Опрос как метод сбора первичной социологической информации, его особенности, типология опросов

Современные представления о работе социолога связаны в массовом сознании прежде всего с проведением опросов населения по различным актуальным проблемам общественной жизни. Такое мнение имеет вполне реальную основу, хотя для социолога-профессионала его ограниченность очевидна.

Помимо социологов, опрос успешно применяют и специалисты в других областях знаний - врачи, статистики, юристы, психологи, политологи, журналисты. Каждый из студентов педуниверситета будет применять метод опроса учащихся как средство контроля за усвоением новых знаний, которые сообщаются на уроке, т.е. для оценки эффективности процесса обучения. В социологии опрос имеет свои специфические черты.

Социологический опрос - метод сбора первичной вербальной информации, целью которого является получение знаний о явлениях индивидуального и общественного сознания или об объективных фактах, событиях, процессах. Опрашиваемой группе лиц (их называют респондентами) в письменной или устной форме предлагается упорядоченный набор вопросов, объединенных общей темой исследования.

Вербальная информация, собираемая в ходе опроса, богата по содержанию, в большинстве случаев поддается количественной обработке. Опросный метод экономичен, требует меньших затрат и средств, чем наблюдение и эксперимент. Роль и значение метода опроса в исследовании тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой сферы социальной реальности статистической и документальной информацией и чем менее изучаемые явления доступны наблюдению.

Познавательные возможности метода социологического опроса связаны в первую очередь с изучением сферы общественного сознания. При этом возможны два класса познавательных задач. В первом случае метод опроса используется в ситуациях, когда респонденты (опрашиваемые) выступают уникальным источником информации об изучаемых явлениях и процессах (это могут быть потребности, интересы, мнения, оценки, ценностные ориентации, жизненные планы и т.п.). Во втором варианте с помощью метода опроса получают информацию, которая поступила не только от опрашиваемых, но и из других источников – из документов, при наблюдении за поступками и деятельностью людей, результатами их труда, предметами культуры. В этом случае существуют возможности достаточно строгой перепроверки и контроля данных, получаемых методом опроса. Например, школьника можно спросить, сколько раз в неделю он пропускает учебные занятия в школе. Сопоставив его ответ с данными классного журнала, получим информацию для дальнейшего анализа.

На качество информации, получаемой в ходе опроса, влияют факторы, связанные с личностью респондента: способность понять мотивы своих поступков, защитные механизмы психики, уровень образования, культуры, свойства памяти, установки по отношению к теме опроса. Не может не оказывать влияния и отношение к анкетеру (или интервьюеру), т.е. к человеку, проводящему опрос.

Другая группа факторов, оказывающих влияние на качество получаемой информации, связана с деятельностью исследователя. Это качество составления опросного листа или анкеты, порядок вопросов, ситуация опроса (присутствие третьих лиц, неудачное время и место, несоблюдение анонимности, плохая организация и т.п. – все это отрицательно сказывается на результатах).

В социологических исследованиях применяются различные виды опросов. Основным критерием классификации является характер социально-психологического взаимодействия между исследователем и респондентом. В интервью оно непосредственное, а в анкетировании - опосредованное.

При анкетном опросе респонденты отвечают в письменной форме на вопросы, предъявленные им в виде опросного листа или анкеты. Существенный инструмент мотивации – это содержание анкеты, введение к ней, различные комментарии и консультации.

Анкета, как правило, содержит различные функционально-психологические вопросы, с помощью которых поддерживается интерес к опросу, переключается внимание, создается атмосфера доверительности. Имеет значение также внешний вид анкеты. Серая, неопрятная, казенного вида анкета вряд ли вызовет расположение у респондента. На семинарских занятиях вам предстоит подробно рассмотреть разновидности вопросов в анкете. Последние группируются по цели, по наличию или отсутствию возможных ответов, по содержанию и т.д. Сейчас мы охарактеризуем только одну из разновидностей: открытые; закрытые; полузакрытые.

Открытыми социологи называют вопросы без заранее сформулированных ответов. Вот пример такого вопроса, сформулированного в анкете «Как жизнь, студент?». Это исследование социального самочувствия студентов было проведено кафедрой социологии УрГПУ в 1991 и 1995 гг.:

Вопрос 131. В наше сложное время не так много счастливых моментов. И все-таки, что в этой жизни Вам доставляет радость? _________

Закрытые вопросы предполагают заранее сформулированные варианты ответов. Респонденту остается только выбрать те, которые соответствуют его мнению. Существуют строгие правила составления таких вопросов. Пример таких вопросов - из “Анкеты работника” социологического исследовательского проекта “Менеджмент и трудовые отношения в современной России”, 2003-2004 гг.[7]

22. как бы вы в целом оценили отношения между руководителями и работниками на вашем предприятии? Пожалуйста, выберите только один вариант ответа

1. Очень хорошие
2. Хорошие
3. Ни хорошие, ни плохие 4. Плохие 5. Очень плохие 6. Затрудняюсь ответить

29. ВЫБЕРИТЕ ИЗ ТРЕХ ПРЕДЛОЖЕННЫХ СУЖДЕНИЙ ТО, КОТОРОЕ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ СООТВЕТСТВУЕТ ВАШЕМУ МНЕНИЮ:

1. Главной целью предприятия должно быть получение прибыли

2. Главной целью предприятия должны быть зарплата и благосостояние работников

3. Главной целью предприятия должно быть сохранение и развитие производственных мощностей

Полузакрытые – это вопросы, в которых наряду с предложенными вариантами оставлено место и для свободных ответов. Вот пример такого вопроса из указанной выше анкеты:

28. ИЗ КАКИХ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ПРЕДПРИЯТИИ?