Возможность проведения эксперимента в социологии

Эксперимент – еще один метод сбора первичной социологической информации, описанный в литературе. Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями: исследователь создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям, гипотезам.

Эксперимент как исследовательско – преобразовательная деятельность является формой практики, поэтому его результаты применимы в качестве критерия истины. Но для достижения такой силы доказательства эксперимент должен соответствовать требованиям, которые сформировались в естественных и технических науках. Удовлетворение этим требованиям в социальных науках, в частности социологии, крайне трудно, а подчас и вообще невозможно. Мы должны быть уверены, во-первых, что именно изучаемый в данном эксперименте фактор, а не какой-либо другой является причиной зарегистрированного изменения (так называемая внутренняя валидность), и, во-вторых, в том, что выявленная зависимость закономерна в определенных условиях, что полученные выводы можно распространять на внеэкспериментальные ситуации (т.е. внешняя валидность). Вопрос о правомерности и целесообразности использования эксперимента в социальных науках является предметом дискуссий. Основой последних является специфика социальных явлений, ограничивающая возможность экспериментального метода. Сложность, многофакторность и многослойность социальных процессов, трудность, часто невозможность их формализации и количественного описания; целостный, системный характер зависимостей; опосредованность внешних воздействий через предрасположенность к определенному отношению, поведению – все это затрудняет эмпирическое выявление и доказательство причинных зависимостей. Эти и другие причины не позволяют, на наш взгляд, придавать эксперименту статус самостоятельного метода сбора социологической информации.

Хотя в литературе есть и другие точки зрения, нельзя забывать об использовании социологами методического экспериментирования. Методический эксперимент в социологии используется как разновидность специализированного исследования для обоснования адекватности методических решений исследовательским задачам. Проведенные эксперименты направлены, например, на выявление эффективности различных организационных форм стимулирования возврата анкет при почтовом опросе.

Разговор о социологических исследованиях будет неполным без упоминания об их современных формах. О методе фокус-групп, относительно недавно применяющемся в практике отечественных исследований, мы уже писали. Необходимо указать также на маркетинговые исследования и качественные методы в социологии. Вызваны они потребностями времени, в нашей стране – развитием рынка, новых форм коммуникаций, обращением к новым теоретическим объяснениям социальной реальности.