Теоретическая интерпретация понятий
Методологическая часть
Проблема: Мы исходим из того, что социально – профессиональное самочувствие непосредственно влияет на результат профессиональной деятельности учителя (и любого другого профессионала в системе «человек – человек»). Успешное выполнение профессиональных функций в любой сфере деятельности обусловлено тем, как человек ощущает себя в своей профессии, причем здесь важны как материальные, так и нематериальные показатели.
Объект исследования: учителя общеобразовательных школ г. Екатеринбурга.
Предмет исследования: социально – профессиональное самочувствие учительства как профессиональной группы.
Цель исследования: диагностика социально-профессионального самочувствия (СПС) учителей.
Реализация цели исследования возможна при выполнении следующих задач:
Замерить уровень и определить качественные характеристики СПС учителя.
Выявить факторы, влияющие на СПС учителя.
Провести сравнительный анализ СПС учителей разных типов школ.
Предложить управленческим структурам рекомендации по оптимизации и улучшению социального самочувствия учителя.
Учительство – социально-профессиональная группа, особенностью деятельности которой является образование и воспитание подрастающего поколения. В данном исследовании мы исходим из узкого понимания социально-профессиональной группы учительства, включающей людей, основной сферой занятий для которых является преподавательская работа в средних общеобразовательных учреждениях.
Типы школ (средних общеобразовательных учреждений). Можно выделить два основания для типологии:
по типу собственности: муниципальные и частные школы;
по особенностям используемых программ и методик: традиционные школы (используется стандартный набор программ, методик и предметов); специализированные (с углубленным изучением ряда предметов); альтернативные (обучение принципиально отличается от других набором предметов, авторскими программами, используемыми методиками).
Социально-профессиональное самочувствие (СПС) – интегральная характеристика личностного отношения к профессиональной деятельности, субъективное переживание различных ее сторон. Определяется как соотношение между уровнем притязаний и их реализацией в профессиональной деятельности.
Уровень СПС определяется в интервале между крайне позитивным и крайне негативным отношением к своей профессиональной деятельности и ее условиям.
Качественное наполнение СПС – те стороны или условия профессиональной деятельности, которые являются важнейшими при определении уровня СПС.
Факторы СПС. Поскольку СПС определяется как соотношение между уровнем притязаний и их реализацией, можно выделить две группы факторов СПС: 1) субъективные – уровень притязаний, ожиданий относительно разных сторон профессиональной деятельности; 2) объективные – реальные достижения и условия профессиональной деятельности.
Факторы СПС
субъективные: объективные:
содержание труда; степень самореализации
оплата труда в профессии;
карьера уровень зарплаты;
условия труда занимаемая должность;
реальные условия труда.