СОЦИОЛОГИЯ

Классификация нефтебаз.

Нефтебазовое хозяйство

Практическое занятие № 15

Нефтебаза - предприятие, состоящее из комплекса сооружений и установок, предназначенных для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов потребителям.

Нефть и нефтепродукты хранятся на нефтебазах и скла­дах, которые по их назначению подразделяются на две груп­пы:

первая группа - нефтебазы, представляющие собой самостоятельные предприятия;

вторая группа — склады, входящие в состав промышленных, транспортных и других предприятий.

Нефтебазы первой группы предназнача­ются для хранения, перевалки и снабжения нефтепродуктами потребителей промышленности, транспорта и сельского хо­зяйства. Нефтебазы второй группы представляют обычно небольшие складские хозяйства и предназначаются для хра­нения и снабжения нефтепродуктами цехов и других произ­водственных участков данного предприятия или организации (например, хранилища заводов, фабрик, аэропортов, железнодорожных станций и т. п.).

Основное назначение нефтебаз - обеспечить бесперебойное снабжение промышленности, транспорта, сельского хозяйства и других потребителей нефтепродуктами в необходимом количестве и ассортименте; сохранение качества нефтепродуктов и сокращение до минимума их потерь при приеме, хранении и отпуске потребителям.

Нефтебазы представляют большую опасность в пожарном отношении. Наиболее пожароопасными объектами являются резервуары. Поэтому за критерий пожароопасности нефтебаз принят суммарный объем резервуарного парка. Его величина положена в основу деления нефтебаз на категории:

- I - общий объем резервуарного парка свыше 100 000 м3;

- II - то же свыше 20 000 м3 по 100 000 м3;

- III а - то же свыше 10 000 м3 по 20 000 м3;

- III б - то же свыше 2 000м3по 10 000 м3;

- III в - то же до 2 000 м3 включительно.

В зависимости от категории нефтебаз строительными нормами и правилами устанавливаются минимально допустимые (с точки зрения пожарной безопасности) расстояния до соседних объектов, например, расстояние от нефтебаз I категории до жилых и общественных зданий должно быть не менее 200 м, а от нефтебаз II и III категории - не менее 100 м.

По принципу оперативной деятельностинефтебазы делятся на перевалочные, распределительные и перевалочно-распределительные.

Морской терминал по перевалке нефти

Перевалочные нефтебазыпредназначены для перегрузки (перевалки) нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой. Размещают их на берегах судоходных рек и озер, вблизи морских портов, крупных железнодорожных магистралей, промежуточных перекачивающих станций нефтепродуктопроводов. Роль конечного пункта магистрального нефтепродуктопровода (МНПП) также обычно играет перевалочная нефтебаза.

Распределительные нефтебазыпредназначены для непродолжительного хранения нефтепродуктов и снабжения ими потребителей обслуживаемого района. Их разделяют на оперативные,обслуживающие лишь местных потребителей, и сезонного хранения,предназначенные как для удовлетворения местных потребностей, так и для компенсации неравномерности подачи нефтепродуктов на оперативные нефтебазы, входящие в зону влияния нефтебазы сезонного хранения.

Перевалочно-распределительные нефтебазысовмещают функции перевалочных и распределительных нефтебаз.

По транспортным связямнефтебазы делятся на: железнодорожные, водные (речные, морские), водно-железнодорожные, трубопроводные и базы, получающие нефтепродукты автотранспортом.

По номенклатуре хранения нефтепродуктовразличают: нефтебазы общего хранения, только для светлых нефтепродуктов, только для темных нефтепродуктов и др.

Территорию нефтебазы (рис. 1) обычно разбивают на следующие зоны с примерным размещением в них зданий и сооружений:

I — зона железнодорожных нефтегрузовых операций с размещением в ней железнодорожных сливно-наливных уст­ройств, насосных, сливных резервуаров, тарных хранилищ, погрузочно-разгрузочных площадок, лабораторий, помещений для сливщиков и наливщиков и других объектов, связанных со сливно-наливными операциями;

II — зона нефтегрузовых операций с размещени­ем в ней насосных и других объектов, связанных с операциями по сливу и наливу нефти и нефтепродуктов;

IIIзона хранения для размещения резервуаров, газо­сборников, теплообменников, насосных;

IV— оперативная зона, в которой отпускают нефтепро­дукты мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры и боч­ки; в нее входят разливочные, расфасовочные, насосные, тар­ные хранилища, площадки порожней тары, наливные колон­ки, погрузочные площадки, установки по затариванию, освет­лению и регенерации отработанных масел;

Vзона вспомогательных сооружений, в которой разме­щают механические и сварочные мастерские, бондарные, про­парочные установки, площадки для хранения клепки, элект­ростанции, трансформаторные подстанции, котельные, кузни­цы, склады материалов и топлива, диспетчерские пункты, а также лаборатории и конторы грузовых операций, обслужи­вающие сливно-наливные причалы;

VI — зона административно-хозяйственных зданий и со­оружений для контор (офиса), проходных, гаражей и здания охраны;

VII — зона очистных сооружений с комплексом сооруже­ний для сбора и очистки производственных и ливневых вод (песко- и нефтеловушки, иловые площадки и др.).

Рис. 1. Схема разбивки генерального плана водно-железнодорожной нефтебазы: 2 — железнодорожные пути для маршрутов; 3 — сливно-наливные эстакады; 4 — нулевые резервуары; 5 — контора (насосная); 6 — узел задвижек; 7, 31 — лаборатории; 8 — резервуарные парки; 9 — мерники; 10 — обвалование; 11, 15, 16, 18, 19, 25 — склады; 12 — автоколон­ки; 13 — автовесы; 14 — разливочная; 17 — разгрузочная площадка; 20 — котельная; 21, 22, 23 — механические мастерские; 24 — водонасосная; 26 — иловые площадки; 27 — нефтеловушка; 28 — песколовка; 29 — админист­ративный корпус; 30 — контора; 32 — электростанция; 33 — пост ВОХР; 34 — пожарное депо

 

2. Операции, проводимые на нефтебазах.

Все производственные операции, проводимые на нефтебазах, разделяют на основные и вспомогательные.

К основным операциямотносятся:

- прием нефтепродуктов, доставляемых на нефтебазу железнодорожным, водным, автомобильным транспортом и по трубопроводам или отводам от них;

- хранение нефтепродуктов в резервуарах и тарных хранилищах;

- отпуск нефтепродуктов в железнодорожные (рис. 2) и автомобильные цистерны (рис. 3), нефтеналивные суда или по трубопроводам;

- замер и учет нефтепродуктов.

К вспомогательным операциямотносятся:

- очистка и обезвоживание масел и других вязких нефтепродуктов;

- смешение масел и топлив;

- регенерация отработанных масел;

- изготовление и ремонт тары;

- ремонт технологического оборудования, зданий и сооружений;

- эксплуатация котельных, транспорта и энергетических устройств.

Количество вспомогательных операций на различных нефтебазах неодинаково.

Рис. 2. Сливо-наливная железнодорожная эстакада.

 

Рис. 3. Автоналивная эстакада.

 

3. РЕЗЕРВУАРы ДЛЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ.

Резервуарами называются стационарные или передвиж­ные сосуды разнообразной формы и размеров, построенные из различных материалов. Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов относятся к наиболее ответственным соору­жениям на нефтебазах и станциях магистральных нефтепро­водов и нефтепродуктопроводов. В них хранятся большие количества ценных жидкостей, сохранность которых зависит от типа резервуаров и их технического состояния.

Условия хранения нефти и нефтепродуктов существенно отличаются друг от друга: по номенклатуре подразделяются на резервуары для хранения нефти, светлых и темных неф­тепродуктов. По материалу, из которого сооружаются ре­зервуары, они подразделяются на две основные группы — на металлические и неметаллические. Металлические резер­вуары сооружают преимущественно из стали и иногда из алюминия или в сочетании этих материалов. К неметалли­ческим резервуарам относятся в основном железобетонные и пластмассовые из различных синтетических материалов. Кроме того, резервуары каждой группы различают по фор­ме: они бывают вертикальными цилиндрическими, горизон­тальными цилиндрическими, прямоугольными, каплевидны­ми и других форм.

По схеме установки резервуары делятся на следующие типы:

1) наземные, у которых днище находится на уровне или выше минимальной планировочной отметки прилегающей пло­щадки;

2) подземные, когда максимальный уровень жидкости в резервуаре находится ниже минимальной планировочной от­метки прилегающей площадки (в пределах 3 м) не менее чем на 0,2 м. К подземным резервуарам приравниваются также резервуары, имеющие обсыпку высотой не менее чем на 0,2 м выше допускаемого предельного уровня жидкости в резервуаре и шириной не менее 3 м, считая от стенки резер­вуара до бровки обсыпки.

Резервуары сооружают различных объемов — от 5 до 120 000 м3. Область применения резервуаров устанавливается в зависимости от физических свойств хранимой нефти или нефтепродуктов и от условий их взаимодействия с материа­лом, из которого сооружают хранилище.

Для хранения свет­лых нефтепродуктов применяют преимущественно стальные резервуары (рис. 4), а также железобетонные с бензоустойчивым внут­ренним покрытием — листовой стальной облицовкой или не­металлической изоляцией, стойкой к воздействию нефтепро­дуктов.

Рис. 4. Вертикальный цилиндрический резервуар: 1 — световой люк; 2 — гидравлический предохранительный клапан; 3 — огневой предохранитель; 4 — дыхательный клапан; 5— замерный люк; б—указатель уровня; 7 — люк-лаз; 8 — сифонный кран; 9 — хлопушка; 10 — приемо-раздаточные патрубки; 11 — перепускное устройство; 12—управление хлопушкой; 13 — лебедка; 14 — подъемная труба; 15 — шарнир подъемной трубы; 16 — блок

Для нефти и темных нефтепродуктов рекомендуется применять в основном железобетонные резервуары. Смазоч­ные масла, как правило, хранятся в стальных резервуарах. В подземных хранилищах, сооружаемых в горных выработках, также хранят нефть и нефтепродукты. По условиям пожарной безопасности подземные резервуары являются более надеж­ными, так как в случае аварии практически исключается рас­текание нефтепродуктов по окружающей территории, что су­щественно для наземных резервуаров.

С целью снижения потерь легкоиспаряющихся нефтей и нефтепродуктов применяют резервуары с плавающим понтоном (рис. 5).

Понтон, плавающий на поверхности жидкости, уменьшает площадь испарения, благодаря чему резко снижаются (в 4-5 раз) потери от испарения. Понтон представляет собой диск с поплавками, обеспечивающими его плавучесть. Между понтоном и стенкой резервуара оставляется зазор шириной 100— 300 мм, перекрываемый уплотняющими герметизирующими затворами. Известны несколько конструкций затворов, однако в основном применяют затворы из прорезиненной ткани, профили которой имеют форму петли с внутренним заполнением затвора (петли) упругим материалом.

Рис. 5. Резервуар с металлическим понтоном: 1, 4 – открытые короба 2 – опора 3 – диск 5 – герметизирующий затвор

В связи с тем, что понтоны сооружают в резервуарах со стационарным покрытием, которое предотвращает попадание атмосферных осадков на поверхность понтонов, это позволяет применять облегченные конструкции понтонов из синтетических пленочных материалов.

 

 


* Алмазные долота и долота, армированные синтетическими поликристаллическими алмазными вставками, очень часто называют алмазным буровым инструментом (АБИ).

 

[1] По мере углубления скважины на забое накапливается большое число металлических обломков в результате скола зубьев и выпадания элементов опор шарошечных долот. Часть металла, находящегося на забое, размельчается в процессе бурения и выносится буровым раствором на поверхность, другая часть попадает в каверны и стенки скважины; этот металл в процессе бурения может снова попасть на забой. Металл на забое приводит к катастрофическому выкрашиванию алмазов.