Гипотезы

Операционализация понятий

Эмпирическая интерпретация понятий

Критерием для оценки уровня СПС является удовлетворенность профессиональной деятельностью. Следует различать:

1) удовлетворенность профессией, которая выражает отношение к социальному статусу профессии;

2) удовлетворенность трудом – отношение учителя к его реальной работе в условиях данной школы.

Соотношение этих сторон удовлетворенности профессиональной деятельностью – показатель качественного наполнения СПС.

Субъективные факторы СПС (уровень ожиданий) замеряются через оценку сравнительной значимости для учителя различных сторон его профессиональной деятельности (содержания труда, карьерных успехов и условий труда).

Объективные факторы СПС можно замерить как через оценку учителем условий своей работы и профессиональных успехов, так и с помощью информации о фактическом положении учителя (категория при аттестации, зарплата, должностное продвижение).

Социально-демографические характеристики респондента, необходимые для анализа:

пол;

возраст;

стаж работы в системе образования;

семейное положение (состав семьи).

Удовлетворенность профессиональной деятельностью в целом, удовлетворенность профессией и удовлетворенность трудом замеряются через самооценку уровня удовлетворенности при помощи шкал, представляющих диапазон мнений от “удовлетворен полностью” до “совершенно не удовлетворен”.

Качественное наполнение СПС фиксируется через мнение учителей о привлекательных- непривлекательных сторонах их профессиональной деятельности. Используем методику открытых вопросов.

Иерархия ожиданий в профессиональной деятельности выявляется путем подсчета рангов значимости различных сторон профессиональной деятельности.

1. Уровень социально - профессионального самочувствия учителей зависит от типа средней школы, причем определяющее значение имеет тип собственности.

2. В школах муниципальной собственности уровень СПС ниже, чем в школах частной собственности.

3. На качественные характеристики социального самочувствия оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы, но большее влияние - объективные.

4. Молодые учителя чаще не удовлетворены своей работой, чем учителя с большим стажем работы.

5. Уровень социальных ожиданий учителей, как правило, завышен.

Методический раздел программы

Выборка

Генеральная совокупность – учителя средних общеобразовательных школ г. Екатеринбурга. Выборочная совокупность – не менее 5% от ее численности.

Тип выборки – многоступенчатая, гнездовая. Поскольку выделяются два основания для классификации школ, предполагается многоступенчатая процедура выборки. На первом этапе формируются группы школ по критериям собственности и специфики учебных программ. Составляется полный список всех типов школ. В четырех имеющихся списках методом случайного отбора выбираются школы, в которых будет производиться опрос. Учительский коллектив - компактная группа, поэтому возможно опрашивать «гнездами», т.е. в выбранных школах опрашиваются все учителя. Это удобно и для полевого этапа, так как анкетный опрос можно провести на массовых мероприятиях (например, на педсовете).

Инструментарий исследования

Анкетный опрос выбран основным методом сбора социологической информации. Инструментарий исследования – анкета для учителей, инструкция для анкетера, инструкция для кодировщика, инструкция для ввода анкет в компьютер.

Примечание: Мы приводим только образец анкеты из-за большого объема других документов.