IV. Изучение нового материала
III. Сообщение темы и цели урока
II. Актуализация опорных знаний
1. Повторение изученных звуков и букв.
Игра «Помоги котенку».
Котенок, который пришел к нам на урок, кого-то ищет. Если мы правильно назовем звуки, составим из них слово и запишем его, то узнаем кого. Первый звук в этом слове такой же, как последний в слове САМ, второй звук такой же, как второй в слове МАША, третий звук такой же, как первый в слове МЫШКА, а четвертый такой же, как второй в слове КУРИЦА.
Дети называют слово МАМУ, выкладывают его из букв и читают. Затем учитель выставляет картинки с изображением бегемота, енота, кошки и кита, а дети называют маму котенка, составляя предложение: «У котенка мама кошка». Схему предложения записывают в тетрадь.
2. Игра «Один — много».
— Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Кот — коты, кит — киты, енот — еноты, бегемот — бегемоты.
Дети делят слова на слоги (берутся только имена существительные во множественном числе) и замечают, что во всех словах есть слог ТЫ, звук Ы.
Сегодня мы познакомимся со звуками и буквами, нужными для записи и чтения слова ТЫ.
1. Работа со звуком [ы].
— Послушайте стихотворение. О чем в нем говорится?
Песенка дубовых сеянцев
Ты росток, Ты — дубок,
И я росток. И я дубок.
Раз — листок, Я — дубок,
И два — листок. И ты — дубок,
Подрастем еще чуток, Станем рядом бок о бок,
И — чего же проще! — Вот и будет роща!
(И. Токмакова)
— О чем говорят дубовые сеянцы?
— Когда и как появится рощица?
— Назовите звуки в слове МЫ. Прокричите это слово. Какой из звуков гласный?
— Произнесите слово ТЫ. Из каких звуков оно состоит?
— Четко проговорите звук [т]. Как при этом работают язык, зубы и губы? (Язык сначала прижат к верхним зубам, а потом резко отрывается. Губы и зубы при этом немного приоткрыты, образуют щель.)
— Что должны сделать сеянцы, чтобы стать рощицей? (Подрасти.)
— Разделите слово ПОДРАСТИ на слоги. Назовите третий слог. Произнесите отдельно звуки этого слога.
— Послушайте, как вы произносите звук [т']. Сравните его со звуком [т]. Что в них общего? Чем они отличаются?
2. Знакомство с буквой ы.
— Назовите слова, в которых звук [ы] находится в середине, в конце.
— Попробуйте вспомнить слово, которое начиналось бы со звука [ы]. (Таких слов в русском языке нет.)
— Гласный звук [ы] обозначается буквой ы. (Учитель выставляет на наборное полотно одну букву.) — Рассмотрите эту букву. Почему она одна, без пары? Из каких частей состоит буква ы? На что она похожа?
- Послушайте стихи о букве. С чем ее сравнивают авторы?
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква ы —
Все мы знать ее должны.
— Рассмотрите букву. Из скольких элементов они состоят?
— С помощью палочек и шнурка сделайте букву ы.
После конструирования дети печатают выученную букву в тетради.
3. Физкультминутка.
4. Закрепление изученной буквы ы.
— Откройте букварь (с. 42), прочтите слоги и слова с буквой ы.
5. Чтение предложений с изученными буквами.
— Мы с вами выучили уже столько букв, что можем читать и предложения. Правда, некоторые слова в них заменены картинками.
— Что нарисовано в нижней части страницы? Назовите отдельные предметы.
— Что вы можете рассказать по этой небольшой картинке?
Учитель помогает учащимся осознать, как хорошо быть аккуратным.
— Прочитайте предложения рядом с рисунком. Какие из них рассказывают о девочке?
— Составьте свои предложения к рисунку.
Чтение и дополнение предложений. Предметы в единственном и множественном числе. Безударные гласные.
6. Развитие речи учащихся.
Дети рассуждают о личной гигиене.