Опрос как метод сбора первичной социологической информации, его особенности, типология опросов
Современные представления о работе социолога связаны в массовом сознании прежде всего с проведением опросов населения по различным актуальным проблемам общественной жизни. Такое мнение имеет вполне реальную основу, хотя для социолога-профессионала его ограниченность очевидна.
Помимо социологов, опрос успешно применяют и специалисты в других областях знаний - врачи, статистики, юристы, психологи, политологи, журналисты. Каждый из студентов педуниверситета будет применять метод опроса учащихся как средство контроля за усвоением новых знаний, которые сообщаются на уроке, т.е. для оценки эффективности процесса обучения. В социологии опрос имеет свои специфические черты.
Социологический опрос - метод сбора первичной вербальной информации, целью которого является получение знаний о явлениях индивидуального и общественного сознания или об объективных фактах, событиях, процессах. Опрашиваемой группе лиц (их называют респондентами) в письменной или устной форме предлагается упорядоченный набор вопросов, объединенных общей темой исследования.
Вербальная информация, собираемая в ходе опроса, богата по содержанию, в большинстве случаев поддается количественной обработке. Опросный метод экономичен, требует меньших затрат и средств, чем наблюдение и эксперимент. Роль и значение метода опроса в исследовании тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой сферы социальной реальности статистической и документальной информацией и чем менее изучаемые явления доступны наблюдению.
Познавательные возможности метода социологического опроса связаны в первую очередь с изучением сферы общественного сознания. При этом возможны два класса познавательных задач. В первом случае метод опроса используется в ситуациях, когда респонденты (опрашиваемые) выступают уникальным источником информации об изучаемых явлениях и процессах (это могут быть потребности, интересы, мнения, оценки, ценностные ориентации, жизненные планы и т.п.). Во втором варианте с помощью метода опроса получают информацию, которая поступила не только от опрашиваемых, но и из других источников – из документов, при наблюдении за поступками и деятельностью людей, результатами их труда, предметами культуры. В этом случае существуют возможности достаточно строгой перепроверки и контроля данных, получаемых методом опроса. Например, школьника можно спросить, сколько раз в неделю он пропускает учебные занятия в школе. Сопоставив его ответ с данными классного журнала, получим информацию для дальнейшего анализа.
На качество информации, получаемой в ходе опроса, влияют факторы, связанные с личностью респондента: способность понять мотивы своих поступков, защитные механизмы психики, уровень образования, культуры, свойства памяти, установки по отношению к теме опроса. Не может не оказывать влияния и отношение к анкетеру (или интервьюеру), т.е. к человеку, проводящему опрос.
Другая группа факторов, оказывающих влияние на качество получаемой информации, связана с деятельностью исследователя. Это качество составления опросного листа или анкеты, порядок вопросов, ситуация опроса (присутствие третьих лиц, неудачное время и место, несоблюдение анонимности, плохая организация и т.п. – все это отрицательно сказывается на результатах).
В социологических исследованиях применяются различные виды опросов. Основным критерием классификации является характер социально-психологического взаимодействия между исследователем и респондентом. В интервью оно непосредственное, а в анкетировании - опосредованное.
При анкетном опросе респонденты отвечают в письменной форме на вопросы, предъявленные им в виде опросного листа или анкеты. Существенный инструмент мотивации – это содержание анкеты, введение к ней, различные комментарии и консультации.
Анкета, как правило, содержит различные функционально-психологические вопросы, с помощью которых поддерживается интерес к опросу, переключается внимание, создается атмосфера доверительности. Имеет значение также внешний вид анкеты. Серая, неопрятная, казенного вида анкета вряд ли вызовет расположение у респондента. На семинарских занятиях вам предстоит подробно рассмотреть разновидности вопросов в анкете. Последние группируются по цели, по наличию или отсутствию возможных ответов, по содержанию и т.д. Сейчас мы охарактеризуем только одну из разновидностей: открытые; закрытые; полузакрытые.
Открытыми социологи называют вопросы без заранее сформулированных ответов. Вот пример такого вопроса, сформулированного в анкете «Как жизнь, студент?». Это исследование социального самочувствия студентов было проведено кафедрой социологии УрГПУ в 1991 и 1995 гг.:
Вопрос 131. В наше сложное время не так много счастливых моментов. И все-таки, что в этой жизни Вам доставляет радость? _________
Закрытые вопросы предполагают заранее сформулированные варианты ответов. Респонденту остается только выбрать те, которые соответствуют его мнению. Существуют строгие правила составления таких вопросов. Пример таких вопросов - из “Анкеты работника” социологического исследовательского проекта “Менеджмент и трудовые отношения в современной России”, 2003-2004 гг.[7]
22. как бы вы в целом оценили отношения между руководителями и работниками на вашем предприятии? Пожалуйста, выберите только один вариант ответа
1. Очень хорошие |
2. Хорошие |
3. Ни хорошие, ни плохие 4. Плохие 5. Очень плохие 6. Затрудняюсь ответить |
29. ВЫБЕРИТЕ ИЗ ТРЕХ ПРЕДЛОЖЕННЫХ СУЖДЕНИЙ ТО, КОТОРОЕ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ СООТВЕТСТВУЕТ ВАШЕМУ МНЕНИЮ:
1. Главной целью предприятия должно быть получение прибыли
2. Главной целью предприятия должны быть зарплата и благосостояние работников
3. Главной целью предприятия должно быть сохранение и развитие производственных мощностей
Полузакрытые – это вопросы, в которых наряду с предложенными вариантами оставлено место и для свободных ответов. Вот пример такого вопроса из указанной выше анкеты:
28. ИЗ КАКИХ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ПРЕДПРИЯТИИ?