IV. Изучение нового материала

III. Сообщение темы и цели урока

II. Актуализация опорных знаний

1. Повторение изученных звуков и букв.

Игра «Помоги котенку».

Котенок, который пришел к нам на урок, кого-то ищет. Если мы пра­вильно назовем звуки, составим из них слово и запишем его, то узнаем кого. Первый звук в этом слове такой же, как последний в слове САМ, второй звук такой же, как второй в слове МАША, третий звук такой же, как первый в слове МЫШКА, а четвертый такой же, как второй в слове КУРИЦА.

Дети называют слово МАМУ, выкладывают его из букв и читают. За­тем учитель выставляет картинки с изображением бегемота, енота, кошки и кита, а дети называют маму котенка, составляя предложение: «У котенка мама кошка». Схему предложения записывают в тетрадь.

2. Игра «Один — много».

— Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Кот — коты, кит — киты, енот — еноты, бегемот — бегемоты.

Дети делят слова на слоги (берутся только имена существительные во множественном числе) и замечают, что во всех словах есть слог ТЫ, звук Ы.

Сегодня мы познакомимся со звуками и буквами, нужными для записи и чтения слова ТЫ.

1. Работа со звуком [ы].

— Послушайте стихотворение. О чем в нем говорится?

Песенка дубовых сеянцев

Ты росток, Ты — дубок,

И я росток. И я дубок.

Раз — листок, Я — дубок,

И два — листок. И ты — дубок,

Подрастем еще чуток, Станем рядом бок о бок,

И — чего же проще! — Вот и будет роща!

(И. Токмакова)

— О чем говорят дубовые сеянцы?

— Когда и как появится рощица?

— Назовите звуки в слове МЫ. Прокричите это слово. Какой из звуков гласный?

— Произнесите слово ТЫ. Из каких звуков оно состоит?

— Четко проговорите звук [т]. Как при этом работают язык, зубы и губы? (Язык сначала прижат к верхним зубам, а потом резко от­рывается. Губы и зубы при этом немного приоткрыты, образуют щель.)

— Что должны сделать сеянцы, чтобы стать рощицей? (Подрасти.)

— Разделите слово ПОДРАСТИ на слоги. Назовите третий слог. Произ­несите отдельно звуки этого слога.

— Послушайте, как вы произносите звук [т']. Сравните его со звуком [т]. Что в них общего? Чем они отличаются?

2. Знакомство с буквой ы.

— Назовите слова, в которых звук [ы] находится в середине, в конце.

— Попробуйте вспомнить слово, которое начиналось бы со звука [ы]. (Таких слов в русском языке нет.)

Гласный звук [ы] обозначается буквой ы. (Учитель выставляет на наборное полотно одну букву.) — Рассмотрите эту букву. Почему она одна, без пары? Из каких частей состоит буква ы? На что она похожа?

- Послушайте стихи о букве. С чем ее сравнивают авторы?

Вот топор.

Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква ы —

Все мы знать ее должны.

 

— Рассмотрите букву. Из скольких элементов они состоят?

 

— С помощью палочек и шнурка сделайте букву ы.

После конструирования дети печатают выученную букву в тетради.

3. Физкультминутка.

4. Закрепление изученной буквы ы.

— Откройте букварь (с. 42), прочтите слоги и слова с буквой ы.

5. Чтение предложений с изученными буквами.

— Мы с вами выучили уже столько букв, что можем читать и предложе­ния. Правда, некоторые слова в них заменены картинками.

— Что нарисовано в нижней части страницы? Назовите отдельные пред­меты.

— Что вы можете рассказать по этой небольшой картинке?

Учитель помогает учащимся осознать, как хорошо быть аккуратным.

— Прочитайте предложения рядом с рисунком. Какие из них рассказывают о девочке?

— Составьте свои предложения к рисунку.

Чтение и дополнение предложений. Предметы в единственном и множественном числе. Безударные гласные.

6. Развитие речи учащихся.

Дети рассуждают о личной гигиене.