определенная экономическая общность в рамках своей национальной государственности. Согласно распространенной среди российских ученых теории нации, она является типом этноса, характерным для развитого классового общества. Возникновение нации исторически связывается со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных и иных связей, распространением грамотности и литературы на родном языке, укреплением этнического (национального) самосознания, движением за создание национальной государственности.

Нации могут формироваться в границах централизованных государств, на базе одной или нескольких близких в этническом отношении народностей (например, французская нация), внутри полиэтнических государств (Турция, Австро-Венгрия, Россия и др.) или в форме более или менее суверенных автономий внутри многонациональных государств (например, союзные и автономные республики в СССР). В международном общении нации придается политико-этнический смысл (например, «Организация Объединенных Наций»).

В современной этносоциологической науке множество различных школ и теоретических направлений, которые методологически группируются вокруг двух принципиально противоположных подходов, воспринимающих нацию: а) как исторически возникшую на этнической основе многосвязную общность, особую социальную форму ассоциации людей; б) как продукт государственной деятельности, искусственный конструкт, природа которого неотделима от природы государства, в силу чего нация может быть только нацией-государством (государством-нацией). Следует признать, что проблема нации и государства сама по себе весьма серьезная и требует специального рассмотрения.

Одной из разновидностей этнических групп является расовая группа, представители которой отличаются от других особым сочетанием таких наследственных биологических признаков, как цвет кожи, черты лица и телосложения. Людей подразделяют на 3 расы в соответствии с биологическими различиями: «монголоидная» раса, включающая главным образом японцев и китайцев; «негроидная раса», в которую входят негры и их потомки, и «европеоидная» – к ней относятся большинство народов Европы, Ближнего Востока, Индии. Эта система классификации возникла на основе теорий XlX века, по которым каждой расе были свойственны не только специфические физические признаки (желтый, черный, белый цвет кожи, например), но и определенные интеллектуальные и моральные особенности. Существуют и другие классификации, насчитывающие до 6 разновидностей рас.

Классификации такого рода поставлены под сомнение. Социологи-исследователи считают, что нет такого феномена, как раса, основанная на объективных биологических различиях. Они полагают, что расы формируются на социальной основе и образуются в результате того, что группе предписывают реальные или воображаемые биологические признаки, на основании которых ее отличают от других групп. «Ни одно сочетание физических черт не является основой для определения расовой принадлежности; более того, любой данный признак настолько широко распространен, что не может быть доказательством расовой принадлежности. К белой расе относятся бледнокожие скандинавы, итальянцы и испанцы с оливковым цветом кожи и совсем темнокожие жители Южной Индии... Некоторые темнокожие африканцы имеют прямые волосы, узкий нос и тонкие губы; у светлокожих европейцев бывают густые курчавые волосы, широкий нос и толстые губы»,[27] - справедливо замечает Нейл Смелзер. В течение веков в результате смешения физические черты определенных рас постепенно стирались. Примером этого могут служить американцы и евреи.

Любая система межнациональных отношений представляет собой некую иерархическую структуру, где кто-то ведущий, а кто-то ведомый. Это может проявляться по-разному, в различных формах, с различной степенью открытости, но стратификация никогда не бывает на-равных. Такая система может быть долгое время относительно стабильной, но как всякая система она меняется. И любое изменение в соотношении сил, причем в любую сторону, создает проблему. У нас сейчас острота проблемы связана с общим социально-экономическом кризисом. Любить ближнего всегда трудно, но если на двоих один кусок хлеба, то предположение, что именно ближнему достался твой кусок, обычно вызывает много эмоций. Однако рост этнического самосознания и связанные с этим конфликты возникают и при улучшении положения меньшинства. Когда положение улучшается, может меняться соотношение сил. Народ, который раньше был экономически задавлен, бесправен, не имел своей духовной элиты, принимал тогда свое зависимое положение как нечто естественное. Как только положение меняется, ставится под вопрос вся система этнической стратификации. Так, в Канаде движение за независимость Квебека возникло не потому, что там ухудшилось положение франкоговорящей части населения, наоборот, оно улучшилось, и поэтому изменилось соотношение сил, так было и в Бельгии. В определенной степени это относится и к некоторым субъектам СССР .

Специальные социологические исследования на Западе (у нас ничего подобного не проводилось) показывают, что, хотя конфликты выступают в форме борьбы за национальную идентичность, за национальную культуру и т.п., природа их различна. В одном случае на первый план выступает религия, в другом – язык, в третьем – экономические моменты. Вся система этнической стратификации и связанных с ней конфликтов имеет несколько взаимосвязанных и вместе с тем автономных измерений - территориальное, языковое, культурное, религиозное, наконец, социально-экономическое. Наиболее остро национальные конфликты возникают именно там, где разные этнические группы находятся в неодинаковом, более или менее благоприятном экономическом положении.

Атрибутом этноса является не только то, что он из себя представляет, но и то, что о нем думают окружающие, ибо их мысли - это объективная реальность, в соответствии с которой они себя ведут. Вокруг каждого этноса существует целая система этнических имиджей, стереотипов, социальных ожиданий. Они могут быть самыми нелепыми, но окружающие реагируют на представителей данного этноса, исходя из имеющихся у них представлений о том, какими характеристиками они должны обладать. Это, в свою очередь, подталкивает представителей данного этноса играть навязываемые им роли. Стоит только вспомнить сконструированный этнос «лиц кавказской национальности».

Этническое пространство является объективной реальностью. Это не совокупность индивидов или групп, а пространство, насыщенное определенными отношениями, нормами, ценностями. «Мы входим в него, – замечает В. Ильин, – как входим в большое здание, и выбираем там подходящее для нас помещение (комнату, огромный зал или закуток). Как вошли, так же в принципе можем и выйти. Индивид живет в этом этническом пространстве, но он не связан с ним неразрывной нитью. Входя в то или иное этнополе, он надевает на себя соответствующий «национальный костюм», т.е. начинает жить в соответствии с нормами «своего» этноса; выходя из него, он сбрасывает прежний «костюм» и либо облачается в новый в результате ассимиляции, либо использует элементы разных «костюмов», играя роль космополита и перемещаясь в пограничной зоне между несколькими этнополями (обычная ситуация у родившихся от смешанных браков или переехавших в новую этническую среду)».[28]

Новый этнический статус личности приобретается посредством ассимиляции. Особенно легко это происходит в раннем возрасте, поскольку ребенок, по словам Л.Н. Гумилева, ни к какому этносу не принадлежит, неэтничен. Америка дает особенно много примеров смены этнической принадлежности, люди разных национальностей стремятся стать настоящими американцами.