Качественные методы в социологическом исследовании

Маркетинговые исследования

Возможность проведения эксперимента в социологии

Анализ документов

Метод наблюдения

Опрос как метод сбора первичной социологической информации, его особенности, типология опросов

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования возраста сегодня становятся настолько актуальны, что VI конгресс Европейской Социологической Ассоциации (Мурсия, 2003 г.) впервые включил в свою программу специальную секцию (под руководством С. Ааполы), посвященную изучению возраста.


Вопросы для самоконтроля

1. Что означает множественность времени?

2. В чем социальный смысл модусов времени? Как развивается ценностное отношение к прошлому, настоящему и будущему сегодня?

3. Что означает превращение качественного времени в количественное?

4. В чем заключается «тирания времени», и можно ли с ней справиться?

5. Каковы уроки классики и современные направления исследования социального времени?

 

Литература

  1. Артемов В.А. Социальное время. Проблема изучения и использования. М.: Наука, 1987.
  2. Веселкова Н.В. Существует ли социология времени?//Русский Социологический Форум.2000. № 1-2 (4) http://www.sociology.ru/forum/veselkova-an.html

3. Муравьев В.Н. Овладение временем. Избранные философские и публицистические произведения. М.: Российская политическая энциклопедия, 1998.

4. Орлов Г.П. Свободное время: условие развития человека и мера общественного богатства. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.

5. Патрушев В.Д., Артемов В.А., Новохацкая О.В. Изучение бюджетов времени в России ХХ в. // Социс. 2001. № 6. С.112-122.

6. Попова И.М. Представления о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени // Социс. 1999. № 10. С.135-145.

7. Институт изучения природы времени (http://www.chronos.msu.ru)

  1. Штомпка П.Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред.В.А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996.

 


 

 


В современном обществе социологические исследования стали распространенной социальной практикой. Это происходит на разных «этажах» социальной организации: с одной стороны, все больше руководителей, людей, принимающих решения, заказывают социологические исследования, с другой – огромное количество людей участвуют в социологических исследованиях (являются респондентами). Таким образом, рост интереса к социологическим исследованиям и социологической науке является одной из характерных черт современного развития нашего общества. Это неудивительно: общественные процессы усложняются, возникает необходимость познания новых феноменов и предвидения социальных последствий экономического и политического развития нашего государства. Являются ли социологические исследования очередным массовым увлечением обществоведов, или интерес к социологической информации – это ответ на запросы практики? Может ли непрофессионал подготовить и провести социологическое исследование? Как оценить проект или уже реализованное социологическое исследование? Ответы на эти вопросы мы намерены обсудить в этой лекции.

Изучая курс социологии, студенты должны помнить, что все данные, на основе которых делаются теоретические выводы, определяются направлениями развития той или иной социальной общности, получены с помощью научных методов сбора первичной социологической информации. К ним относятся социологический опрос, наблюдение, эксперимент и анализ документов. В настоящее время широкое распространение получили маркетинговые и политологические исследования. Однако их многообразие может быть сведено к основным методам социологического исследования. На особенностях исследований в маркетинге и политологии мы еще остановимся. Относительно новым явлением в отечественной социологии можно назвать качественные методы.

Социологическое исследование определяется как система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой одной целью: получить достоверные данные об изучаемом социальном явлении или процессе для их последующего использования.

Основные функции социологических исследований:

1. Отражение реального состояния социальных явлений, процессов и определение факторов, воздействующих на их изменение.

2. Выявление ведущих тенденций развития общественных отношений.

3. Обоснование планов, управленческих решений и оценка эффективности их реализации.

4. Анализ и прогнозирование социальных ситуаций.