Функции социологии как науки и учебной дисциплины

Структура и уровни социологического знания

Предмет и метод социологии

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Социология

Учебное издание

 

Текст печатается в авторской редакции

Компьютерная верстка О.Е. Денисова

 

 

ЛР № 040330 от 17. 02.97. Подписано в печать 21.07.2004.

Формат 210Х297 Бумага для множительной техники

Гарнитура Times New Roman

Печать плоская Усл. печ. л. 24 Уч.-изд. 24,0

Тираж 1500 экз. Заказ №

 

Уральский государственный педагогический университет

620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26

Отпечатано в ОП “Свиток»

620010 Екатеринбург, ул. Революции, 119

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. СОЦИОЛОГИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА.. 3

Л.Я. Рубина

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.. 3

И.Е. Левченко

КЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ СОЦИОЛОГИИ.. 8

И.Е. Левченко

РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В 1920 – 2000 годы... 22

Г.А. Захаров

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА. МЕТОДЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ОБЩЕСТВА.. 34

И.В. Шапко

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.. 44

А.Ю. Кузнецов

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА.. 52

Н.В. Веселкова

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ.. 56

Л.Е. Петрова

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 65

Л.Е. Петрова

ПРОЦЕДУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 77

II. СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ... 85

Л.Я. Рубина

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.. 85

М.Г. Бурлуцкая

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. 101

С.Н. Айрапетова

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ.. 110

М.А. Арапова, И.В. Шапко

СОЦИОЛОГИЯ ПОСЕЛЕНИЙ.. 120

С.Н. Айрапетова

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ.. 135

Ю.В. Миков

СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.. 143

Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ... 158

М.В. Епифанцева

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ.. 167

С.Н. Айрапетова

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ.. 172

В.И. Чеснокова

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. 179

III. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ.. 188

О.Г. Бердюгина

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА.. 188

А.А. Любякин

СОЦИОЛОГИЯ И КРИЗИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.. 198

Л.А. Лесина

СОЦИОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА.. 208

Г.А. Захаров

СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.. 215


I. СОЦИОЛОГИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА

 

 

 


Называя французского философа Огюста Конта «отцом» социологии, обычно имеют в виду не только то, что ему принадлежит само название «науки об обществе» (1837 г), но и его стремление утвердить ее в качестве кульминационного момента изучения общества, универсального знания о нем. Это было в первой трети XlX века отражением «большой мечты» о появлении именно такой науки, которая открывала бы универсальные законы человеческого поведения, как в свое время сделали математика и физика, пройдя путь от теологии через метафизику к научному (позитивному) знанию законов природы.

О. Конт не случайно называл социологию «социальной физикой» и считал, что на основе добытого ею знания (теории эволюции, прогресса) можно управлять обществом. Управление согласно социологическим принципам, на базе знаний социальной статики (теории организации и порядка) и динамики обеспечит всеобщий порядок и прогресс, заменит политику, станет средством реформирования общества. Мечта не сбылась, превращения социологии в новую всеобщую религию не произошло, и от соответствующих претензий социологи быстро отказались, оставив за О. Контом статус родоначальника позитивистского направления в познании социальной формы бытия, сохранившего свое значение до настоящего времени.

Но социология как самостоятельная наука состоялась, появились профессионалы - социологи, которые не ставили своей непосредственной задачей изменить общество, решить какие-либо конкретные проблемы, но стремились способствовать пониманию социальных процессов, познанию законов и закономерностей развития общественных систем, механизмов, формированию социального мышления.

Социологию считают одной из самых содержательных и молодых наук об обществе, несмотря на то, что название и многие социологические концепции появились давно. Начало современного этапа связывают с возникновением в 20-х годах XX века множества научных социологических школ в США, Германии, Франции, России. В 1920 г. в Санкт-Петербурге вышла в свет книга выдающегося российского ученого П.А. Сорокина «Основы социологии», где он называл ее наукой «становящейся». Однако и сегодня, взяв в руки учебник социологии, мы можем прочесть в нем, что «наука переживает период становления...» Это происходит потому, что знания об обществе и науки о нем развиваются, обогащаются и расширяют предмет изучения вместе с изменением, прогрессом самого общества.

В системе научного знания социология изначально занимает особое место, изучая общество в целом, закладывая фундамент социального знания. Она описывает внутренний мир общества и поведение больших масс людей. И сегодня социологи продолжают споры о том, что такое общество, которое постоянно меняется, принимая новые формы. Почему одни общества процветают, другие отстают или деградируют? В чем причины социальных конфликтов – семейных, межличностных, межгосударственных? Какие силы управляют поведением индивидов и групп, каковы личностные и социальные ценности, интересы, за которые люди борются? Ответы на подобные вопросы дает социология на основе научного познания многообразных проявлений социальной жизни.

В отличие от законов математики, физики, химии, законы, которые изучает социология, связаны с деятельностью людей, затрагивают их интересы на разных уровнях взаимодействия личностей, групп, государств и общества в целом. Поэтому и отношение общества, интерес правящей политической и духовной элиты к результатам, получаемым в ходе социологических исследований, в развитых и стабильных обществах постоянен и в основном позитивен.

В России этот интерес носил волнообразный характер. Имеются серьезные достижения дореволюционной социологии, заинтересованное отношение к ней сохранялось и в 20-е гг. XX в.: она получила статус науки, активно проводились исследования – опросы, интервью, переписи, самофотографии разных групп населения. Несмотря на слабость материальной базы, отсутствие вычислительной техники, получено много позитивной (научной) информации о состоянии и развитии образования, труда, быта, об образе жизни сельского населения, о положении женщины, о жизнедеятельности и политической активности студенчества. В 30-е гг. после известной дискуссии в Комакадемии, осудившей буржуазное влияние на нашу идеологию и науку, социология в числе других «лженаук» была на много лет забыта, все социальное знание свелось к историческому материализму.

Подъем социологии связывают с оттепелью 60-х гг., когда интерес к общетеоретическому и конкретному знанию об обществе вновь появился: сформировался спрос на социологические исследования, восстановились связи с зарубежными учеными, социологи - профессионалы хорошо зарекомендовали себя на международных конгрессах, возникло научное содружество - социологическая ассоциация, началась подготовка специалистов - социологов в ряде вузов страны, сложились научные школы и успешно функционировали исследовательские коллективы во многих научных центрах Ленинграда, Москвы, Свердловска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Барнаула и др. Были реализованы многие интересные проекты, в том числе и международного уровня.

Конечно, в начале этого периода было немало проблем и противоречий в развитии социологии, связанных с попытками использовать ее результаты в политическом манипулировании общественным мнением, с необходимостью деидеологизации научного знания, с неэффективностью реализации рекомендаций по решению тех или иных социальных проблем.

Новый «взлет интереса» к социологии отмечается в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в., когда процессы реформирования общества с неизбежностью потребовали повышения уровня и качества знаний о нем. Развиваются социологические службы при различных государственных и общественных структурах, создаются независимые центры изучения общественного мнения, институты социологических исследований, кафедры социологии в вузах. Расширяется подготовка социологов-профессионалов, а сама социология как учебная дисциплина в вузах заняла свое системообразующее место в блоке гуманитарных и социально-экономических дисциплин.