Структура и уровни социологического знания
Структуру социологического знания можно построить в зависимости от понимания предмета науки: выделить взаимодействие социальных общностей, институтов, организаций, процессов.
Структурировать социологическое значение можно и в зависимости от уровня изучения общественной системы. Принято выделять 3 взаимосвязанных уровня: общая социологическая теория, специальные (или отраслевые, частные) социологические теории и эмпирические исследования.
Иногда говорят о фундаментальной и прикладной социологии и считают ее «двухуровневой». Фундаментальная решает чисто научные задачи: формирует знания о социальной действительности и её сферах, разрабатывает концепции, научные категории, вырабатывает логику научного поиска, определяет методы. Прикладная имеет целью найти средства для решения социальных проблем, выработать рекомендации по практическому использованию выявленных законов и закономерностей, дать прогноз возможного действия тех или иных социальных тенденций, направления развития процессов.
Сопряженные пары понятий «теоретическое - эмпирическое» и «фундаментальное - прикладное» близки, часто употребляются как синонимические, но они не являются тождественными. Так, эмпирические исследования могут проводится в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии в зависимости от решаемых задач.
Например, эмпирическое лонгитюдное исследование по международному проекту «Пути поколения», которое в течение 15 лет вела кафедра социологии УрГПУ, являлось одновременно и фундаментальным, и прикладным. Наблюдая за жизнедеятельностью одного поколения молодежи от момента завершения среднего образования до закрепления в различных статусных позициях к тридцатилетнему возрасту, ученые решали ряд задач. Когда выстраиваются модели жизненного пути, развивается теория жизненного самоопределения поколения молодых, исследование имеет характер фундаментального. Одновременно социологи на каждом этапе проекта определяли совокупность конкретных обстоятельств и факторов, влияющих на процессы самоопределения, оценивали результаты социального поведения молодежи (в сфере образования, труда, политики, семейной жизни, культуры). Они вырабатывали и рекомендации для возможного воздействия на этот процесс или хотя бы для учета его результатов в социальной политике. Это - уже прикладная часть исследования.
В теоретических исследованиях выделяют прежде всего макро- и микроуровни. Ставя целью дать целостное описание общества, взаимодействия личности и общества, они имеют свою логику, свои подходы к анализу проблем.
Макросоциология - идет от общества в целом к отдельным социальным явлениям, к личности. Она изучает масштабные социальные явления на глобальном уровне: нации, государства, социальные институты, социальную структуру, системы и подсистемы, различные сферы. По этому пути идут такие социологические направления и школы, как структурный функционализм, неоэволюционизм, структурализм, конфликтология, глобализм, герменевтика, постмодернизм и др.
Микросоциология - изучает конкретные социальные взаимодействия, межличностные отношения и коммуникативные процессы в микрогруппах, в повседневной жизни индивидов, а также мотивацию жизнедеятельности, ценностные ориентации людей (символический интеракционизм, этнометодология, теория социального обмена, социология повседневности, анализ социальных сетей). Она стремится переместить фокус внимания на непосредственно наблюдаемые явления социальной жизни, эмпирические фиксируемые настроения, состояния, мотивы поведения людей. Обобщая результаты, сопоставляя индивидуальное и типическое, единичное и всеобщее, микросоциология идет от конкретной реальности к взаимосвязям на социетальном уровне.
Роль «посредников» между макро - и - микросоциологией выполняют так называемые теории «среднего уровня», или отраслевые социологии (термин принадлежит Р. Мертону), в рамках которых изучаются на фундаментальном и прикладном уровне отдельные социальные институты, общности, процессы. Общая социологическая теория играет для них роль методологического знания, но сами они играют такую же роль по отношению к микросоциологии, к конкретным социологических исследованиям.
Как отмечал П.А. Сорокин, теории среднего уровня делают то же самое, что и общая социология, «но в отношении специального класса явлений», т.е. для той сферы общественной жизни, которая ответственна за непосредственное производство человека и личности (социология пола, возраста, этноса, семьи, города, образования, культуры и т. п.), либо за социальные аспекты других сфер жизни – экономической, политической, культурной.