Из публикаций о предприятии

На собраниях трудового коллектива

На планерках, рабочих совещаниях

От руководителя предприятия или его заместителей

От непосредственного руководителя

Из заводской газеты, доски объявлений, радио

По слухам

8. из сообщений голосовой почты внутри предприятия

9. Другое. Что именно? Напишите __________

К преимуществам анкетного опроса можно отнести экономичность, оперативность проведения, соблюдение анонимности. Один из недостатков заключается в том, что сразу после раздачи или рассылки анкет социолог практически теряет возможность непосредственно влиять на ход опроса, как, например, в интервью; приходится сокращать число вопросов в анкете. При групповом опросе возникает опасность искажения ответов под воздействием группы.

Разновидностью анкетного опроса является почтовый опрос, в котором анкета распространяется путем самостоятельного почтового отправления по заранее отобранным адресам. Первые исследования такого типа относятся к концу Х1Х в. Так, в 1864 г. Э. Чадуик в Англии изучал ценность различных приемов воспитания детей. «Анкета для рабочих» К. Маркса, опубликованная в 1884г., была разослана через рабочие комитеты в 25 тыс. семей. В конце 1880-х гг. русские ученые Н.А. Рубакин и В.И. Орлов, рассылая анкеты, изучали читательские интересы населения России.[8]

Где используется почтовый опрос? Во-первых, в условиях ограниченных ресурсов, не позволяющих применять интервьюирование или другие методы сбора социологической информации. Известно, что с подготовкой исследования, в котором рассылаются 2-3 тыс. анкет, легко справляются 2-3 человека. Во-вторых, почтовый опрос может использоваться как вспомогательный метод наряду с получением основной информации с помощью интервью. В-третьих, доказано, что на многие вопросы, особенно затрагивающие интимные стороны жизни, при почтовом опросе респонденты отвечают более честно, кроме того, ответы в этом случае более детальные и подробные.

Кафедра социологии Уральского госпедуниверситета почтовый опрос использовала в 1989 г. при проведении второго этапа международного лонгитюдного исследовательского проекта «Пути поколения».21

От чего зависит решение потенциального респондента заполнить и отправить анкету? Прежде всего от значения, которое он придает исследованию, его интереса к тематике опроса, а также социальной активности респондента, степени анонимности опроса (в представлении респондента), готовности пойти на затраты времени в связи с заполнением и отправкой анкеты. Кроме вышеупомянутых факторов, связанных с личностью респондентов, на процент возврата анкет при почтовом опросе влияют и другие. Например, характер почтовых отправлений. Почти все методические разработки показывают преимущество использования красочных, многоцветных марок. Их следует наклеивать на конверт, в котором респонденту высылаются все полевые документы, а также на конверт, прилагаемый к анкете и предназначенный для возврата заполненного вопросника. Данные экспериментов свидетельствуют о положительном влиянии красочных, памятных марок - они увеличивают возврат на 3 – 9%. С этой же целью в конверт можно вложить небольшой сувенир - календарь, красивую открытку и т.п. Эффективно использовать необычный конверт, например, европейского образца. Социологи применяют так называемый «волновой опрос», когда вначале респонденту высылается письмо с просьбой принять участие в опросе, затем анкета, через некоторое время – напоминание о своевременной отправке заполненной анкеты и т.п. Все это делается для повышения процента возврата анкет. Достоинства почтового опроса неоспоримы. Это низкая стоимость, простота организации, значительная территория обследования, независимость ответов респондентов от влияния интервьюера. С другой стороны, именно этот метод сбора первичной социологической информации создает опасность получения групповых ответов там, где нужны индивидуальные. К тому же следует учитывать, что не все разосланные анкеты вернутся к социологу.

Прессовый опрос – метод сбора первичной социологической информации посредством публикации анкет в периодических изданиях. Студенты могут быть знакомы с подобными опросами, которые проводят «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Космополитен», «Домашний очаг» и др. Возможно, Вы принимали непосредственное участие в таком исследовании, т.е. заполнили и отправили в редакцию анкету. Сегодня этот метод активно распространяется и на новые источники массовой информации, например, на многих сайтах в Интернете можно встретить просьбы заполнить подобные анкеты.

В связи со спецификой прессового опроса, заключающейся в опосредованном характере взаимодействия исследователя и респондента, к публикуемой анкете предъявляются особые требования. Это ограниченность количества вопросов, удобная верстка анкеты, подробные инструкции и обращения. При проведении прессовых опросов социологи учитывают даже время года. Замечено, к примеру, что активность респондентов снижается в период летних отпусков и сельскохозяйственных кампаний.

Достоинствами прессового опроса являются возможность оперативного зондажа общественного мнения по конкретной проблеме, событию; экономичность, при которой затраты времени и сил социологов минимальны; возможность одновременного охвата большой территории, региона, обширная «география» респондентов; строгая добровольность анкетирования, обеспечивающая добросовестное и откровенное заполнение анкеты. К недостаткам прессового опроса можно отнести невысокую репрезентативность, несоответствие социально-демографической структуры респондентов реальной структуре генеральной совокупности (читателей издания); сравнительно невысокий возврат анкет (принято считать его не превышающим 5%); ограниченность использования в связи с небольшим объемом анкеты вопросов - шкал, вопросов - фильтров, контрольных вопросов; возможность изложения в анкете не только личного мнения респондента, но и мнения формальных и неформальных образований, к которым он принадлежит (коллег, семьи, друзей и пр.).

Прессовый опрос в большинстве случаев необходимо использовать в сочетании с другими методами социологических исследований.

Социометрический опрос часто применяется в психологии. Предложенный в 1930г. американским психиатром и психологом Дж. Морено метод в дальнейшем получил широкое развитие. Он используется для изучения малых социальных групп, видовым отличием которых являются межличностные отношения, непосредственные контакты.

Социометрическими называются методы исследования структуры межличностных отношений в малой группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тому или иному критерию. Необходимо подчеркнуть, что социологи, используя социометрические методы, шире трактуют понятия «отношения» и «выбор». В частности, под отношениями понимают не только эмоциональные межличностные отношения, но и различные другие отношения, соотношения и связи между членами группы, в том числе даже несубстанциональные, например, «стаж члена группы А больше стажа члена группы Б». Говорится о выборе во всех случаях, когда одному из членов группы поставлен в соответствие другой член группы, независимо от того, был ли это реальный выбор или исследователь установил это соответствие методом анализа документов, наблюдения или каким-либо другим способом. Например, если членам группы зачитывается некоторая история, а затем их просят указать, кто из членов группы вел бы себя так же, как герой истории, то ответы рассматриваются как выборы.

Где социологи применяют социометрические опросы? В исследовании отношений в семье, составлении сетей цитирования в научных публикациях, изучении структур сложных организаций и др. Подавляющее большинство работ посвящено эффективности социометрических методов для изучения малых социальных групп. Социометрические опросы находят применение в социальном планировании производственных коллективов, в исследовании управленческих коллективов и групп ученых, в изучении воинских коллективов, в медицине (для формирования терапевтических групп, ускоряющих процесс выздоровления больных), в педагогике и при исследовании студенческих групп, а также в других областях науки и практики.

Интервью – один из основных видов опроса, построенного на непосредственном вербальном социально-психологическом взаимодействии между интервьюером и респондентом с целью получения данных, интересующих исследователя. Интервью в большей степени, чем анкетный опрос, напоминает беседу. Однако разные виды интервью в большей или меньшей степени похожи на разговор. Интервью классифицируются по различным основаниям.

* В зависимости от степени свободы собеседника, которая выражается в наличии и форме вопросов, а также глубине ответов, различают следующие виды интервью: а) глубинное - исследователь определяет круг проблем, сохраняя полную свободу в способе ведения беседы, а респондент свободен в форме ответов; б) свободное - интервьюеру предоставляется свобода в постановке, порядке, количестве и способе выражения вопросов, но он должен собрать именно ту информацию, которая намечена темой и планом исследований; в) полуформализованное (полустандартизированное) - используется “путеводитель интервью” с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов; г) стандартизированное (формализованное) - интервьюер имеет опросник со строго оговоренным перечнем вопросов, которые, как правило, являются закрытыми, вопросы должны задаваться в одной и той же последовательности всем респондентам.

· В зависимости от числа респондентов различают индивидуальное и групповое интервью.

· В зависимости от способа общения между интервьюером и респондентом различают личное и телефонное интервью.

· В зависимости от частоты проведения интервью может быть однократным и многократным (панельным). При панельном интервью с самого начала предусматривается сбор информации от одних и тех же лиц по одним и тем же вопросам несколько раз через определенные периоды времени с определенной познавательной целью: либо проверить изменение мнений исследуемых лиц по данным вопросам, либо установить появление новых элементов в их сознании и поведении в следующем периоде.

Можно привести и другие критерии классификации, а значит – назвать другие виды интервью. Выбор конкретного типа из всего их многообразия зависит от особенностей объекта, предмета и цели исследования.

Для успешного проведения интервью важно учесть следующие моменты:

1. Место проведения интервью зависит от предмета исследования. Например, вопросы, связанные с проблемами быта, семьи, свободного времени учителей лучше выяснять в домашних условиях, а вопросы, касающиеся школы, в рабочей обстановке. Необходимое условие - отсутствие третьих лиц.

2. Большую роль в установлении контакта с респондентом играет вступительное слово.

3. Позиция интервьюера в процессе интервью должна быть нейтральной.

4. Для успешного проведения интервью необходимо создание дружеской атмосферы.

5. Темп, в котором интервьюер общается с респондентом, связан с темой интервью, зависит от нее.

Возможные способы регистрации данных – заполнение стандартизированного опросника (классификация ответов), дословная запись, запись по памяти, на магнитофон.

Информация, полученная с помощью интервью, является более полной, глубокой, определенной, чем анкетная, так как пропуск ответов исключен, неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены. Появляется возможность наблюдения за респондентом. Но метод интервью требует больших материальных и временных затрат. Он характеризуется также трудоемкостью процесса подготовки интервьюеров для нестандартизированных типов интервью. Во многих странах существуют специально организованные сети интервьюеров, подготовленных для проведения опросов. Эти люди необязательно являются социологами. В настоящее время в России идет активное развитие сети интервьюеров, и эта профессия становится распространенной. Кафедра социологии УрГПУ в 1998 г. провела большое социологическое исследование в рамках проекта «Пути поколения», основным методом которого было стандартизированное интервью. В Свердловской области были опрошены 1402 чел. Продолжительность каждого интервью составила 1,5 часа. В качестве интервьюеров мы использовали в основном безработных и студентов, многие из которых в настоящее время является профессиональными интервьюерами.[9]

Телефонный опрос. Одним из относительно новых подходов к осуществлению массовых опросов населения в нашей стране является использование телефона. Надо отметить, что телефонные опросы населения в ряде стран уже стали серьезным конкурентом такому традиционному методу сбора социологических данных, как личное интервью. Они нашли широкое применение в работе академических и коммерческих центров опросов в США, ФРГ, в некоторых других странах. Эксперименты по телефонным опросам проводились и у нас в стране. Однако лишь сейчас, в связи с увеличивающейся плотностью телефонной сети, можно говорить о реальном использовании этого метода.

Телефонный опрос привлекает социологов, прежде всего, возможностью существенным образом снизить стоимость исследования, без ущерба для качества получаемой информации. Практически все этапы проведения телефонного опроса обходятся в 2-3 раза дешевле, чем личное интервью по месту жительства. По данным американских социологов, стоимость одного телефонного интервью в национальной выборке в 5 раз меньше личного интервью, а в случае локализации объекта в пределах города – ниже, чем почтового опроса.

Оперативность телефонного опроса – большое преимущество, важное для целого ряда задач, особенно связанных с изучением общественного мнения. Меньшее число необходимых интервьюеров, возможность более гибкого управления и контроля и т.д. – все это достоинства, подкупающие исследователя.

Однако это не значит, что с появлением телефонного опроса социологи получили идеальное средство сбора данных. Многие его недостатки в сравнении с другими методами очевидны. Это требование краткости вопросника и, следовательно, уменьшение объема содержательной информации, получаемой в исследовании; это трудность равноценной замены респондентов в случае отказа от участия в опросе; это упрощенные формулировки и конструкция вопросов, связанные с особенностями общения по телефону. В отечественной социологии телефонный опрос не является широко распространенным методом сбора социологической информации как в социологических, маркетинговых, так и в политологических исследованиях.

Данные телефонного интервью фиксируются в методических документах, среди которых можно назвать бланк поиска респондентов, кодировочный бланк, вопросник. Распространено мнение, что телефонное интервью должно быть предельно коротким и занимать не более 5-10 минут. Эксперимент по изучению специфических проблем телефонного интервью (Т. Роджерс) на национальной выборке США показал, что предпринятое часовое интервью по телефону среди широких слоев населения не встретило заметных трудностей. Результатом другого национального исследования США было всего 4% незавершенных интервью при длительности беседы около 30 минут. Эти факты говорят о том, что не может быть единого решения при определении оптимальной длины вопросника.[10]

Кратко следует остановиться на методе фокус-групп, активно применяемом в современных исследованиях. Фокус-группа представляет собой фокусированное интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников «субъективной информации» о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности. Участники фокус-группы (не более 8-10 чел.) приглашаются (рекрутируются) в исследовательский центр по принципу гомогенности – основные социально-демографические характеристики, значимые с точки зрения цели исследования, должны быть приблизительно равными. Например, на определенную фокус-группу (в исследовании их обычно несколько) приглашаются мужчины в возрасте от 18 до 35 лет с высшим образованием и высоким уровнем дохода. Такой принцип позволяет повысить степень самораскрытия в ходе дискуссии участников фокус-группы. Такую задачу решает ведущий – модератор, используя сценарий фокус-группы. Ход дискуссии записывается с помощью видео и звукозаписывающей аппаратуры. После окончания фокус-группы, длящейся иногда до 2 часов, видео и аудиозапись расшифровывается – изготавливается стенограмма. Именно она и является основой для анализа и интерпретации в данном исследовании.

И, наконец, еще одна разновидность опроса - это метод экспертных оценок, т.е. получение социологической информации путем проведения экспертного опроса и получения экспертных оценок специалистов в той области деятельности, по поводу которой ведется исследование.

Особенностью метода экспертных оценок является работа с высококвалифицированными специалистами. Эксперт является участником исследования, как правило, осведомленным о его целях, задачах. Отсюда – неэффективность использования вопросов-ловушек, проективной техники и пр. Основные этапы проведения: подбор экспертов (это особенно важно), опрос, обработка результатов. Существует несколько видов отбора в экспертную группу:

1. Документальный (на основе социально-демографических данных).

2. Экспертный (на основе тестирования).

3. «Голосование» (на основе аттестации).

4. Самооценка (по степени компетентности кандидатов в эксперты).

Экспертные опросы бывают очные и заочные. Наиболее легким в организационном и экономическом отношении является проведение разового анонимного опроса, в основе которого лежит получение экспертных оценок путем опроса экспертов. В последние годы достаточно широкое распространение получил метод деструктивной отнесенной оценки, предполагающий коллективное обсуждение мнений и генерацию новых идей. Еще один из вариантов метода экспертных оценок – так называемый дельфийский метод, предполагающий проведение заочного опроса экспертов в три-четыре тура. Важной особенностью его является получение экспертных оценок с минимальным разбросом мнений, а применение наиболее целесообразно в социальном прогнозировании.

Метод экспертных оценок, как и любой метод, используемый в социологии, имеет свои достоинства и недостатки. Привлечение к экспертизе наиболее компетентных специалистов, возможность получения согласованных экспертных оценок по различным аспектам исследования, использование результатов опроса для построения аналитических и игровых моделей – эти особенности делают метод экспертных оценок авторитетным и перспективным.

К недостаткам данного метода относятся: отсутствие достаточно разработанной методики проведения экспертного опроса и методов обработки результатов, значительные затраты времени и материальных средств при его проведении.

На наш взгляд, метод экспертных оценок может быть с успехом применен в школьной практике. Описанный выше дельфийский метод прост в организации, но приносит существенную пользу. В качестве экспертов можно использовать, например, родителей – в ситуации, когда возник вопрос, требующий коллективного решения.