СОЦИОЛОГИЯ
Классификация нефтебаз.
Нефтебазовое хозяйство
Практическое занятие № 15
Нефтебаза - предприятие, состоящее из комплекса сооружений и установок, предназначенных для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов потребителям.
Нефть и нефтепродукты хранятся на нефтебазах и складах, которые по их назначению подразделяются на две группы:
первая группа - нефтебазы, представляющие собой самостоятельные предприятия;
вторая группа — склады, входящие в состав промышленных, транспортных и других предприятий.
Нефтебазы первой группы предназначаются для хранения, перевалки и снабжения нефтепродуктами потребителей промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Нефтебазы второй группы представляют обычно небольшие складские хозяйства и предназначаются для хранения и снабжения нефтепродуктами цехов и других производственных участков данного предприятия или организации (например, хранилища заводов, фабрик, аэропортов, железнодорожных станций и т. п.).
Основное назначение нефтебаз - обеспечить бесперебойное снабжение промышленности, транспорта, сельского хозяйства и других потребителей нефтепродуктами в необходимом количестве и ассортименте; сохранение качества нефтепродуктов и сокращение до минимума их потерь при приеме, хранении и отпуске потребителям.
Нефтебазы представляют большую опасность в пожарном отношении. Наиболее пожароопасными объектами являются резервуары. Поэтому за критерий пожароопасности нефтебаз принят суммарный объем резервуарного парка. Его величина положена в основу деления нефтебаз на категории:
- I - общий объем резервуарного парка свыше 100 000 м3;
- II - то же свыше 20 000 м3 по 100 000 м3;
- III а - то же свыше 10 000 м3 по 20 000 м3;
- III б - то же свыше 2 000м3по 10 000 м3;
- III в - то же до 2 000 м3 включительно.
В зависимости от категории нефтебаз строительными нормами и правилами устанавливаются минимально допустимые (с точки зрения пожарной безопасности) расстояния до соседних объектов, например, расстояние от нефтебаз I категории до жилых и общественных зданий должно быть не менее 200 м, а от нефтебаз II и III категории - не менее 100 м.
По принципу оперативной деятельностинефтебазы делятся на перевалочные, распределительные и перевалочно-распределительные.
Морской терминал по перевалке нефти |
Перевалочные нефтебазыпредназначены для перегрузки (перевалки) нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой. Размещают их на берегах судоходных рек и озер, вблизи морских портов, крупных железнодорожных магистралей, промежуточных перекачивающих станций нефтепродуктопроводов. Роль конечного пункта магистрального нефтепродуктопровода (МНПП) также обычно играет перевалочная нефтебаза.
Распределительные нефтебазыпредназначены для непродолжительного хранения нефтепродуктов и снабжения ими потребителей обслуживаемого района. Их разделяют на оперативные,обслуживающие лишь местных потребителей, и сезонного хранения,предназначенные как для удовлетворения местных потребностей, так и для компенсации неравномерности подачи нефтепродуктов на оперативные нефтебазы, входящие в зону влияния нефтебазы сезонного хранения.
Перевалочно-распределительные нефтебазысовмещают функции перевалочных и распределительных нефтебаз.
По транспортным связямнефтебазы делятся на: железнодорожные, водные (речные, морские), водно-железнодорожные, трубопроводные и базы, получающие нефтепродукты автотранспортом.
По номенклатуре хранения нефтепродуктовразличают: нефтебазы общего хранения, только для светлых нефтепродуктов, только для темных нефтепродуктов и др.
Территорию нефтебазы (рис. 1) обычно разбивают на следующие зоны с примерным размещением в них зданий и сооружений:
I — зона железнодорожных нефтегрузовых операций с размещением в ней железнодорожных сливно-наливных устройств, насосных, сливных резервуаров, тарных хранилищ, погрузочно-разгрузочных площадок, лабораторий, помещений для сливщиков и наливщиков и других объектов, связанных со сливно-наливными операциями;
II — зона нефтегрузовых операций с размещением в ней насосных и других объектов, связанных с операциями по сливу и наливу нефти и нефтепродуктов;
III — зона хранения для размещения резервуаров, газосборников, теплообменников, насосных;
IV— оперативная зона, в которой отпускают нефтепродукты мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры и бочки; в нее входят разливочные, расфасовочные, насосные, тарные хранилища, площадки порожней тары, наливные колонки, погрузочные площадки, установки по затариванию, осветлению и регенерации отработанных масел;
V — зона вспомогательных сооружений, в которой размещают механические и сварочные мастерские, бондарные, пропарочные установки, площадки для хранения клепки, электростанции, трансформаторные подстанции, котельные, кузницы, склады материалов и топлива, диспетчерские пункты, а также лаборатории и конторы грузовых операций, обслуживающие сливно-наливные причалы;
VI — зона административно-хозяйственных зданий и сооружений для контор (офиса), проходных, гаражей и здания охраны;
VII — зона очистных сооружений с комплексом сооружений для сбора и очистки производственных и ливневых вод (песко- и нефтеловушки, иловые площадки и др.).
Рис. 1. Схема разбивки генерального плана водно-железнодорожной нефтебазы: 2 — железнодорожные пути для маршрутов; 3 — сливно-наливные эстакады; 4 — нулевые резервуары; 5 — контора (насосная); 6 — узел задвижек; 7, 31 — лаборатории; 8 — резервуарные парки; 9 — мерники; 10 — обвалование; 11, 15, 16, 18, 19, 25 — склады; 12 — автоколонки; 13 — автовесы; 14 — разливочная; 17 — разгрузочная площадка; 20 — котельная; 21, 22, 23 — механические мастерские; 24 — водонасосная; 26 — иловые площадки; 27 — нефтеловушка; 28 — песколовка; 29 — административный корпус; 30 — контора; 32 — электростанция; 33 — пост ВОХР; 34 — пожарное депо |
2. Операции, проводимые на нефтебазах.
Все производственные операции, проводимые на нефтебазах, разделяют на основные и вспомогательные.
К основным операциямотносятся:
- прием нефтепродуктов, доставляемых на нефтебазу железнодорожным, водным, автомобильным транспортом и по трубопроводам или отводам от них;
- хранение нефтепродуктов в резервуарах и тарных хранилищах;
- отпуск нефтепродуктов в железнодорожные (рис. 2) и автомобильные цистерны (рис. 3), нефтеналивные суда или по трубопроводам;
- замер и учет нефтепродуктов.
К вспомогательным операциямотносятся:
- очистка и обезвоживание масел и других вязких нефтепродуктов;
- смешение масел и топлив;
- регенерация отработанных масел;
- изготовление и ремонт тары;
- ремонт технологического оборудования, зданий и сооружений;
- эксплуатация котельных, транспорта и энергетических устройств.
Количество вспомогательных операций на различных нефтебазах неодинаково.
Рис. 2. Сливо-наливная железнодорожная эстакада. |
Рис. 3. Автоналивная эстакада. |
3. РЕЗЕРВУАРы ДЛЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ.
Резервуарами называются стационарные или передвижные сосуды разнообразной формы и размеров, построенные из различных материалов. Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов относятся к наиболее ответственным сооружениям на нефтебазах и станциях магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. В них хранятся большие количества ценных жидкостей, сохранность которых зависит от типа резервуаров и их технического состояния.
Условия хранения нефти и нефтепродуктов существенно отличаются друг от друга: по номенклатуре подразделяются на резервуары для хранения нефти, светлых и темных нефтепродуктов. По материалу, из которого сооружаются резервуары, они подразделяются на две основные группы — на металлические и неметаллические. Металлические резервуары сооружают преимущественно из стали и иногда из алюминия или в сочетании этих материалов. К неметаллическим резервуарам относятся в основном железобетонные и пластмассовые из различных синтетических материалов. Кроме того, резервуары каждой группы различают по форме: они бывают вертикальными цилиндрическими, горизонтальными цилиндрическими, прямоугольными, каплевидными и других форм.
По схеме установки резервуары делятся на следующие типы:
1) наземные, у которых днище находится на уровне или выше минимальной планировочной отметки прилегающей площадки;
2) подземные, когда максимальный уровень жидкости в резервуаре находится ниже минимальной планировочной отметки прилегающей площадки (в пределах 3 м) не менее чем на 0,2 м. К подземным резервуарам приравниваются также резервуары, имеющие обсыпку высотой не менее чем на 0,2 м выше допускаемого предельного уровня жидкости в резервуаре и шириной не менее 3 м, считая от стенки резервуара до бровки обсыпки.
Резервуары сооружают различных объемов — от 5 до 120 000 м3. Область применения резервуаров устанавливается в зависимости от физических свойств хранимой нефти или нефтепродуктов и от условий их взаимодействия с материалом, из которого сооружают хранилище.
Для хранения светлых нефтепродуктов применяют преимущественно стальные резервуары (рис. 4), а также железобетонные с бензоустойчивым внутренним покрытием — листовой стальной облицовкой или неметаллической изоляцией, стойкой к воздействию нефтепродуктов.
Рис. 4. Вертикальный цилиндрический резервуар: 1 — световой люк; 2 — гидравлический предохранительный клапан; 3 — огневой предохранитель; 4 — дыхательный клапан; 5— замерный люк; б—указатель уровня; 7 — люк-лаз; 8 — сифонный кран; 9 — хлопушка; 10 — приемо-раздаточные патрубки; 11 — перепускное устройство; 12—управление хлопушкой; 13 — лебедка; 14 — подъемная труба; 15 — шарнир подъемной трубы; 16 — блок |
Для нефти и темных нефтепродуктов рекомендуется применять в основном железобетонные резервуары. Смазочные масла, как правило, хранятся в стальных резервуарах. В подземных хранилищах, сооружаемых в горных выработках, также хранят нефть и нефтепродукты. По условиям пожарной безопасности подземные резервуары являются более надежными, так как в случае аварии практически исключается растекание нефтепродуктов по окружающей территории, что существенно для наземных резервуаров.
С целью снижения потерь легкоиспаряющихся нефтей и нефтепродуктов применяют резервуары с плавающим понтоном (рис. 5).
Понтон, плавающий на поверхности жидкости, уменьшает площадь испарения, благодаря чему резко снижаются (в 4-5 раз) потери от испарения. Понтон представляет собой диск с поплавками, обеспечивающими его плавучесть. Между понтоном и стенкой резервуара оставляется зазор шириной 100— 300 мм, перекрываемый уплотняющими герметизирующими затворами. Известны несколько конструкций затворов, однако в основном применяют затворы из прорезиненной ткани, профили которой имеют форму петли с внутренним заполнением затвора (петли) упругим материалом.
Рис. 5. Резервуар с металлическим понтоном: 1, 4 – открытые короба 2 – опора 3 – диск 5 – герметизирующий затвор |
В связи с тем, что понтоны сооружают в резервуарах со стационарным покрытием, которое предотвращает попадание атмосферных осадков на поверхность понтонов, это позволяет применять облегченные конструкции понтонов из синтетических пленочных материалов.
* Алмазные долота и долота, армированные синтетическими поликристаллическими алмазными вставками, очень часто называют алмазным буровым инструментом (АБИ).
[1] По мере углубления скважины на забое накапливается большое число металлических обломков в результате скола зубьев и выпадания элементов опор шарошечных долот. Часть металла, находящегося на забое, размельчается в процессе бурения и выносится буровым раствором на поверхность, другая часть попадает в каверны и стенки скважины; этот металл в процессе бурения может снова попасть на забой. Металл на забое приводит к катастрофическому выкрашиванию алмазов.