Теоретическая интерпретация понятий

Методологическая часть

Проблема: Мы исходим из того, что социально – профессиональное самочувствие непосредственно влияет на результат профессиональной деятельности учителя (и любого другого профессионала в системе «человек – человек»). Успешное выполнение профессиональных функций в любой сфере деятельности обусловлено тем, как человек ощущает себя в своей профессии, причем здесь важны как материальные, так и нематериальные показатели.

Объект исследования: учителя общеобразовательных школ г. Екатеринбурга.

Предмет исследования: социально – профессиональное самочувствие учительства как профессиональной группы.

Цель исследования: диагностика социально-профессионального самочувствия (СПС) учителей.

Реализация цели исследования возможна при выполнении следующих задач:

Замерить уровень и определить качественные характеристики СПС учителя.

Выявить факторы, влияющие на СПС учителя.

Провести сравнительный анализ СПС учителей разных типов школ.

Предложить управленческим структурам рекомендации по оптимизации и улучшению социального самочувствия учителя.

Учительство – социально-профессиональная группа, особенностью деятельности которой является образование и воспитание подрастающего поколения. В данном исследовании мы исходим из узкого понимания социально-профессиональной группы учительства, включающей людей, основной сферой занятий для которых является преподавательская работа в средних общеобразовательных учреждениях.

Типы школ (средних общеобразовательных учреждений). Можно выделить два основания для типологии:

по типу собственности: муниципальные и частные школы;

по особенностям используемых программ и методик: традиционные школы (используется стандартный набор программ, методик и предметов); специализированные (с углубленным изучением ряда предметов); альтернативные (обучение принципиально отличается от других набором предметов, авторскими программами, используемыми методиками).

Социально-профессиональное самочувствие (СПС) – интегральная характеристика личностного отношения к профессиональной деятельности, субъективное переживание различных ее сторон. Определяется как соотношение между уровнем притязаний и их реализацией в профессиональной деятельности.

Уровень СПС определяется в интервале между крайне позитивным и крайне негативным отношением к своей профессиональной деятельности и ее условиям.

Качественное наполнение СПС – те стороны или условия профессиональной деятельности, которые являются важнейшими при определении уровня СПС.

Факторы СПС. Поскольку СПС определяется как соотношение между уровнем притязаний и их реализацией, можно выделить две группы факторов СПС: 1) субъективные – уровень притязаний, ожиданий относительно разных сторон профессиональной деятельности; 2) объективные – реальные достижения и условия профессиональной деятельности.

Факторы СПС

субъективные: объективные:

содержание труда; степень самореализации

оплата труда в профессии;

карьера уровень зарплаты;

условия труда занимаемая должность;

реальные условия труда.